Тема 2. Когнитивная подструктура личности
Ощущения- отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Восприятие – целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.
Адаптация - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.
Сенсибилизация - повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя. При действии раздражителей сенсорных она обычно маскируется одновременно развивающимся процессом адаптации сенсорной. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить параллельным измерением чувствительности к раздражителю электрическому и сенсорному.
Синестезия - нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе.
Константность — относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.
Апперцепция - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т.д.).
II. Продуктивный уровень.
1.Задание:
Зрительные : Крайне важно обладать хорошей концентрацией внимания операторам охраны, сидящим за мониторами слежения. От качества внимания этих людей зависит очень многое, иной раз чья-то жизнь. Неспроста текучесть кадров в охране потрясает: иной раз за месяц на объекте может обновиться весь штат из 5-10 человек.
Инженер: Большое значение для инженера имеет способность к сосредоточению, способность быстро переключаться с уровня абстрактного мышления и представлений на уровень представлений о конкретном продукте (результат своих разработок), критичность, способность к анализу и синтезу, а также способность переходить от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям.
Ещё одна профессия, требующая концентрации внимания – водитель. Человек, отвечающий за жизнь пассажиров.
Слуховые: у радиста, музыканта.
Осязательные: у врача.
Обонятельные :у работников пищевой, парфюмерной промышленности.
Двигательные: у механика - наладчика, акробата.
Задание
1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений(слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
4. Константность –Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
5. Осмысленность –Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета
6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
ІІІ. Творческий уровень.
2.Творческое задание:
Константность
Константность
3.
Часть 2.
І. Репродуктивный уровень.
2.
СУЖДЕНИЕ- форма мышления в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета и которая может быть либо истинной, либо ложной .
Умозаключение - форма логического мышления, действие, в результате которого из одного или нескольких суждений получается новое, содержащее новое знание. Исходные суждения являются посылками. Умозаключение является формой опосредованного познания действительности.
Понятие – это мысль, которая путем указывания на некоторый признак выделяют из универсума и обобщает в класс предметы, которым свойственен этот признак.
Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Теоретическое понятийное мышление представляет собойоперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения копыту. Основной фактор успешного решения задач — полнота и надежность исходной информации. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований.
Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.
Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия.
Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью, но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний.