У. Джеймс о религиозном опыте
Однако, для подобного анализа религиозный опыт всегда будет только психическим явлением. Правда, этот опыт имеет огромную биологическую ценность. Когда человек обладает им, его духовные силы растут, новая жизнь открывается перед ним, и опыт этот кажется ему границей, где сочетаются силы двух различных миров. Неужели же этот опыт, вопреки доставляемым им результатам, является только субъективным восприятием вещей, созданием человеческого воображения? Я подхожу, таким образом, ко второму вопросу: В чем состоит объективная "истина" содержания религиозного опыта? [19]
Этот вопрос об истинности прежде всего должен быть поставлен по отношению к тому "нечто", активное гармоническое общение с которым наше высшее "я" переживает в религиозном опыте. Представляет ли это "нечто" только продукт нашего воображения, или реальное бытие? Если оно реально существует, то в какой форме? Обладает ли оно активной силой? Как следует понимать это "общение", в реальности которого так убеждены религиозные люди?
Джеймс понимал под религиозным опытом субъективные религиозные феномены в различных формах – мистические видения, галлюцинации, экзальтированные состояния. В специфической области религиозного опыта для многих людей предмет их веры является не в форме отвлеченного понятия, которое разум признает истинным, а в форме реальности, постигаемой непосредственно в почти чувственном восприятии. И поскольку религиозный опыт связан с Абсолютом, Божеством, он неизбежно приобретает мистический облик. В религиозности человека мистический элемент – это не просто вера в высшую силу, а чувство ее присутствия, реального существования.
Универсальным ядром религиозного опыта Джеймс считал душевное освобождение, которое складывается из двух стадий: душевное страдание и освобождение от страдания. Человек чувствует, что он спасен от зла благодаря приобщению к высшим силам.
Сущность религиозного опыта наиболее полно отражается в ярких, интенсивных религиозных переживаниях. Мистические переживания и состояния сознания являются корнями религиозности человека. На тех, кто переживал подобный опыт, рассудочные доводы не могут действовать. Религиозный опыт доступен не многим, чаще он открывается религиозным гениям, от которых передается обычным людям, это опыт соприкосновения с горним миром. Одной из форм проявления религиозности является чувственный опыт общения с высшими силами через молитву.
Молитва для верующего человека живым опытом, в котором он сам является действующим лицом и притом не в мнимом представлении, а в самой несомненной действительности. Молитва – это пример мистического опыта общения с высшими силами. Молитва, или внутреннее общение с духом этого горнего мира есть реально протекающий процесс, в котором проявляется духовная энергия и который порождает известные психические и даже материальные последствия в феноменальном мире.
Однако, высшая степень религиозности – это переживание опыта обращения. Выражение, что человек пережил обращение означает, что религиозные мысли, которые до того находились на периферии его сознания заняли центральное место, что религиозные стремления образовали постоянный центр энергии. Обращение – медленный или внезапный процесс, которым раздвоенная и сознающая себя недостойной и несчастной душа, приходит к внутреннему объединению, к сознанию своей праведности и к ощущению счастья: она находит твердую опору в своей вере в реальность того, что ей открыли ее религиозные переживания.
Данный религиозный опыт дает человеку возможность пережить единение с чем-то большим, чем его личность, и осознать свою религиозность благодаря состояниям уверенности в факте непосредственного общения с Богом. Состояния уверенности: освобождение от состояния угнетенности, чувство познания неизвестных до этого истин, уверенность в том, что мир подвергся каким-то объективным переменам, автоматизм-фотизмы(световые явления, галлюцинации),экстаз счастья.
Формы духовной жизни, отражающиеся на процессе обращения: сознательный и активный тип; пассивный и бессознательный тип. Иными словами волевой и безвольный.
Процесс обращения: единицей душевной жизни является душевное состояние целиком. Различные состояния сменяют друг друга, и каждое имеет свой яркий центр. В некоторых состояниях поле сознания расширяется, а в других суживается. Главная характеристика поля сознания – неопределенность его областей. Существует целый ряд воспоминаний, мыслей, ощущений, которые находятся за пределами поля сознания, и тем не менее являющиеся фактами сознания – сублиминальное сознание. Сублиминальное сознание проливает свет на многие явления религиозной жизни. Важнейшим следствием развития окраинной жизни сознания является то, что обычные поля сознания человека подвергаются тогда вторжениям это жизни. Человек не знает источника этих вторжений, и потому они представляются ему в форме необъяснимых импульсов – автоматизм. Человек , переживший внезапное обращение, обладает более развитой областью подсознательной жизни, чем тот кто постепенное.
Мистическое познание близко по своей сущности интуитивному познанию мира, эти два вида познания переплетены друг с другом.
Святость является закономерным следствием обращения. Джеймс объясняет феномен святости тем, что: «Во время исключительного господства какого-нибудь одного ощущения, вещи, в обычное время невозможные, становятся естественными, потому что в этот момент сила всех запретов парализована. Их "нет" не только не дает знать о себе, но как бы вовсе не существует». Святость характеризуется некоторым общим для всех религий набором черт, которые выделяет Джеймс:
1. Ощущение более широкой жизни, чем полная мелких интересов, себялюбивая жизнь земных существ, и убеждение в существовании Верховной Силы, достигнутое не только усилиями разума, но и путем непосредственного чувства…
2. Чувство интимной связи между верховной силой и нашею жизнью и добровольное подчинение этой силе
3. Безграничный подъем и ощущение свободы, соответствующее исчезновению границ личной жизни
4. Перемещение центра эмоциональной жизни по направлению к чувствам, исполненным любви и гармонии, по направлению к "да" и в сторону от "нет", когда дело идет об интересах других лиц
Из этих переживаний следствием являются: аскетизм, сила души (ее всеохватность и спокойствие), чистота души и милосердие.
Видом религиозного опыта также является мистическое переживание. 4 характерных признака для различения мистического переживания:1. Неизреченность 2. Интуитивность3. Кратковременность 4. Бездеятельность воли
Общие черты мистического сознания: B целом оно является пантеистическим и оптимистическим, или, по крайней мере, противоположным пессимистическому. Кроме того, оно антинатуралистическое и лучше всего гармонирует с идеей дважды рожденного сознания и с тем состоянием духа, когда человек чувствует свою отчужденность от этого мира.
1. Мистические состояния, достигшие своего полного развития, являются абсолютно авторитетными для тех лиц, которые их испытывают.
2. Для лиц не переживших мистического опыта, чужой мистический опыт лишен той авторитетности, которая заставляла бы их принимать без критики все мистические откровения.
3. Мистический опыт подрывает авторитетность немистического или рационалистического сознания, основанного только на рассудке и чувствах. Он показывает, что последнее представляет собою только один из видов сознания. Он устанавливает возможность существования истин другого порядка, которые являются для нас несомненными истинами, поскольку соответствуют нашей внутренней жизни.