Сознание и бессознательное

(продолжительность – 20 минут)

Хотя о наличии бессознательной части психики говорили уже античные мыслители (например, Платон развивал идею познания как припоминания), интерес к бессознательному обострился в 19-м веке, прежде всего, в рамках философского иррационализма (Э. Гартман, Ф. Ницше). В конце 19-го века проблемой бессознательного заинтересовались врачи – невропатологи и психиатры (Шарко, Бернгейм, Й. Брейер). Однако наибольший вклад в разработку проблемы бессознательного внесла глубинная психология, начало которой положил психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 – 1939).

Психоанализ З. Фрейда

Невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Ему удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он на практике сблизил понятия лечения и исследования. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях. Однако главное открытие Фрейда – это открытие бессознательного. Но сначала скажем несколько слов о жизненном пути Фрейда.

Зигмунд Фрейд родился во Фрайбурге. Когда мальчику исполнилось три года, семья перебралась в Вену. Не обманув надежд родителей, Зигмунд с блеском окончил школу. После окончания школы Зигмунд поступил в Венский университет. Фрейд считал, что на его интеллектуальное развитие больше всего повлиял Эрнст Брюкке, один из ведущих физиологов второй половины XIX века. Он предполагал, что к изучению живых организмов применимы принципы физики и химии, и отрицал воздействие в биологии других сил, таких, как таинственная живая субстанция. Фрейд твердо усвоил этот строго научный подход и не отступал от него до конца жизни.

После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов, в 1895 году Фрейд открыл метод свободной ассоциации. Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально. Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено, и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая» путь сквозь подсознательные конфликты. Именно этот процесс Фрейд и назвал «психоанализом», впервые употребив этот термин в 1896 году.

Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений. Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения - его латентное содержание -- и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 году. Эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку.

После очередных наблюдений за пациентами в 1905 году была опубликована новая работа «Три очерка по теории сексуальности». Его теоретические выводы относительно сексуальной природы человека стали известны под названием «теория либидо».

В работе «Коллективная психология и анализ Я» Фрейд пишет: «Либидо -- это термин, заимствованный из теории аффективности. Мы с его помощью обозначаем энергию (рассматриваемую как количественная, но пока что не поддающаяся измерению величина) стремлений, относящихся к тому, что мы объединяем словом «любовь». Ядро любви в нашем понимании, естественно, слагается из того, что обычно называется любовью и воспето поэтами, то есть половой любви, завершением которой является половой союз. Но мы не отделяем от него другие разновидности любви, такие, как любовь к себе, любовь к родителям и детям, дружба, человеческая любовь в целом, так же как не отделяем привязанности к конкретным предметам и абстрактным идеям».

Первоначально психоанализ не признавали, даже относились к нему с неприятием, но все же нашлись и последователи, ставшие учениками Фрейда, среди них А. Адлер, К.-Г. Юнг, О. Ранк и другие. Начиная со второго десятилетия 20-го века психоаналитическое движение становится международным, Фрейд получает известность и славу, а психоанализ входит в моду.

Однако конец жизни выдался для Фрейда тяжелым. Мало того, что последние 20 лет жизни он страдал от рака горла (ему было сделано несколько операций, он едва мог говорить), но в 1938 году его родную Австрию оккупировали нацисты. Но знаменитый ученый не покинул Вену даже после того, как ему напомнили о еврейском происхождении. Фрейду грозил Освенцим, но за него вступился буквально весь мир: особенно негодовали испанский король, которого он некогда лечил, и датская королева. Добиться депортации Фрейда из Австрии пробовал по дипломатическим каналам президент США Франклин Рузвельт. Все решил звонок Бенито Муссолини, Фрейд лечил одного из его близких друзей, в ставку фюрера. Дуче лично попросил Адольфа Гитлера позволить Фрейду уехать. Генрих Гиммлер предложил вариант выкупа. Тут же нашлись желающие. Одной из бывших пациенток Фрейда, а затем верной ученицей, была внучка Наполеона Мария Бонапарт, жена греческого принца Георга. Она заявила австрийскому гауляйтеру: «Я заплачу за учителя любую сумму». Нацистский генерал назвал цену: два великолепных дворца княгини — почти все, что у нее было. «Слава Богу, фамилию деда вы у меня отнять не сможете», — с презрением сказала Мария Бонапарт, подписывая бумаги.

