Занятие 4. (семинар) Гендерные основы индивидуально-психологических различий
Цель: закрепление знаний по теме; активное слушание, применение информации, вспоминание информации, создание связей между идеями, темами и фактами. Формирование практических навыков на основе ранее полученных знаний; вспоминание информации; применение знаний, оценка знаний.
Формы: выступления с докладами, рассмотрение примеров, совместные упражнения.
Вопросы по теме:
1. Половой диморфизм.
2. Гендерные роли.
3. Закономерности, выявленные в дифференциально-психологических исследованиях различий между полами.
4. Роль наследственности в формировании половых различий.
5. Роль среды в формировании половых различий.
Темы докладов:
1. Влияние культуры на гендерные роли.
2. Мужчины и женщины в семье.
3. Пол и различные виды деятельности.
4. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.
Литература:
· Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
· Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.
· Е.П.Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
· Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
Занятие 5. (семинар) Культурные основы индивидуально-психологических различий. Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий
Цель: определить индивидуальный уровень знаний каждого студента по данной теме.
Формы: выступления с докладами, вопросы и ответы.
Вопросы по теме:
6. Понятие кросс-культурных исследований в дифференциальной психологии.
7. История развития кросс-культурных исследований.
8. Рассмотрение культур по разным основаниям.
9. Кросс-культурные исследования физического развития.
10. Кросс-культурные исследования психических процессов.
11. Кросс-культурные исследования личности.
Темы докладов:
1. Современное состояние кросс-культурных исследований.
2. Понятие о коллективистских и индивидуалистских культурах.
3. Роль социальных факторов в формировании ИПР.
4. ИПР, обусловленные социальными факторами.
5. Значение биологического в человеке для формирования его социальной сущности.
6. Социальные ситуации развития личности и её статус.
7. Общественные функции – роли и ценностные ориентации личности.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
3. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.
4. Психологические журналы.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2001
6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.
Занятие 6 (практическое занятие). Психодиагностическое измерение человеческих различий
Цель занятия: сформировать практические навыки проведения психодиагностических измерений человеческих различий.
Формы: методы исследования.
Вопросы по теме:
1. Предмет дифференциально-психологической диагностики.
2. Методы дифференциально-психологической диагностики.
3. Метрические характеристики отдельных психодиагностических методик.
4. Основные требования к тестам, применяемым в дифференциально-психологических исследованиях.
Темы докладов:
Методы дифференциально-психологической диагностики.
Литература:
· Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
· Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2001.
· Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
· Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.
· Собчик Л. Психология индивидуальности. Изд-во «Речь», 2003.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Организация курса «Дифференциальная психология» кроме лекций и семинаров включает также самостоятельную работу студентов, которая предполагает:
· подготовку к семинарским занятиям по темам, которые с содержательной точки зрения могут быть освоены студентами самостоятельно;
· использование литературы, не включенной в основной и дополнительный список, а также просмотр периодических психологических журналов;
· анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения дифференциальной психологии;
· составление картотеки психологических терминов – понятий;
· подготовку докладов к семинарским занятиям…
Задание для самостоятельной работы по теме 1: «Предмет и методы дифференциальной психологии»:
1. Конспектирование литературы, в которой раскрываются данные вопросы.
2. Анализ письменных источников.
3. Подготовка научного доклада по теме «Дифференциально-психологический анализ человека».
Литература по теме:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во «Питер», 2001.
2. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. Изд-во СПбГУ, 1998.
3. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2000.
4. Собчик Л. Психология индивидуальности. Изд-во «Речь», 2003.