Прикладное значение цвета
Издавна человечество украшало свои дома дорогими коврами, уникальными гобеленами и штофной (тканевой) обивкой. Однако, все это не было доступно для большинства населения. И в этом смысле идея бумажных обоев, которую Запад заимствовал у культур Востока в XYIII веке, оказалась изобретением демократическим: ведь бумага стоит недорого и на ней можно изобразить и узор персидского ковра и рисунок гобелена или штофной ткани.
Декоративное искусство середины ХХ века провозгласило отход от традиционной тематики. Появились обои с простым геометрическим узором, которые стали нравиться, а потом и вообще вошли в моду. Однако, уже в последней четверти ХХ века при обсуждении типа обоев мнения людей разных специальностей стали резко расходиться.
Так, художники с жаром защищали образцы со строгими геометрическими узорами и были категорически против всяких там цветочков. Шахтерам же эти цветочки очень нравились, ибо они работали под землей и хотя бы дома хотели видеть на стенах цветы. Поэтому всегда следует помнить, что обои несут в себе прежде всего рекреационные функции (то есть предназначены для семантического отдыха и зарядки интеллекта в ближайшем окружении) и как цветовой фон не должны обращать на себя особого внимания. Взаимодействие цветов на этом фоне — достаточно сложный феномен и этот вопрос требует специального анализа.
Согласно П. А. Флоренскому, цвет обозначает собственное свойство самого предмета. Иначе говоря, это обозначение характеризует и отношение предмета к окружающему пространству, и внутреннее функциональное свойство предмета. Так, например, в искусстве нередко используется понятие «тяжесть» цвета. Что стоит за этим понятием в архитектуре?, — задает весьма ответственный вопрос группа исследователей цвета под руководством Л. К. Абрамова.
В реальности интеллект человека воспринимает никак не тяжесть, а лишь величину вклада черного цвета в итоговый (коричневый, к примеру) цвет. Следовательно, о «тяжести» цвета судит никак не формально-логическое мышление сознания, а образно-логическое представление подсознания и бессознания, отвечающих за переработку информации ахромных цветов.
В соответствии с экспериментами группы Л. К. Абрамова,[mccx] приведу наглядные примеры того, как проявляются эффекты цветового контраста и как можно сгладить их действие в соответствии с обстоятельствами каждого конкретного случая.
q Более насыщенный цвет вызывает более сильный контраст в отношении цвета менее насыщенного. Следует заметить, что важна не сама степень.насыщенности цвета, а отношение насыщенности сопоставляемых цветов.
q Сопоставление взаимно дополнительных или контрастных цветов увеличивает насыщенность каждого из них.
q Чем больше площадь цвета, вызывающего контраст, тем он сильнее ощущается.
q Одновременный контраст сильнее всего проявляется по линии соприкосновения взаимодействующих цветов.
q Цвета зеленой части спектра вызывают наиболее сильное контрастное действие.
q Одновременно действующий светлотный контраст снижает проявление цветового контраста.
q Ахроматическое оконтуривание цвета снижает действие одновременного контраста.
q Сопоставление цветов, близких по цветовому тону, снижает насыщенность каждого из них согласно с законом одновременного контраста.
q Длительное наблюдение цвета приводит к уменьшению его насыщенности.
Какие выводы следуют из наблюдаемых примеров? Воспринимаемые нашим глазом цвета постоянно взаимодействуют с только что видимыми. Раздражение одним цветом вызывает наряду с ощущением этого цвета более слабое, но совершенно определенное ощущение цвета, контрастного ему. Каждый цвет имеет свой определенный контрастный. Этот контрастный в свою очередь влияет на цвета, воспринимаемые глазом одновременно или последовательно, он как бы окрашивает их собою. Явление светлотного и цветового контраста всегда и всюду определяет наше восприятие окружающей среды.
Приведу также несколько примеров из жизни: быстрый переход от солнечного света улицы к умеренной освещенности комнаты заставляет воспринимать ее окраску как более темную. Когда же глаз привыкнет к новым условиям, окраска комнаты становится заметной и в умеренном освещении.
Переход из помещения, окрашенного насыщенным колером, например красным, в смежную комнату розового тона, создает первое впечатление о ней, как о блеклой или почти бесцветной. Но эта же розовая комната покажется значительно более розовой, если войти в нее непосредственно из зеленого помещения.
Если из комнаты, освещенной электрической лампой накаливания, дающей желтоватый свет, взглянуть на сумеречное небо за окном, оно покажется фиолетово-синим.
Приведенные в этом разделе примеры имели целью показать, насколько относительны наши цветовые ощущения; как сильно они зависят от влияния соседствующих цветов, от спектрального состава освещения, от состояния глаза, адаптации интеллекта в целом и т. д. Психофизиологическими свойствами человеческого интеллекта объясняется и целый ряд других цветовых явлений.