В Париже, куда привезли Фрейда, его встречали принц Георг и Мария Бонапарт. Под ноги Фрейду от ступенек вагона до «Роллс-Ройса» высокородной четы постелили ковровую дорожку из красного бархата, по которой некогда ступал дед Марии Наполеон, возвратившись в Париж после победы под Аустерлицем. Из глаз Фрейда потекли слезы. Погостив у Марии Бонапарт, он отправился в Англию. Там его навестил Бернард Шоу. Проведя за беседой несколько часов, два упрямых старца расстались добрыми друзьями. А 23 сентября 1939 года Фрейд умер. В последний путь его провожали только сыновья: Мартин, названный в честь клинициста Шарко, Эрнст, названный в честь первого учителя Фрейда, и Освальд, названный в честь отца Марты, его жены.

Но вернемся к теории Фрейда, точнее, к его представлениям о бессознательном.

Внутри психики Фрейд выделяет три «этажа»: сознание, предсознание и бессознательное. Первое включает только то, что мы осознаем «здесь и сейчас», предсознание более обширно, к нему относится все, что мы способны без труда осознать и, наконец, бессознательное – это то, что осознается с трудом, с помощью психоаналитической техники или вовсе не может быть осознано. Между предсознанием и бессознательным располагается цензура, которая не пропускает травмирующий материал из бессознательного в предсознание. Травмирующий потому, что может нанести ущерб нашей душе, например, понизить самооценку, лишить покоя, активизировать страхи и т.п.

В дальнейшей к этой первоначальной структуре Фрейд добавил еще новую, называемую нередко структурой личности. Она тоже включает три части: Я, Оно и Сверх-Я.

Оно –это область инстинктивных желаний и импульсов, нередко асоциальных, аморальных и даже разрушительных. Оно функционирует по принципу удовольствия, оно большей частью бессознательно. Его основу составляют два основных инстинкта: Эрос – то самое либидо, сексуальная энергия, о которой мы говорили выше, и Танатос – инстинкт разрушения и смерти, проявляющийся в агрессивных действиях.

Сверх-Я –это отражение родительского влияния, состоящее из различных запретов и социальных ограничений. Если Оно врожденно, то Сверх-Я формируется в детстве. Его задача запрещать нам совершать те поступки, которые Сверх-Я считает аморальными и асоциальными. Как и Оно, Сверх-Я большей частью бессознательно.

Я – это центр самосознания и воли, располагающийся между Сверх-Я и Оно, пытающийся примирить их противоположные интересы на основе принципа реальности.

Задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы усилить Я (Эго), и ослабить слишком жесткие ограничения Сверх-Я, лишающие нас счастья и удовольствия.

Фрейд лишь заложил представления о бессознательном, а также наметил пути его понимания и расшифровки. Дальнейшее развитие представлений о бессознательном осуществлялось в рамках различных направлений глубинной психологии.

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) выделил особый тип бессознательного – коллективное бессознательное. «Относительно поверхностный слой подсознания, -- писал Юнг, -- несомненно, является личностным. Мы называем его личным бессознательным. Однако под ним находится более глубинный слой, который не основывается на личном опыте, а является врожденным. Этот более глубокий слой представляет собой так называемое коллективное бессознательное».

Мы имеем здесь дело с неосознаваемой связью психики с богатой сокровищницей образов и символов, через которые индивидуум подключается к общечеловеческому. Чтобы обозначить сохраняющееся в психике коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие «архетип». По Юнгу, «архетипы -- это факторы и мотивы, которые организуют психические элементы в некие образы, и притом так, что они могут распознаваться лишь по производимому ими эффекту. Они существуют до сознания и образуют, по-видимому, структурные доминанты психики...»

Архетипы чаще всего проявляют себя в сновидениях, к их числу Юнг относит архетип Героя, Мудрого старца (Анимуса), Мудрой девушки (Анимы) и пр.

После Юнга представления о бессознательном развивали сторонники трансперсональной психологии, из которых наиболее известен американский ученый Станислав Гроф, который расширил бессознательное поистине до вселенских масштабов.

Сегодня можно выделить несколько видов бессознательного:

1) вытесненное (личное бессознательное Фрейда) – запретные желания, чувства, фантазии, интенции, которые не одобряются обществом, а потому вытесняются индивидом в подсознание (например, желание смерти родителю своего пола, желание сексуальной близости с родителем своего пола, различные садистские импульсы);

2) неосознаваемые автоматизмы психики (машинопись, езда на машине, на велосипеде);

3) неосознаваемые стереотипы, установки, предрассудки (расовые, гендерные, этнические);

4) подпороговые ощущения (эффект 25-го кадра);

5) инстинкты (Эрос и Танатос, территориальный инстинкт);

6) коллективное бессознательное (архетипы, расовая и этническая память);

7) перинатальное (воспоминание о внутриутробной жизни и травме рождения);

8) трансперсональное (информация об истории всей Вселенной).

