Курс Д/О и 4 курс З/О специальность «Пcихология»
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Основы психодиагностики»
Раздел 2. Диагностика психического развития личности ребенка
курс Д/О и 4 курс З/О специальность «Пcихология»
Составители: доцент Покровская С.Е.
преподаватель: Киштымова Е.А.
- Системность в структуре психического развития и психодиагностического обследования ребенка.
- Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп.
3. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностической гипотезы. Психологический диагноз.
4.Этапы психодиагностического процесса.
5. Цели, задачи и методы психодиагностики детей младенческого возраста.
- Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике ребенка.
7. Диагностический подход на основе теории созревания, теории трех ступеней развития К.Бюлера; нормативный подход к исследованию развития Л.Термена.
8. Диагностический подход на основе классического психоанализ З.Фрейда и его трактовка стадий развития.
9. Диагностический подход на основе теории Ж.Пиаже; теории развития умений К.Фишера; теория развития психики А.Валлона; теории развития как решение задач Р.Кейза.
- Диагностический подход на основе концепции Д.Б.Эльконина; теории развития личности Л.И.Божович; модели развития общения М.И.Лисиной.
- Методики диагностики детей младенческого возраста: шкала Апгар, таблицы развития Гезелла, карточки развития Лешли, шкалы развития младенцев Н.Бейли, шкала Узгириса-Ханта.
- Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни.
- Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.
- Составление психологической характеристики ребенка младенческого возраста.
- Функциональные линии развития ребенка в раннем возрасте и возможности их диагностики.
- Особенности познавательной сферы детей раннего возраста и ее диагностика.
- Психодиагностика сферы общения детей раннего возраста (общение со взрослыми).
- Диагностика элементов самосознания детей раннего возраста
- Психодиагностика эмоциональной сферы детей раннего возраста
20. Диагностика кризиса 3-х лет (Л.С.Выготский). Развитие первичных форм самосознания и его психодиагностика.
- Адаптация психодиагностического инструментария к особенностям детей раннего возраста.
- Развитие у ребенка крупной моторики и пространственной ориентировки, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, познавательной деятельности, навыков самообслуживания.
- Карта нервно-психического развития ребенка (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина).
- Карта психомоторного развития ребенка 1 год 10 мес. - 3 лет (Н.В. Серебрякова).
- Составление психологической характеристики ребенка раннего возраста.
- Основные возрастные особенности детей дошкольного возраста и связанные с этим трудности психодиагностики.
- Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
28. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей дошкольного возраста.
29. Возрастной и социально-психологический норматив (К.М.Гуревич, Е.И.Горбачева).
- Диагностика самосознания ребенка-дошкольника. Диагностика самооценки как компонента самосознания.
- Воля и диагностика волевых нарушений дошкольника.
- Диагностика межличностных отношений в семье, проективное интервью с ребенком о семье.
- Диагностика уровня развития восприятия дошкольника.
- Диагностика уровня развития внимания ребенка дошкольного возраста.
- Диагностика уровня развития памяти дошкольника.
- Диагностика уровня развития мышления ребенка дошкольного возраста.
- Диагностика уровня развития воображения дошкольника.
- Диагностика уровня запаса знаний об окружающем мире ребенка дошкольного возраста.
- Диагностика личностной сферы дошкольника.
- Составление психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.
- Дифференциальная диагностика речи, речевых нарушений и оценка коммуникативного поведения. Оценка экспрессивной речи.
- Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова).
- Различные основы для классификации компонентов школьной готовности (личностная, интеллектуальная, социально-психологическая (Е.И.Рогов, Н.Я.Кушнир), физиологическая, психологическая и социальная (В.Д.Шадриков, Н.В. Нижегородцева) и их использование для диагностики.
- Ориентационный тест школьной зрелости А.Керна- Я.Йирасека. Рисуночный тест Ф.Гудинаф-Харриса.
- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).
- Диагностика сформированности внутренней позиции школьника.
- Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости. Оценка социального компонента школьной зрелости. Составление заключения об уровне готовности ребенка к обучению в школе.
- Методика Т.В.Дембо-С.Л.Рубинштейна (исследование самооценки ребенка)
- Шкала умственного развития ребенка (А. Бине - А. Симон, Д. Векслер).
- Диагностика познавательной сферы и интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста
- Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста.
- Диагностика мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста.
- Диагностика личностной и нравственной готовности дошкольника к школьному обучению. Выяснение общей осведомленности детей об окружающем мире (Н.Я. Кушнир).
- Диагностика уровня интеллектуального развития младшего школьника (методики «Словесные субтесты», «Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков»).
- Детский тест интеллекта Д. Векслера.
- Методика "Узор" Л.И. Цеханской. Диагностика личностной сферы дошкольника: методики CAT, «Рисунок семьи», «Несуществующее животное».
- Составление психологической характеристики ребенка младшего школьного возраста.
- Диагностика познавательной сферы и интеллекта младших школьников.
- Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
- Диагностика мотивационной сферы младшего школьника. Анкета школьной мотивации Лускановой.
- Диагностический подход в изучении самосознания младшего школьника.
- .Диагностика общения и межличностных отношений младшего школьника.
- Диагностика учебной деятельности младшего школьника.
- Использование социально-психологических нормативов с учетом неравномерности развития младшего школьника.
- Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста (Д.Б. Эльконин).
- Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для младших школьников.