Общая характеристика теории деятельности Леонтьева-(1903-1979)
Внутренняя психическом деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятёльности и имеет то же строение.
"Изучая практическую деятельность, мы ПсучаемгпсиХЙческую деятельность. На основании чего можно судить обладает ли организм психикой? - В особенностях поведения организма Леонтьев видит водораздел между психическим и допсихическим в переходе от раздражимости к чувственности. и г а^ - * Раздражимость - реакция на биологически значимые воздействия.
Чувственность - реакция на воздействия, которые сами по себе не несут биологической значимости (Пример: рычание зверя само по себе не разрушительно, но сигнализирует об опасности).
Новые ступени психического отражения возникли в связи с усложнением деятельности. Отличительная черта сознания - возможность отражения безотносительно к биологическому смыслу этого отражения. Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельное-коллективного труда.
Структура деятельности (деятельность — это форма активности.
Активность побуждается потребностью.
Потребность - состояние нужды организма, которое представлено на уровне дискомфорта.
Предмет - в ходе поиска (активности) происходит встреча потребности с предметом. С этого момента активность становится направленной, потребность опредмечивается и становится мотивом.
Мотив - то, ради чего совершается деятельность.
Деятельность — совокупность действий, вызываемых мотивом. Деятель нос ть полимотивирована, где один из мотивов является ведущим (смыслообразующим). Действие - структурная единица деятельности. Это процесс, направленный на достижение цели.
Операции- являются составляющими действий, т.е. способами выполнения действия Операции обусловлены условиями, Цель - осознаваемый образ желаемого результата. Сдвиг мотива на цель (превращение цели в мотив) - механизм формирования новой деятельности.
В психологии Леонтьев ввел понятие иведущей деятельности» - та деятельность, с которой, на данном этапе связано возникновение психических новообразований и в русле которых развиваются другие виды деятельности.
Работы Леонтьева: «Деятельность, сознание, личность», «Проблемы развити
Предмет педагогической психологии. Учебный процесс как деятельность и общение.
Педагогическая психология – наука о психологических механизмах и условиях усвоения социокультурного опыта в образовательном процессе.
Предмет – психика развивающегося человека, психологические особенности личности, психологические закономерности обучения и воспитания, особенности педагогической деятельности и общения и психические особенности личности учителя.
Педагогическая психология изучает условия организации учебного процесса, при которых психологическое развитие учащихся будет оптимальным.
П.п. не интересуют содержание, цели, методы, главное, как они влияют на обучение.
Взаимосвязь педологии и психологии:
1) педагогика использует для оценки эффективности педагогических воздействий, психологические критерии.
2) психология изучает законы психологического развития, а педагогика – законы управления психическим развитием в учебном процессе.
3) в педагогике часто используются психологические методы исследования (эксперимент, тестирование).
Отрасли педагогической психологии: п. Обучения, п. Воспитания, п. Учителя.
Учение – это деятельность общества по подготовке к труду, это передача опыта в форме стихийной или специальной.
Обучение – специально организованная, целенаправленная, особо регулируемая и контролируемая обществом форма учения.
Научение – результат учения, возникновение психических новообразований.
Воспитание – целенаправленно организуемый обществом процесс формирования личности.
Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий в сфере научных понятий и саморазвития.
Суть: система условий организации процесса учения должна соответствовать максимальному развитию.
Учебный процесс – через нее учащийся изменяет самого себя.
Учебная деятельность – потребность, задача, мотивы, действия, операции.
Учебный процесс как общение.
Педагогическое общение – условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся, в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений.
Тройная направленность общения: на учебное взаимодействие; на обучающихся (актуальное состояние развития); предмет освоения.
Ориентированность общения: личностная, социальная, предметная.
Обучающая функция общения соотнесена с трансляцией, организацией общения. Фасилитативная – учитель, как фасилитатор общения (помогает ученику выразить себя, выразить то, что в нем есть положительного).