Также необходимо выделить методы исследования бессознательного.

К ним обычно относят:

1) анализ сновидений – по Фрейду, это «царская дорога» к бессознательному;

2) анализ свободных ассоциаций;

3) анализ ляпсусов – оговорок, описок, забывания имен;

4) гипноз – как «машина времени», способная вернуть нас даже в самое раннее детство;

5) проективные методы – рисуночные и другие тесты (например, «Рисунок несуществующего животного»).

Заканчивая разговор о бессознательном, надо отметить, что современная наука далека от полных и исчерпывающих знаний об этой области психики. Но ясно, что подсознание на нас активно влияет, и вроде бы бессмысленные или иррациональные наши действия оказываются глубоко мотивированными на подсознательном уровне. Отсюда перед каждым человеком стоит задача – познавать свое бессознательное, познавать, чтобы управлять им, влиять на него, вообщем, не быть рабом собственных инстинктов и других бессознательных сил.

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Под бессознательным психологи понимают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются. Научное изучение бессознательного начал З. Фрейд, разработавший психоанализ как теорию и метод лечения неврозов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели главные проблемы онтологии – материю и ее атрибуты, включая пространство и время, отражение и сознание, выделили основные уровни сознания, определили его специфику и особенности происхождения, а также типологизировали бессознательное, выделив его виды и уровни, методы познания. На следующей лекции мы продолжим изучать онтологию – будем рассматривать диалектику как учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИИ  
При подготовке к чтению лекции по теме «Сознание, его происхождение и сущность» необходимо проанализировать рабочую программу дисциплины по соответствующей специальности (направлению), проверить и дополнить презентацию, изучить имеющуюся в библиотеке учебную и учебно-методическую литературу, освежить в памяти лекционный материал, мысленно продумать последовательность изложения вопросов и подвопросов, их связь с презентацией, имеющейся учебно-методической литературой и направлением подготовки обучающихся.
Во вступительном слове: изложить актуальность темы лекции, ее цели и задачи, связать с предшествующей лекцией. В первом учебном вопросе: рассказать о сущности и формах отражения, при этом желательно использовать презентацию с наглядными картинками. Важно показать значение отражения для пожарного дела, в частности, для расследования и экспертизы пожаров. Во втором учебном вопросе: необходимо вначале четко зафиксировать определение сознания, далее рассмотреть его структуру, типы отношения сознания к миру, а в завершении вопроса раскрыть проблему генезиса сознания. В третьем учебном вопросе: целесообразно рассказать о вкладе Фрейда в открытие и изучение бессознательного, после чего раскрыть структуру бессознательного и отметить его виды. Важно показать значимость подсознания для нашей жизни, в том числе для профессиональной деятельности пожарных.
ЛИТЕРАТУРА:
а) основная: 1. Липский В.Н., Бабин Ю.М., Киричек А.В., Филатова Г.А. Философия. Практикум: Учебно-методическое пособие. – М.: АГПС, 2014. 2. Философия. Тематический план. Планы семинарских занятий для студентов, обучающихся по программе специалитета по специальности «Судебная экспертиза» (5 лет очно) / Сост.: А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. 3. Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 140-156. 4. Моисеева Н. А., Сороковикова В. А. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 128-138. 5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 218-261. 6. Злотников Ю. Я. Проблема сознания и самосознания в философии: Лекция. - М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.
б) дополнительная: 7. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. 8. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994. 9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. 11. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.
в) нормативная: 12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (http://минобрнауки.рф/документы/2974) 13. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (http://минобрнауки.рф/документы/2257) 14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml) 15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
г) справочная: 16. Философский энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2011.
  доцент кафедры философии, канд. философ. наук, доцент
(должность, ученые степень и звание автора лекции) Полковник внутренней службы ________________Киричек А.В.
(специальное звание, подпись, инициалы и фамилия)
(Дата)

[1] Психика // Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990, с. 299

[2] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1996, с. 171.

[3] Там же, с. 170.

[4] Информационное поле Вселенной. Рассылка по биоэнергетике // http://biomagic.by.ru/rassilka/rassilka7_v.htm

Наши рекомендации