Психические процессы и состояния
Деятельность и психические процессы.Приизучении этого вопроса необходимо обратить особое внимание на следующее: Что такое деятельность и деятельностный подход? Какова взаимосвязь деятельности и психических процессов? Какова общая характеристика психических процессов, какие процессы являются познавательными и почему?
Ощущения.При изучении этого явления особенно важно обратить внимание на значение ощущений в жизни человека, на понятие абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности. Также важно уяснить суть закона Вебера-Фехнера и суть понятий адаптации и сенсибилизации.
Восприятие.Здесь надо обратить особое внимание на главное отличие восприятия от ощущений, на основные свойства восприятия, на связь восприятия с движениями, на устойчивость образов, на факторы, влияющие на формирование образов.
Представление.Здесь необходимо обратить внимание на сравнительный анализ представления и восприятия, выявить связь и главные различия между ними. Важно также понять взаимосвязь представлений с другими психическими процессами, особенно с мышлением и воображением.
Воображение.При изучении воображения необходимо обратить внимание на его основные отличия от образов восприятия, представления и памяти, а также на важную роль воображения в жизни человека, в творческих процессах.
Мышление. При изучении этого вопроса необходимо обратить особое внимание на главное отличие мышления от других психических процессов - обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных свойствах, связях и отношениях. Мышление является высшим познавательным процессом, выходит за пределы чувственно данного, его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, теоретические и практические выводы.
Речь.Здесь необходимо обратить особое внимание на тесную неразрывную взаимосвязь мышления и речи, мысли и слова. Также необходимо, иметь в виду, что речь выступает не только инструментом мышления, но и является средством общения между людьми, служит обмену информацией. Роль и значение речи в жизни людей трудно переоценить.
Внимание.При изучении этого вопроса необходимо сделать акцент на том факте, что внимание является сквозным психическим процессом, а не только познавательным, что оно включено во все остальные психические процессы и в систему межличностных отношений и неотделимо от них; также необходимо уяснить, какие функции выполняет внимание в других психических процессах и какие существуют формы и виды внимания.
Память.Здесь необходимо иметь в виду, что память, как и внимание, является сквозным психическим процессом. Необходимо также заострить внимание на процессах памяти и их основных характеристиках. Также важно уяснить, что существуют индивидуальные различия памяти у людей.
Эмоции.Здесь необходимо обратить внимание на ту важную роль, которую играют эмоции в жизни человека: в деятельности, в творчестве, в общении, также нужно иметь в виду, что эмоциональные явления рассматриваются и как эмоциональные процессы, и как состояния, и как черты личности человека.
Воля. Здесь необходимо обратить особое внимание на важнейшую роль воли в регуляции поведения человека во всех сферах жизнедеятельности и, в связи с этим, на важность формирования и развития собственных волевых качеств. Также нужно иметь в виду, что воля может рассматриваться и как волевой психический процесс, и как психическое свойство личности.
Л и т е р а т у р а
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А.В. Либина. – М., 1998.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.
Лурия А. Р. Внимание и память.— М., 1975.
Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М., 1975.
Лурия А. Р. Язык и мышление. — М., 1979.
Лурия А.Р. Лекции по психологии. – Минск, 2004.
Немов Р. С. Психология. Учебник для студ. вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М., 2003.
Общая психология. Курс лекций для педагогических вузов / Сост. И.Е. Рогов. — М., 2002.
Петровский А. В. Введение в психологию. — М., 2001.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое деятельность?
2. В чем отличие деятельности человека от активности животных?
3. Как связаны между собой познавательные процессы и внутренние моменты деятельности?
4. Что представляют собой умения, навыки и привычки?
5. Каково значение ощущений в жизни человека?
6. В чем главное отличие восприятия от ощущений и что между ними общего?
7. Какие вы знаете основные свойства и функции внимания?
8. Какие существуют виды внимания?
9. Что такое память?
10. Какие основные процессы памяти вам известны и как можно их охарактеризовать?
11. Что такое представление?
12. Имеются ли способы развития процесса представления?
13. Что такое воображение?
14. В чем суть воссоздающего и творческого воображения?
15. В чем суть процесса мышления?
16. Какие виды мышления вам известны?
17. Что такое интеллект?
18. Что такое речь? Какие функции и виды речи вам известны?
19. В чем заключается связь речи и мышления?
20. Является ли речь только познавательным психическим процессом?
21. Что такое эмоции и каково их значение в жизни человека?
22. Что такое чувства и как они связаны с эмоциями?
23. Что такое воля и каково ее значение в регуляции поведения человека?
Психология личности
Общее представление о личности в психологии.При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на тот факт, что в научной литературе существует множество определений понятия «личность», что обусловлено многогранностью и сложностью феномена личности. Чтобы составить общее представление о личности, необходимо попытаться уяснить суть понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» и их соотношение с понятием «личности», выявить различия в содержании и объеме этих понятий.
Современные теории личности.При изучении данного вопроса следует обратить внимание на классификацию и содержание современных теорий личности, уделив особое внимание современным подходам и разработкам в сфере исследований личности в отечественной психологии с учетом преемственности позиций наших ученых.
Психические свойства личности.Здесь необходимо обратить внимание на общую характеристику психических свойств личности и на соотношение биологического и социального в различных свойствах личности.
Темперамент.При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на тот факт, что типы и свойства темперамента зависят от свойств нервной системы человека, что в реальной жизни отсутствуют чистые типы темпераментов, у большинства людей они смешаны в той или иной пропорции. Также нужно иметь в виду, что не бывает хорошего или плохого темперамента, каждый тип темперамента имеет свои достоинства и недостатки.
Характер.Здесь необходимо обратить внимание на то, что характер - это система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности и общении человека с окружающими людьми, что характер занимает центральное место в общей структуре личности, объединяет все другие свойства и особенности поведения человека.
Способности.Здесь необходимо иметь в виду, что предпосылками для развития способностей являются задатки, которые также как и способности обусловлены и природными, и социально сформированными факторами. Причем для развития большинства способностей социальные факторы играют определяющую роль.
Направленность личности.При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам, хотя мотивация поведения человека не всегда бывает сознательной. Направленность личности в целом зависит во многом от убеждений, ценностных ориентации и мировоззрения человека. Также надо иметь в виду, что направленность личности во многом связана с самосознанием, с самооценкой личности, с образом «Я», который складывается в результате жизненного опыта, т.е. с Я — концепцией личности.
Л и т е р а т у р а
Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.
Бернс Р. В. Я - концепция и воспитание. — М., 1986.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Бородина А.В. Психология характера. – М., 1997.
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.
Дружинин В.Н. .Психология общих способностей. – М., 1997.
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М., 1995.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.
Маслоу А. К психологии бытия. – М., 1999.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.— М., 2003.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 2001.
Петровский А. В. Введение в психологию. - М., 2001.
Трусов В. П. Современные психологические теории личности. Учебное пособие, — Л., 1990.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1990.
Вопросы для самопроверки
1. Какие определения личности вам известны?
2. Каково соотношение объема и содержания понятий
«индивид», «индивидуальность», «личность»?
3. Что входит в структуру личности?
4. Какие современные теории личности вам известны?
5. Что вам известно об исследованиях личности в отечественной психологической науке?
6. Какие виды темперамента вы знаете и как они связаны со свойствами нервной системы человека?
7. Что включается в структуру характера?
8. Какое место занимает характер в общей структуре личности?
9. Что такое способности?
10. Что такое задатки?
11. Что такое одаренность и талант?
12. Как связана воля с проблемой свободы выбора?
13. Что такое направленность личности, какова ее структура?
14. Что такое Я — концепция личности?