Ситуации для опросника-шутки «снг»
Постарайтесь выбрать один из вариантов поведения («а» или «б») в представленных ниже сложных случаях, связанных с нравственным поступком. Одновременно оцените по 10-балльной шкале, насколько проявились бы в этих вымышленных ситуациях Ваши качества.
1. Бандит (детина) в темном переулке требует у Вас
Деньги. Ваши варианты действия:
а) Вы сопротивляетесь, но Вас жестоко избивают и все
Равно отнимают деньги;
б) Вы сами мирно и спокойно отдаете свои денежки.
2. Вы хотите продать знакомым новый и очень краси
ли автомобиль. У Вас имеется два покупателя:
а) Ваш хороший знакомый, прекрасный человек, ко-ТоРый предлагает купить машину за обычную цену;
б) другой Ваш знакомый, о котором Вы знаете, что 31 злой и мерзкий человек, но он предлагает купить автчш биль в два раза дороже (у мерзавцев часто деньги водят ся...).
3. Ваши старые и добрые знакомые оказались бежен
цами из «горячих точек» СНГ (или оказались погорельца
ми)1. Они обратились к Вам с просьбой, приютить к
семью из трех человек, пока государство им не поможет
У Вас серьезный выбор:
а) приютить нуждающихся, даже несмотря на все воз
можные неудобства;
б) отказать в помощи, сославшись на то, что Вам i
самим тесно в Вашей квартире.
4. В веселой компании симпатичные, остроумные ре
бята (ну просто настоящие «очаровашечки»!) говорят га
дости о Вашем близком человеке (о друге), который
данный момент отсутствует. Например, обзывают его де
билом, сплетничают... Что же Вам делать (?):
а) Вы заступаетесь за друга и тогда все начинай
обзывать «дебилом» Вас самого...
б) Вы молчите, считая, что «нет смысла связывать^
данной публикой»...
5. Вы оформляетесь на очень хорошую, денежн?
работу (или поступаете в престижный институт), где дс
вольно высокий конкурс и много желающих туда пост;
пить. В решающий момент Вас приглашают к руководст!
и предлагают сделать выбор:
Проводя данную методику в 1994—1995 годы, мы, к сожаленш иногда сталкивались с некоторым непониманием смысла методик когда некоторые участники процедуры (чаще взрослые специали ты-психологи на курсах переподготовки) заявляли нам, что э' ситуации слишком надуманные и на самом деле все гораздо прош Пусть, мол, эти нуждающиеся беженцы едут в деревню и становят фермерами... Должны, мол, быть и третьи варианты выбора (хо многие опросники, даже более корректные в психометрическс плане, часто содержат ограниченное число таких вариантов...), одной стороны, все это указывает на действительную сложное размышлений на эти непростые темы, а, с другой стороны, еще р свидетельствует о том, что немало людей в нашем обществе прос не хотят замечать страданий значительного числа окружающих н людей (особенно страшно, когда такую позицию занимают психол ги...). Многие еще, наверно, помнят, с какой бравадой так называ мые «телекомментаторы» представляли нам «сообщения с фронт содружества» (имеется в виду «содружество независимых государст — сокращенно «СНГ»...).
V
"Tip ИМ ер Заполненного ОЛанка для uiipuv.nnAa-mjii4i
СНГ Три заветных желания (счастье...) Ф.И.О. I — создать счастливую любящую семью класс, школа, дата II — найти хорошую работу (стать менеджером) III — уехать в США с родственниками... | |||||||||||||||||||
Ниже указаны размеры колонок бланка в «клеточках» обычного тетрадного листка: 2 2 111 2 сколько останется 1111111111 3 3 | |||||||||||||||||||
ранги: баллы: ранги: Ситуации — баллы: ранги: | |||||||||||||||||||
СЧранг | 1с, | I | II | III | ЗОраш | Качества | 1 б | 2 а | ГО ТО | 4 б | 5 б | 6 б | 7 б | оо те | 9 а | 10 б | 5-сит. | СИТранг | |
совесть | |||||||||||||||||||
интеллект | |||||||||||||||||||
осторожность | |||||||||||||||||||
' 4 | цоброта | ||||||||||||||||||
предприимчивость | |||||||||||||||||||
воля, решительн. | |||||||||||||||||||
самокритичность | |||||||||||||||||||
В нижней части бланка можно произвести расчеты с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена (см. описание в тексте данного раздела, а также Таблицу 8). |
а) Вас принимают, но с условием, что Вы будете
одновременно осведомителем (и даже за неплохую допол
нительную оплату)1;
б) Вы гордо отказываетесь и... становитесь безработным.
6. Вашего старого друга (товарища) преследуют власти
(или мафиозные структуры) за политические убеждения.
Друг вынужден скрываться и обращается к Вам за помо
щью, чтобы Вы пустили его переночевать на две ночи. Вы
в размышлении:
а) Вы отказываете в помощи, т.к. не хотите, чтобы и
Вас преследовали;
б) Вы помогаете старому другу, рискуя за это своей
жизнью и жизнью своих близких...
7. Как-то шутя, Вы вместе со своим другом (подругой)
придумали веселую песенку. Через два месяца Вы узнаете,
что друг опубликовал эту песенку в одном модном поэти
ческом сборнике под своим именем и сразу же просла
вился. Вы в растерянности:
а) Вы обижаетесь на своего друга (подругу), т.к. он
даже не вспомнил о Вас, хотя песенку-то придумали
вместе...
б) Вы очень даже обрадовались за своего друга (подру
гу), что он стал таким знаменитым и все поют вашу
песенку, даже не зная, что Вы — один из ее авторов...
8. Вы нашли на улице портфель (кейс), в котором
оказались 100 тысяч американских долларов и визитная
карточка-владельца. Что делать (?):
а) Вы отыскиваете владельца и возвращаете ему день
ги, рассчитывая на приличное вознаграждение;
б) Вы оставляете все 100 тысяч долларов себе, т.к. Вам
ничуть не жалко богатого ротозея.
1 К сожалению, и данная ситуация не надуманная. Соблюдение коммерческих тайн в ряде «хороших» и «солидных» частных фирм приобретает очень даже «тоталитарные» формы, когда на сотрудников составляются настоящие досье, когда фирма начинает пристально следить за неделовыми контактами, за мыслями и поступками своих наемных работников... По причине закрытости (или «сокрытия» своей часто преступной деятельности) фирмы мало кого допускают к своей работе. Многие психологи труда жалуются, что сейчас стало очень трудно исследовать деятельность сотрудников коммерческих организаций, чего не было раньше в таких уродливых формах и масштабах даже в военных ведомствах, с которыми психологи хоть как-то работали....
9. Ваш друг совершил уголовное преступление, напри
мер, обокрал квартиру стариков в Вашем же доме
(и решил похвастаться, какой он «крутой»). Вы перед
выбором:
а) поскольку Вам очень жалко обворованных стари
ков, то Вы сообщаете о краже в милицию, но так, чтобы
Ваш друг об этом не узнал;
б) Вы не выдаете своего друга, т.к. друзей выдавать
нехорошо.
10. Вы любите одного человека, но сами Вы ему не
нравитесь. Что делать (?):
а) Вы разочаровываетесь в этом человеке (перестаете
его любить) и быстренько влюбляетесь в другого;
б) Вы продолжаете любить этого человека, даже тогда,
когда он создает свою семью, т.к. любовь (да еще Ваша
Любовь!) — она на всю жизнь!..
6. Активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия» (СССР)
Данный опросник в шутливой форме позволяет рассматривать проблемы, связанные с пониманием ценности честного труда и справедливого распределения между коллегами по работе (компаньонами) получаемых благ... Также в методике моделируются непростые моменты совместной деятельности, связанные с осознанием собственной готовности к продуктивной работе и уважения к своему собственному труду... Естественно, предлагаемый опросник не претендует на полное решение этих сложных вопросов, он лишь создает благоприятную атмосферу и дает некоторый материал для подобных размышлений.
Методика проводится с группой (классом) и занимает по времени 20—30 минут. Общий порядок (процедура) проведения опросника следующий.
1. Каждый подросток на обычном тетрадном листочке в клеточку рисует бланк, а психолог показывает на доске, как это лучше сделать (см. Таблицу 9). В верхней части листа рисуются три таблички, размером 4x10 клеток, каждая из которых делится на два столбика по 2 клеточки Шириной. Рядом с каждой табличкой слева проставляются 10 номеров.
