Накопление знаний о конфликтах
Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека. Свидетельства тому — мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук.
Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса» в греческой мифологии. Это поэтический рассказ о том, как богиня раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое яблоко с лаконичной надписью «прекраснейшей» и как заспорили, кому предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три влиятельных богини: Гера — супруга Зевса, верховная олимпийская богиня; Афина — богиня мудрости и справедливой войны; Афродита — богиня любви и красоты. За разрешением спора они обратились к Парису — юному царевичу из Трои. Тот отдал предпочтение Афродите, признав ее прекраснейшей из богинь...
Впечатляет библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем — сыновьями Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда братья приносили жертвы богу каждый по своим занятиям: Каин как земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада своего». Бог благосклонно отнесся к дару Авеля, а «на Каина и его дар не призрел». Это обстоятельство сильно расстроило последнего, вызвало у него ревность и зависть к брату. Произошла ссора, которая закончилась трагически — убийством Авеля...
Можно вспомнить также русские былины. Отражая события, происходившие в пору становления Древней Руси, они красочно повествуют о защите рубежей своей земли от врагов, общественно-политических конфликтах того времени, богатырских подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, одолевших в труд-пых противоборствах Соловья-разбойника, Идолище поганое и цругих чудищ...
Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества.Потому-то корни конфликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Так, Конфуций — знаменитый мудрец Древнего Китая — еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормаль-пому общению также корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, лесть, краснобайство. Напротив, полезны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почти-н-льность к высшим и старшим, благосклонность к простым и маним. Поэтому, наставлял мудрец, надо улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы «тяжбы не велись». От дурных помыслов и поступков удерживает человечность, прежде всего доброта, справедливость, чистосердечие, благожелательность. Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфуций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими»; "• < и! себя на людях, как при встрече важной персоны; не делать (ругим того, чего не хотят, себе; не вызывать ропота ни в семей-I те, ни в стране. Нужно платить за зло по справедливости, а за
... ро -добром.
« лм Конфуций, как представлялось его многочисленным уче-
.... им, обладал несомненными достоинствами, был «ласков, добр,
... ггителен, бережлив и уступчив». Ему были чужды по крайней
И |" четыре недостатка: «склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие».
И ОДНО время с Конфуцием попытку рационально осмыслить
• ч"|.... V конфликта предпринял древнегреческий философ-диалек-
|и. Гераклит. Он считал, что в мире все рождается через вражду и |>и Конфликты представлялись ему как важное свойство, ценное условие общественной жизни, ибо противоборство, в ПК к* и война, есть «отец всего и царь всего». Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей и! и другие философы-материалисты древности. При пом ИТорыс из них (например, Эпикур) высказывали мысль о ТОМ,
"I....... оные столкновения своими тяжкими последствиями в
•нцов убедят людей жить в мире и согласии.
I ... |)ЛИКТам уделяли внимание и такие выдающиеся умы ан-
и I п Платон и Аристотель, жившие в V—IV вв. до н.э.
и I н1 человек по природе своей существо общественное;
1,|ц.N1 |ц инн I представляет собой лишь часть более широкого
целого — общества; заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.
Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на источники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
Нужно заметить, что коллективизмв его примитивной, грубой, а нередко принудительной формах долгое время, вплоть до эпохи Возрождения, преобладал в общественных связях. Он освящался религией. Христианство, например, исповедывало библейское представление о человеке как создании Бога, о внутреннем его раздвоении вследствие первородного греха, о противоборстве в обществе ниспосланного людям свыше «добра» и неизбежного в земной жизни «зла». В условиях средневековья коллективизм означал подчинение человека феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной, ремесленным цехом, купеческой корпорацией, рыцарским или монашеским орденом.
И только на излете средних веков — в XVI—XVII вв. — сформировался в мощную силу индивидуализм.Как один из главнейших принципов общественного взаимодействия и нравственности он стал своего рода катализатором социально-экономических преобразований, создания условий для творческих устремлений и самоутверждения личности. Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме, постулатах христиан-протестантов, учении об естественном праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.
К примеру, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон и другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.
Иной, заметно отличной от гуманистов точки зрения придерживались Джон Локк, Томас Гоббс и другие ревнители буржуазных свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они полагали, что человек есть отдельное самоцепное существо, для которого другие люди — только среда его обитания. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей — это «война всех против всех», в которой люди выступают в качестве либо врагов, 1Ибо партнеров.
По ним суждениям конфликты предопределены естественным равенством людей как в их способностях, так И В сноихтребовани
■ /
ях. Невозможность же реально удовлетворить разом все притязания создает в отношениях между ними конфликтные ситуации. Конечно, путь к согласию не закрыт, но сотрудничество возможно не в силу естественных свойств человека, как считали древние мыслители, а в результате принуждения, угрозы наказания за ослушание, нарушение общественного договора.
XVIIIв. — век Просвещения — не принес существенных перемен в разноголосице суждений относительно причин конфликтов и мер по их преодолению. Пожалуй, весьма характерно в этом плане мнение Адама Смита — родоначальника классической политэкономии. Он в своей книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником некоей степени эгоизма, т.е. «любви к себе», но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счаг
I ЬЮ.
Смит полагал, что основная причина, которая движет челове-| ом в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный 1 I ат ус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопро-нождающие их выгоды». Впоследствии в ставшем всемирно известном «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он ю моральных отношений между людьми во главу угла поста-пи и экономические интересы, считая, однако, главным, чтобы приоритетная забота человека о собственном материальном благополучии не была помехой на пути к всеобщему благу, чтобы мысль ноденствии всего общества преобладала над личными моти-ш
Литр «Теории нравственных чувств» определенно исходил из
о.п посылки, что «человек может существовать только в обществе»
|| имеет естественную склонность к общественному состоянию», а
1му для него «уважение к общим правилам нравственности и
....... кк I пенно так называемое чувство долга». Отмечая, чтоблаго-
Н1с, справедливость, человеколюбие — качества, приносящие
|м наибольшую пользу, Смит писал: «Наше собственное бла-
1.ПН- побуждает нас к благоразумию; благополучие наших
1ЖНИХ побуждает нас к справедливости и человеколюбию; спра-ц|но. и, отстраняет нас от всего, что может повредить счастью НИХближних, а человеколюбие побуждает нас к тому, что мо-■ "и и< иииип, ему».
К... тс допустимо считать, что смитовская нравственная пози-
| но I поему эффективной для его времени — периода ста-
1 |
Щ И I н утверждения капитализма эпохи свободной конкурен-
" I..... |\ I и I I юг|;почпо значимым средством предупреждения
1111111111111 конфликтов в ту переходную пору, когда набирал
силу индивидуализм и сохраняли прочность коллективистские традиции прежнего общественного устройства.