Глубокие межличностные отношения и здоровье
Уже является общепризнанным фактом, что наличие близких отношений с другим человеком, будь это друг, возлюбленный или родственник, значительно уменьшает риск сердечных приступов. Близкие отношения имеют не только социальный, но и медицинский аспект. Они способствуют как "профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, так и быстрому выздоровлению после острого приступа".
* В другом исследовании, специалисты исследовали количество антител в крови, которые наш организм производит для борьбы с болезнями. Повышение уровня антител показывает, что организм находится во всеоружии перед лицом болезнетворных микроорганизмов. Оказывается, что у людей, которые счастливы в браке, этих самых защитных антител гораздо больше, чем у холостяков и старых дев по убеждению. У тех, кто недавно пережил трагедию расставания с любимым человеком, уровень спасительных антител также намного ниже, чем у радостных супругов. Руководитель исследования доктор Анна Филипс отметила: "Мы знаем, что пожилые люди старше 65 лет более подвержены риску заболевания гриппом, нежели молодежь. Однако в ходе нашего эксперимента оказалось, что внутри данной возрастной группы подхватить грипп в большей степени рискуют овдовевшие люди, холостяки и те, кто решил расстаться со своей второй половиной в столь солидном возрасте. Тем же, кто счастлив в браке, грипп не так уж и страшен".
* На 45-й ежегодной конференции по эпидемиологии и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний Американской Ассоциации Сердца было представлено исследование, показавшее, что фактор риска заболеваний сердца больше у людей с меньшим количеством социальных контактов. "Наши исследования означают, что социальные контакты оказывают положительное влияние на сердце" - считает доктор философии Эрик Б. Локс, инструктор департамента здоровья и развития человека Гарвардской Школы Общественного Здоровья в Бостоне. "В общем, для здоровья полезно иметь близких друзей и семью, состоять в общественных или религиозных организациях".
* Ещё в одном исследовании ученые следили за тем, как целый набор факторов - общение, здоровье, образ жизни - влияли на продолжительность жизни 1,5 тысяч человек старше 70 лет. Результаты исследования опубликованы в Journal of Epidemiology and Community Health. Специалисты пользовались данными, сбор которых начался в 1992 году в Аделаиде. В рамках исследований людей спрашивали о том, как часто они общаются - лично или по телефону - со своими детьми, родственниками, друзьями или доверенными лицами. А затем через интервалы в несколько лет проверяли продолжительность жизни исследуемых. Ученые пришли к выводу, что за те 10 лет, которые они наблюдали за пожилыми людьми, общение престарелых с детьми и родственниками почти не влияло на продолжительность жизни. Вместе с тем, статистика показала, что люди, тесно связанные с множеством друзей и знакомых, с большей долей вероятности дожили до окончания исследования чем те, у кого было совсем мало друзей.
Иммунитет и стресс.
Достаточно давно стало понятно, что иммунная система является компонентом гомеостатического треугольника, в который кроме нее входят нервная и эндокринная системы. А иммунитет защищает постоянство клеточного состава организма человека, выявляя и удаляя любые генетически чужеродные клетки и вещества, поступающие извне и образующиеся внутри организма. Против всех этих антигенов развивается иммунный ответ с образованием разных эффекторных клеток и молекул.
* По данным ВОЗ, в настоящее время первой особенностью состояния здоровья населения в мире является снижение иммунореактивности: по разным источникам до 50–70% людей имеют нарушения иммунитета. И второй особенностью, вытекающей из первой, считают повышение частоты заболеваний, вызываемых условно–патогенной микрофлорой, а также рост числа аллергических, аутоиммунных и онкологических болезней. Сбой иммунной системы и, как следствие — простуда, являются для человека сигналом со стороны организма: "Хозяин, остановись, не спеши, сделай небольшую передышку, слишком многое пытаешься успеть!"
* Врачи давно обратили внимание на то, что люди, часто находящиеся в стрессовом состоянии, в большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, например, гриппу. При инфекционных заболеваниях пусковыми механизмами являются раздражение, злость, досада. Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад. Слабая сопротивляемость организма, на которую накладывается инфицирование, связана с нарушением душевного равновесия.
* Многими учеными психологический стресс определяется как сильная неблагоприятная для организма психологическая и физиологическая реакция на воздействие экстремальных факторов, воспринимаемых человеком как угроза его благополучию. При развитии стресса определяющим моментом является психологическая оценка факторов, представляющих для человека угрозу. Стресс может развиться, как при наличии реальных признаков угрожающих факторов, так и при представлении возможной угрозы, либо образа прошлого неблагоприятного события, так как психика человека одинаково реагирует как на реальную угрозу, так и на представление об угрозе. В возникновении стрессовых реакций и последующих заболеваний важную роль играет ряд личностных особенностей.
* Не только клиническими наблюдениями, но и экспериментами на животных было доказано, что психоэмоциональный стресс может способствовать развитию различных психосоматических заболеваний.
* Люди, склонные к депрессии или обладающие высокой личностной тревожностью, как и пессимисты, высокочувствительны к развитию стресса. А характеризующиеся низкой личностной тревожностью, эмоционально более устойчивы и спокойны. Для последних требуется относительно высокий уровень стресс-факторов, чтобы вызвать у них стрессовую реакцию. Восприимчивость к стрессу связана и с фактором самооценки. Люди с низкой самооценкой считают себя неспособными, не умеющими справляться с трудностями и противостоять угрозе. Как правило, у них высокий уровень тревожности и соответственно они более подвержены развитию стресса.
* Ученые установили, что при стрессе активируется центральная нервная система, которая и запускает стрессовую реакцию: активизируется периферическая нервная система и железами внутренней секреции выделяются различные гормоны. В организме происходит существенное нарушение биохимических процессов, которое приводит к нежелательным изменениям в органах и тканях. Страдают при этом и органы, ответственные за иммунитет. В условиях стресса в крови резко возрастает уровень гормонов - глюкокортикоидов, высокая концентрация которых подавляет иммунную систему организма, защищающую человека и животных от чужеродных веществ и инфекционных агентов, проникающих в организм извне, например, вирусов и бактерий, а также от собственных измененных клеток, превратившихся в опухолевые.
Вот почему люди, находящиеся в состоянии психологического стресса чаще болеют инфекционными заболеваниями. Нарушая систему иммунитета стресс делает организм беззащитным перед инфекцией. Человек, длительное время находящийся в состоянии психологического стресса, как правило, не осознает истощения нервной системы и не может его предотвратить.
* Американскими исследователями был установлен интересный факт: у людей, подвергшихся воздействию психологического стресса, значительно снижено содержание лейкоцитов в крови, а ведь именно лейкоциты играют важную роль в процессе иммунологической защиты организма. Замечено, что в условиях длительного стресса процесс восстановления количества лейкоцитов до нормы может длиться несколько месяцев.
* Аналогичная ситуация складывается и с иммунной защитой организма от опухолевых клеток. Против раковых клеток в организме действуют несколько видов специализированных клеток иммунной системы, которые обнаруживают и уничтожают опухолевые клетки. В результате стресса происходит нарушение клеточной иммунной защиты, что может способствовать развитию опухоли. Выяснилось, что при стрессе напряженность иммунной системы и активность естественных защитных сил организма снижается у людей, состояние которых характеризуется мрачными предчувствиями, беспокойством, страхом, унынием, отчаянием. И, наоборот, иммунная система более устойчива у людей, имеющих надежду, веру в благополучный исход и судьбу, уверенность в своей способности справиться с угрожающей жизни ситуацией и имеющих хорошие отношения с окружающими.
Психологические факторы здоровья и болезни человека
доцент кафедры клинической психологии, канд.психол.наук Чебакова Ю.В.
С психологической точки зрения здоровый образ жизни связан с внутренней картиной здоровья, которую можно определить как систему представлений о своем физическом состоянии, сопровождающееся своеобразным эмоциональным, чувственным фоном, угрожающих здоровью факторах, способах его сохранения и возвращения. Внутренняя картина здоровья является сложноорганизованной системой, включающей в себя несколько компонентов:
· телесный – ощущение физического комфорта или дискомфорта;
· эмоциональный – переживания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья, а также особенности эмоционального состояния, возникающие из-за ухудшения физического или психического самочувствия человека;
· когнитивный – знания человека о своем здоровье, о его роли в жизни, знание основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье;
· мотивационный, или поведенческий – актуализация деятельности человека по сохранению здоровья
Мотивационный компонент внутренней картины здоровья опосредуется ценностью здоровья и определяет образ жизни, направленный или на сохранение, или на разрушение здоровья.
К основным формам нездорового образа жизни относится, прежде всего, аддиктивное (зависимое) поведение, наносящее вред соматическому и/или психическому благополучию (зависимость от табакокурения, алкоголизм, наркомания, токсикомания, нарушения пищевого поведения (нервная анорексия и нервная булимия), нарушения сексуального поведения (промискуитет), гемблинговое поведение (игромания)), а также гипертрофированные формы культуры модификации тела (татуировки, пирсинг, шрамирование) и нарушение поведения самоконтроля при хронической соматической патологии (например, сахарном диабете, бронхиальной астме, гипертонической болезни).
Если рассматривать здоровье как сложный, многокомпонентный феномен в рамках биопсихосоциальной модели, можно выделить следующие психологические факторы, способствующие/препятствующие формированию ЗОЖ:
· Эффективность/неэффективность взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах развития. Эффективность взаимодействия матери и ребенка предполагает ее способность удовлетворить его потребности в безопасности, любви и заботе. Если мать сама не обладает достаточной психологической зрелостью, ребенок может выступать средством поддержания ее самоуважения. Подобная зависимость от собственного ребенка позволяет определить стиль ее отношения как условное принятие, при котором он любим в том случае, если соответствует ее ожиданиям. Подобное взаимодействие затрудняет формирование самоценности ребенка вне родительских ожиданий. Тогда болезнь, нездоровье может стать средством своеобразной коммуникации матери и ребенка, выполнения функцию выгоды, позволяющей обрести материнскую любовь и заботу.
· Адекватность/неадекватность семейных стереотипов как культурных первообразов здоровья и болезни. Семья – это социальный институт, участвующий в формировании личности человека. Каждый человек, рождаясь имеет генетически заданные способности, однако личностью он становится, пройдя социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через родителей ребенок учится социально опосредовать свои телесные и психические функции. Если родители соматически и психически здоровы, ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребенка будет успешен. Однако если родители болеют, то ребенок может копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь, усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни. Поэтому медики часто сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если, несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями, то ребенок учится правильным способам сохранения и поддержания своего здоровья.
· Психологическая зрелость/инфантильность. На ранних этапах онтогенеза ребенок образует единую систему со взрослым, осуществляющим о нем заботу. Обычно таким человеком выступает мать, которая должна удовлетворять физиологические потребности ребенка, сочетая данный процесс с трансляцией любви и эмоционального тепла. Мать выполняет функцию первичной позитивной оценки ребенка, на основании которой он приобретает способность любить себя и самостоятельно регулировать самоуважение. Таким образом, психологическая зрелость предполагает обретение независимости от человека, осуществляющего уход за ребенком на ранних этапах развития. Аддиктивное поведение в этом смысле можно рассматривать как реализацию инфантильного паттерна поведения. Например, при нервной анорексии данный механизм функционирует следующим образом. Самый ранний опыт любви сопряжен с деятельностью кормления ребенка матерью. Процесс питания таким образом приобретает символическую функцию получения любви. Нервная анорексия как заболевание, связанное с расстройством приема пищи, характеризующемся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса, в психологическом смысле является способом особой коммуникации с матерью. Послание, заложенное в симптоме, символически выражает потребность быть накормленным, т.е. получить любовь и заботу через самый ранний опыт отношений.
· Способность/неспособность заботиться о себе. Как уже упоминалось, способность заботиться о себе является одним из атрибутов психологической зрелости и зависит от компетентности матери обеспечить ребенку трансляцию любви и эмоционального тепла, основанных на удовлетворенной потребности в безопасности. В этом смысле нездоровый образ жизни можно рассматривать как реализацию тенденций к самоуничтожению (растянутый во времени суицид). Например, отсутствие следования системе самоконтроля при сахарном диабете приводит к риску рецидивов состояний пониженного и повышенного сахара, не только угрожающих жизни, но и приводящих к отдаленным последствиям болезни (потеря зрения, ампутация нижних конечностей).
· Грамотность/психологическая некорректность системы информирования в области последствий нездорового образа жизни. При информировании отдаленных последствий нездорового образы жизни специалисты должны придерживаться рамок собственной профессиональной компетенции, а также учитывать индивидуальные особенности людей. Например, тревожному человеку не следует сообщать о реальных цифрах показателях его артериального давления. Подобное сообщение может увеличить данные показатели, в то время как указание на более низкие значения, вероятно, действительно приведет к снижению АД через несколько минут. Таким образом, информирование должно быть организовано психологически, с учетом специфики переработки информации конкретной личностью.
· Наличие/отсутствие ценностного компонента здоровья. Ценностный компонент здоровья предполагает наличие сложной, иерархически организованной системы мотивов. Центральную, организующую функцию выполняют социальные мотивы, связанные с деятельностью человека как активного члена общества, к которому он принадлежит. Например, при алкогольной зависимости дефицит ценностного компонента здоровья обуславливает формирование нового, патологического, мотива – мотива употребления спиртного, который перестраивает иерархию мотивов, приводя к утрате значимости социальных мотивов. В результате происходит исключение человека из социальной жизни, утрата работы, семьи, а, впоследствии, ослабление интересов и деградация личности. Однако гипертрофия ценностного компонента здоровья может обусловить зависимость от самого здорового образа жизни. Одним примером является повсеместное распространение культа телесной красоты как атрибута здоровья, определяющего частые посещения людей фитнес-клубов; другим примером выступает клиника ипохондрических расстройств, при которых любой физический дискомфорт может быть истолкован как проявление болезни, что связано с доминирующим местом ценности здоровья в иерархии других ценностей. В подобном случае также происходит сужение мотивационно-потребностной сферы, упрощение структуры мотивов, при котором вся жизнь человека становится подчиненной единственному мотиву – мотиву сохранения жизни.
· Позитивный/конфликтный личностный смысл здоровья. Личностный смысл здоровья определяет его значение в контексте жизни конкретного человека. Нездоровый образ жизни с данной позиции можно понять как реализацию конфликтного личностного смысла здоровья: при наличии позитивного личностного смысла здоровья может иметь место альтернативный смысл отсутствия ЗОЖ. Например, ценность здоровья может вступать в конфликт с позитивным смыслом табакокурения как акта коммуникации в подростковой субкультуре. В данной социальной структуре курение может выступать как атрибут принадлежности к референтной группе. Данный пример также иллюстрирует, что наличие когнитивного компонента внутренней картины здоровья, т.е. знание о вредных последствиях курения не выступает реальным регулятором поведения, направленного на здоровый образ жизни. Ведущую роль в ЗОЖ играет личностный смысл здоровья в соотношении с альтернативными смыслами нездоровья.