2. Общая инструкция: «Представьте, что двумя колле
гами-компаньонами выполняется определенная работа,
приносящая огромные деньги. Например, два человека
занимаются бизнесом (можно сразу уточнить, каким
именно бизнесом... )!. При этом компаньоны — разные
люди и проявляют в похожих ситуациях совершенно раз
ные свои качества. Какие-то из этих качеств способству
ют успешному бизнесу, а какие-то — не очень. При этом
компаньоны, как уже отмечалось, зарабатывают крупные
деньги, которые надо как-то справедливо распределить
между ними, в соответствии с теми качествами и способ
ностями, которые они по-разному проявляют».
Далее психолог уточняет, о каких качествах пойдет в дальнейшем речь, и выписывает их на доске (качество и его первую заглавную букву для краткости): ум (у), силу (с), честность (ч), решительность (р) и красоту (к) — всего 5 качеств.
3. При работе с первой табличкой на бланке — «спра
ведливостью» (см. Таблицу 9) зачитывается отдельное за
дание: «Представьте, что за. каждую из 10 коммерческих
сделок, примерно таких, которые потом придется совер
шать и Вам уже с Вашим компаньоном, какие-то другие
два коммерсанта зарабатывают за каждый ход на двоих
ровно 10 миллионов «чего-то там»... При этом они также
проявляют разные качества и, видимо, заслуживают раз
ное вознаграждение за это. От Вас требуется по справед
ливости распределить между ними эти 10 миллионов за
каждый ход в зависимости от того, насколько их качества
соответствуют данной коммерческой деятельности. На
пример, один больше проявил ума (у), а второй — красо
ты (к), а вместе заработали 10 миллионов — как распреде
лить между ними эти 10 миллионов по справедливости?..-
В первой табличке (справедливость) напротив номера первого хода в графе «1-й» требуется написать, сколько он заслуживает за свой «ум» (например, делается такая запись «у-8»), а в графе «2-й» — написать, сколько заслужи-
Бает такой работник за свою «красоту» (например, «к-2"), но так, чтобы в сумме всегда получалось 10...».
Таблица 9 Пример бланка для методики «СССР»
СССР Справедливость 1-й 2-й к-он к-он |
Ф.И.О., дата
Самооценка |
Самоуважение Вы Ваш к-он
i= £2= |
i= £2=
«Рефлексия-2»
«Рефлексия-1» сумма баллов по Спра-ведли-вости |
сумма баллов по Самооценке |
«Рефлексия-3» сумма по Самоуваж.
качества |
ранг-1 |
ранг-2 |
ранг-3 |
(только по колонке «Вы»)
ум (у) сила (с) честн. (ч) решит.(р) красот.(к)
Ниже по формуле рассчитывается коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. пояснения в тексте).
Следует признать, что тема бизнеса наиболее популярна среди подростков нашего времени, поэтому психолог смело может использовать ее для примера в данной методике. Но если проявится больший интерес к другим видам труда, то вполне можно с радостью для всех рассмотреть, например, совместную деятельность инженеров-конструкторов, артистов и даже педагогов-психологов.,.
Сам психолог при этом пользуется выписанными в строго определенном порядке парами качеств, «проявляемых» каждый раз компаньонами-коммерсантами (см.
Таблицу 5). В дальнейшем эти же самые пары будут использоваться в работе со 2-й и с 3-й табличками бланка.
4. Психолог зачитывает пары качеств, а игроки распре
деляют между этими абстрактными компаньонами по 10
миллионов за каждый ход по справедливости. Обращаем
внимание, что записи следует делать именно так, как
показывалось в примерах выше («у-8», «к-2» и т.д.), что
значительно облегчит дальнейшее подведение итогов1.
5. Далее психолог дает отдельное задание для работы
со второй табличкой — «самооценкой» (см. Таблицу 9):
«Сейчас Вам будут предложены пары этих же самых ка
честв, а Вы должны будете каждый раз определять, какие
качества у Вас развиты лучше, а какие — чуть хуже. Для
такой оценки Вы будете пользоваться 10-балльной шка
лой, но так, чтобы в сумме каждая пара качеств всегда
набирала ровно 10 баллов. Например, Вам предлагается
пара «ум» и «честность». Если Вы считаете, что «ум»
развит у Вас гораздо больше «честности», то их соотноше
ние в баллах может быть примерно такое: ум — «у-7»,
честность — «ч-З» (а в сумме: 7+3=10)...».
6. Психолог зачитывает в определенном порядке пары
качеств (см. Таблицу 10), а подростки оценивают с помо
щью парного сравнения их развитость у себя.
7. Для работы с третьей табличкой бланка — «самоува
жением» психолог дает еще одно новое задание: «Пред
ставьте, что Вы делаете бизнес со своим компаньоном и
каждый из вас примерно в похожих ситуациях проявляет
разные качества. За каждую сделку (за каждый ход) вы
вдвоем зарабатываете 10 миллионов. Сейчас Вам будут
предложены пары качеств, которые каждый из вас прояв
ляет в коммерческой деятельности, а уже от Вас требуется
распределить между собой и компаньоном 10 миллионов
таким образом, чтобы и себя не обидеть, и хоть как-то
справедливость соблюсти...».
8. Психолог зачитывает в определенном порядке пары
качеств (см. Таблицу 10), а игроки распределяют «мил
лионы» между собой и своим компаньоном...
9. Итоги подводятся следующим образом.
9.1. Сначала в первой табличке (справедливость) под-считывается сумма заработанных денег по 1 -му и по 2-му
1 Аналогично делаются записи в бланк и по двум другим табличкам: самооценке и самоуважению.
абстрактным компаньонам и под соответствующими столбиками выписываются их результаты (см. Таблицу 9). Далее по третьей табличке (самоуважение) аналогично подсчитывается, сколько заработал учащийся и сколько заработал его вымышленный компаньон (результаты-суммы «миллионов» также выписываются под соответствующими столбиками). Поскольку порядок сопоставления качеств был совершенно одинаков и в первой табличке (справедливость «вообще»), и в третьей табличке (уважение своего собственного труда), то можно предположить, что суммы в первых колонках этих табличек (см. Таблицу 9, знаки «£») не должны сильно отличаться... Если в третьей табличке сумма денег, полученных данным учащимся, значительно превышает аналогичную сумму 1-го компаньона в первой табличке, то, скорее всего, этот учащийся немного эгоистичен, а если наоборот, то не очень-то он ценит свой собственный труд... Конечно, это не есть настоящая психологическая «диагностика» — это всего лишь шутка (для размышлений предназначенная)...
Таблица 10 Пары качеств, зачитываемые психологом в одном
и том же порядке по всем трем таблицам: справедливости, самооценке и самоуважению
1 пара | ум - у | красота — к |
2 пара | честность — ч | сила — с |
3 пара | сила — с | решительность — р |
4 пара | красота — к | честность — ч |
5 пара | сила — с | ум - у |
6 пара | ум-у | честность — ч |
7 пара | красота — к | сила — с |
8 пара | решительность — р | красота — к |
9 пара | честность — ч | решительность — р |
10 пара | решительность — р | ум - у |
9.2. Далее определяется, насколько важны для рассматриваемой коммерческой деятельности те или иные качества и как развиты эти качества у данного подростка.
Сначала в первой таблице (справедливость «вообще»), По двум колонкам, относящимся и к 1-му и ко 2-му Коммерсантам, складываются все баллы- миллионы, проставленные против буквы «у» (ум), — полученная сумма
I
выписывается в нижней части бланка (см. Таблицу 9, «рефлексия-1»). Аналогично подсчитываются баллы по силе, честности, решительности и красоте. После этого в колонке «ранг-1» проставляются ранговые номера этих качеств, относящихся к первой табличке, в зависимости от того, сколько данные качества набрали баллов (например, если «красота» набрала больше всего баллов, то она занимает 1-е ранговое место и, скорее всего, именно она важнее всего для рассматриваемой коммерческой деятельности с точки зрения данного подростка... и т.п.).
Далее во второй таблице (самооценка), по двум колонкам также подсчитываются все баллы, относящиеся к уму, затем к силе, честности и т.д. Результаты выписываются в бланк (см. Таблицу 9, «рефлексия-2»). После этого аналогично определяются ранговые номера этих качеств, которые выписываются в графу «ранг-2». Здесь можно ориентировочно посмотреть, как оценивает развитость этих качеств у самого себя данный подросток. Естественно, и это не является «психодиагностикой» в строгом смысле слова, — это лишь материал для размышлений...
Наконец, в третьей табличке (самоуважение) только по левой колонке (!), относящейся к оценке подростком своего труда, подсчитывается, сколько баллов-миллионов набрали данные качества, и также определяется, какие ранговые места они занимают уже с позиций уважения подростком себя как работника (коммерсанта). Соответственно, баллы выписываются в колонку «рефлексия-3», а ранговые места — в графу «ранг-3» (см. Таблицу 9).
Уже по полученным таким образом ранговым показателям можно чисто визуально («на глазок») определить, как соотносятся представления подростка о справедливости, собственных способностях и оценке собственного труда за определенную работу (например, за занятие бизнесом). Например, если для данного «бизнеса» по справедливости на первое место выходит качество «сила», по самооценке получается, что «сила» занимает лишь четвертое место, а уважает сам себя за «силу» подросток только через пятое место (с помощью пятого места), то здесь есть над чем задуматься. Но можно определить данные соотношения, используя математические показатели корреляции (см. ниже — пункт 9.3). Правда, и в этом случае не следует думать, что это «настоящая» психодиагностика —
это лишь очень ориентировочная оценка своих представлений о том или ином труде и о справедливом вознаграждении за него.
9.3. При наличии времени и желания (настроя) учащихся можно подсчитать корреляцию между качествами, требующимися для данной деятельности (объективно, по справедливости), и качествами, хорошо развитыми у данного подростка (самооценка); или корреляцию между имеющимися у подростка качествами (самооценка) и качествами, за проявление которых подросток готов сам себе платить большие деньги (самоуважение), и т.д. Для таких подсчетов можно использовать коэффициент ранговой корреляции Ч.Спирмена (rs)', который имеет следующий вид:
где: d — разность между рангами каждой сравниваемой пары (в нашем случае, по первой таблице — это разность между суммами баллов-миллионов по «уму» у 1-го компаньона и у 2-го и т.п.); п — число сравниваемых пар (в нашем случае, их — 5).
Таблица 11 Пример использования коэффициента ранговой
корреляции для определения соответствия
представлений подростка о необходимости поощрения
работника за проявление тех или иных достоинств
(справедливостью) и наличия у него самого
этих достоинств (самооценкой).
качества: | ранг-1 | ранг-2 | с1(разность) | d (квадрат) |
ум (у) | ||||
сила (с) | ||||
честн.(ч) | ||||
решит, (р) | ||||
красота (к) |
Id = 21
Например, если рассматривать соотношение двух ранговых рядов «ранг-1» и «ранг-2» (см. Таблицу 11), то тогда
1 См. подробнее Словарь-справочник по психологической диагностике/ Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. — Киев: Наукова думка, 1989. — С. 67.
после всех расчетов (согласно формуле коэффициента ранговой корреляции) получится, что это соотношение равно 0,05 (низкая корреляция).
Если подставить все значения в формулу, то получим:
^-'-тйтг'-ш-1-1-0»--0-05-
По данному коэффициенту получаемые значения могут оказаться в интервале от —1 до +1. Показателем хорошего соответствия между сравниваемыми ранговыми рядами является 0,6 — 0,7. Поэтому полученный результат (-0,05) свидетельствует о невысоком соответствии представлений подростка о важности рассматриваемых качеств для данного бизнеса и развитостью этих качеств у себя самого.
Аналогично можно подсчитать соответствие между другими ранговыми рядами.
7. Бланковая игра-шутка «Я — компаньон»
Данная бланковая игра предназначена для рассмотрения в полушутливой форме некоторых особенностей коммерческой деятельности, связанных с взаимоотношениями между компаньонами. В игре моделируется справедливость в распределении различных благ, получаемых коммерсантами-бизнесменами. Вопросы, связанные с коммерцией и быстрым обогащением, на сегодняшний день являются одними из наиболее популярных (актуальных) среди подростков, поэтому педагог-психолог должен иметь возможность также по-своему затрагивать их (в меру иронично, но и без «передергиваний»).
Методика проводится с группой (классом), где ведущий, используя доску, играет одновременно со всеми и с каждым в отдельности. Время на игру — примерно 30—40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
1. Ведущий-психолог показывает на доске, как офор
мляется игровой бланк (см. Таблицу 12), а учащиеся
рисуют такой бланк на своих листочках в клеточку. При
этом, сами таблички бланка («прибыль», «тюрьма» и «за
гранкомандировки») пока не заполняются.
2. Общая инструкция: «Каждый из Вас будет в игре
«бизнесменом», который вместе со своим условным това
рищем-компаньоном будет делать большущие деньги. Но
если отношения между Вами и Вашим компаньоном сложатся несправедливо, т.е. все блага от совершаемых сделок (прибыль и т.п.) будут распределяться не по затраченному каждым из Вас труду, то это приведет к выяснению отношений, к «разборкам», а может, даже и к гибели кого-то из вас (большие деньги — большие неприятности...). По условию игры, все распределение будет в основном зависеть от Вас (насколько Вы обладаете чувством справедливости или хотя бы самосохранения...)».
3. Далее ведущий предлагает начать игру и осваивать
конкретные правила уже по ходу дела (на первых 2—3
ходах все обычно становится понятным).
Начинается игра с первой таблички — «прибыль». Всего за 14 игровых ходов (сделок) игроки получат на двоих 14 миллиардов (таких-сяких денег). Напротив цифры 1 (первой сделки) в средней колонке таблицы каждый игрок проставляет либо букву «Я» (означающую по правилам игры, что всю прибыль за данный ход получит только он сам), либо букву «К» — компаньон (означающую, что всю прибыль за данный ход получает компаньон). Какая именно прибыль получается за первый ход (первую сделку), сообщает ведущий. В нашем примере (см. Таблицу 12) прибыль за первый ход составила 2 миллиарда. Эти 2 миллиарда игрок сразу же выписывает напротив цифры 1 (первого хода) либо в колонку «Я» (если он определил ранее, что вся прибыль за данный ход отдается самому себе), либо в колонку «К» (вся прибыль — компаньону). Аналогично совершаются все 14 ходов.
Чтобы не путаться, ведущему лучше иметь специально заготовленную шпаргалку, где выписываются суммы прибыли за каждый ход (см. Таблицу 12). Эта же шпаргалка потребуется и при разыгрывании «тюрьмы» и «загранкомандировок».
4. Далее определяются итоги распределения между
компаньонами прибыли. По каждому столбику («Я» и
«К») игрок подсчитывает суммы баллов и выписывает их
внизу. Но этого мало для оценки справедливости, поэто
му необходимо еще учесть, у кого сколько было возмож
ностей много заработать, поэтому игрок подсчитывает в
средней колонке отдельно буквы «Я» и буквы «К», выпи
сывая результаты под суммами миллиардов соответствен
но . После этого отдельно для «Я» и для «К» подсчитыва-
1 Например, компаньоны выясняют друг с другом отношения. Один говорит: «Что же ты получил больше, чем я?». А другой отвечает: «Но
ются обобщенные показатели, включающие сумму прибыли и сами возможности получить эту прибыль. В нашем примере, по «прибыли» получается в итоге: для «Я» - 12 обобщенных баллов (6+6=12), а для «К» - 16 (8+8=16) Далее из своих обобщенных баллов игрок вычитает обобщенный показатель компаньона (в нашем примере это: 12-1б=-4) и результат -4 балла выписывает ниже (см. Таблицу 12). Такой разрыв в получении благ может привести компаньона к некоторым неприятно-
5 При переходе к следующей таблице — «тюрьме»
ведущий дает примерно такую инструкцию: «Поскольку
бизнес в современной России часто сопряжен с наруше
ниями законов1, то вам с компаньоном придется отсидеть
в «тюрьме». По условию игры, на Вас двоих полагается 14
лет «сроков». Посмотрим, насколько справедливыми ока
жетесь Вы в этом случае. Но вместо 15 ходов- сделок
здесь Вам будут предложены 14 ходов-следствий».
6 Ведущий также предлагает игрокам проставлять в
средней колонке буквы «Я» или «К», зачитывая потом по
шпаргалке, каким сроком заканчивается каждое следст
вие После этого также подсчитываются результаты и по
разнице обобщенных показателей также определяется,
справедливо ли распределились антиблага, связанные с
«тюрьмой» и «следствиями». Но если в случае с прибылью
для каждого из компаньонов более привлекательными
были положительные результаты (хоть деньги и мерзость,
но без них сложно, т.е. это благо), то для «тюрьмы» более
привлекательными являются отрицательные показатели
(тюрьма - это все-таки антиблаго, т.е. как бы со знаком
минус) Поэтому после определения разности между
своим обобщенным показателем и показателем компа
ньона необходимо сразу же поменять знак на противопо
ложный. В нашем примере (см. Таблицу^) эта разница
составила для игрока (для его «Я»): 13—15 2, но с
учетом того что это антиблаго, знак меняется на проти
воположный и в и тоге получается +2. Таким образом,
при «разборке» между компаньонами вдруг выясняется,
ведь у тебя же возможностей было гораздо больше, я ведь постоянно
тебе уступал.., именно ты должен был бы получить много денег».
«Да, действительно,» - мог бы ответить первый и потасовки (мордо
боя) в итоге не случилось бы... „
1 Игру следует провести хотя бы ради того, чтобы лишний раз сказать
об этом позоре для страны...
что если один из них, хоть и получил меньше денег, но зато в «тюрьме» меньше находился...
Таблица 12 Бланк для игры-шутки «Я — компаньон»
На примере показан порядок заполнения бланка во время игры.
Прибыль Тюрьма | Заграница | |||||||||||
(14 млрд. (14 лет | (14 | поездок | ||||||||||
на двоих) на двоих) | нг | двоих) | ||||||||||
Я К . Я | к | Я | К | |||||||||
к | к | - | к | |||||||||
к | - | - | я | я | ||||||||
- | я | я | — | я | - | |||||||
к | к | — | я | |||||||||
к | к | - | к | ( | ||||||||
я | я | к | — | |||||||||
к | - | к | я | |||||||||
- | я | к | - | я | ||||||||
к | к | к | ||||||||||
я | я | к | ||||||||||
к | к | к | ||||||||||
я | к | - | я | |||||||||
к | - | я | я | |||||||||
я | я | к | ||||||||||
блага | 6 8 7 | |оо | ||||||||||
возм. | 6 8 6 | |||||||||||
12 16 13 - | ||||||||||||
-4 +2 | +2 | |||||||||||
= 0 | ||||||||||||
Всего в итоге (алгебраическая сумма): | ||||||||||||
(-4) + (+2) + (+2) = 0, | ||||||||||||
т.е. пока все по справедливости. |
7. При работе с табличкой «загранкомандировки» ве
дущий дает игрокам примерно такую же инструкцию
добавив при этом, что сейчас в России поездка за границу
(особенно в «валютные» страны) до сих пор считается
большим «счастьем» и из-за этих поездок-командировок
часто возникают склоки, обиды, в общем — «разборки».,,
В нашем примере (см. Таблицу 12) итоговая разница
между обобщенным показателем игрока («Я») и компа
ньона («К») составила: 15—13=+2.
8. Можно подвести общий итог по первой части мето
дики, подсчитав алгебраическую сумму по результатам
«прибыли», «тюрьмы» и «загранкомандировок», т.е. сло
жив: (-4) + (+2) + (+2) = 0. Иными словами, в целом
отношения между компаньонами, с учетом главных со
ставляющих коммерческой «деятельности», относительно
справедливые, что должно быть учтено при неизбежных
разборках между ними...
9. Для работы со второй частью игры-шутки необходи
мо на обратной стороне этого же листочка нарисовать
еще один бланк (см. Таблицу 13). Ведущий на доске сразу
же вписывает во вторую колонку бланка различные каче
ства и характеристики человека.
10. Учащимся дается задание: в третьей колонке табли
цы пометить, какие качества требуются для успешного
бизнеса в условиях современной России (помечаются
знаком «+»), какие не требуются или даже мешают работе
бизнесмена (помечаются знаком «—») и какие имеют не;
определенное значение для бизнеса (помечаются вопро
сом — «?»). Желательно, чтобы вопросов было как можно
меньше (не более 1—2) — их можно проставлять только
совсем уж в крайнем случае, поскольку они в дальнейшем
будут только мешать (см. пример в Таблице 13).
11. В первой (левой) колонке, под буквой «Я» каждый
игрок должен по 10-балльной шкале оценить, насколько
каждое из выписанных качеств у него развито (см. Табли
цу 13).
12. В четвертой (правой крайней) колонке, под буквой
«К» каждый игрок, используя 10-балльную шкалу, распи
сать идеального лично для себя «компаньона», с которым
он хотел бы работать вместе. Например, кто-то хотел бы,
чтобы «физической силы» у такого компаньона было при
мерно на 6 баллов, «интеллекта» на 2 балла и т.д. (с
Таблицу 13).
Таблица 13 Бланк (вторая часть) для игры-шутки «Я — компаньон» На примере показан порядок заполнения бланка во время игры. Зачеркнутое пунктирной линией при подсчетах не учитывается. Баллы подсчитываются легче, если сначала сосчитать все положительные значения, затем — отрицательные, а потом вычесть из большего меньшее.