Основные психологические концепции XX века

В XX в. оформилось несколько психологических теорий, концепций, которые с разных сторон анализировали сущность че­ловеческой психики и закономерности ее развития и функцио­нирования: психоанализ или фрейдизм, бихевиоризм, когнитив­ная психология, гуманистическая психология, трансперсональ­ная психология и др.

Бихевиоризм: Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться нау­кой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое сле­дует объективно фиксировать. «Психология — это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием следует изгнать из научной психологии. «Выражение «Ребенок боится со баки» в научном плане не означает ничего, необходимы объек­тивные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, ког­да к нему приближается собака». Новые формы поведения по­являются в результате образования условных рефлексов (обус­ловливание) (Уотсон). «Любое поведение определяется свои­ми последствиями» (Скиннер). Человеческие действия форми­руются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого (Банду­ра).

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации я анализа внешне наблюда­емых реакций, действий человека, процессов, событий; откры­тие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основной недостаток бихевиоризма в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики жи­вотных и человека, игнорировании процессов сознания, твор­чества, самоопределения личности. Бихевиоризм (или поведен­ческая психология) рассматривает человека как своеобразного биоробота, поведением которого можно и нужно управлять с помощью психологических законов.

Фрейдизм рассматривает человека как противоречивое био­социальное сексуальное существо, внутри которого идет посто­янная борьба между бессознательными сексуальными жела­ниями человека, его сознанием и его совестью, в результате чего человек зачастую сам не знает, как он поступит в следую­щий момент и почему он так поступит. Поведение, психичес­кие состояния, здоровье человека значительно зависят от бес­сознательных процессов психики, в частности от бессознатель­ных сексуальных устремлений и бессознательных комплексов. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательна* мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальнос­ти в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики при-Шли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуще­ству, а чувство неполноценности и необходимость компенси­ровать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

Психоаналитическое направление обратило усиленное вни­мание на изучение неосознаваемых психических процессов. Неосознаваемые процессы можно разбить на 2 больших клас­са: 1 -— неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизирован­ные навыки, явления неосознаваемой установки); 2 — неосоз­наваемые побудители сознательных действий (именно это интенсивно исследовал Фрейд — импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, пережива­ния) оказывают сильное влияние на действия и состояния че­ловека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он делает то или иное действие. Бессознательные пред­ставления с трудом переходят в сознание, практически остава­ясь неосознанными вследствие работы двух механизмов — механизмов вытеснения и сопротивления. Сознание оказывает: им сопротивление, т. е. человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Поэтому бессознательные представления, имея' большой энергетический заряд, прорываются в сознательную] жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознательного — сновиде­ния, ошибочные действия — оговорки, описки, забывание ве­щей, невротические симптомы).

Когнитивная психология рассматривает человека прежде всего как разумное познающее существо, способное самостоя­тельно познавать окружающий мир и себя, способное найти решение любых сложных проблем, обнаружить свои ошибки и исправить их, способное к самообучению и самоуправлению.. Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пай-вио и др. отводят е поведении субъекта решающую роль зна­ниям (от лат. cognito — знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология рассматриеает человека как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи высшие человеческие качества и высшие человеческие потребности (потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, потребности е понима­нии смысла жизни и актуализации своего назначения в мире, потребности в красоте, познании, справедливости и т. п.), и лишь неблагоприятные условия жизни могут временно бло­кировать проявление высших человеческих качеств в реаль­ном поведении человека. Виднейшие представители гумани­стической психологии Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследо­ваний считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является не потребность в гомеос-тазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоак­туализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, выс­шие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия ха­рактеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможно­стью доступа к общемировому информационному космическо­му полю, в результате чего человек может получить информа­цию о любом событии, которое было, есть и будет во вселен­ной. Через бессознательную психику человек связан с бессоз­нательной психикой других лиц, с «коллективным бессозна­тельным человечества», с космической информацией, с «миро­вым разумом». На бессознательном уровне идет постоянное информационно-энергетическое взаимодействие человека со Вселенной, с общемировым информационным полем, с «кол­лективным бессознательным человечества», но человек чаще всего об этом ничего сознательно не знает. На сознательном Уровне информационное взаимодействие человека с мировым информационным полем становится возможным либо спонтан­но либо на основе специальных психологических методов: ме­дитация, ребёфинг и пр.

Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла окончательно полного познания тайн человечес­кой души. Каждая из существующих психологических теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психи­ки человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности психики человека. Поэтому абсо­лютизировать какую-либо одну психологическую теорию и от­вергать все другие психологические концепции недопустимо. Чтобы познать психику человека максимально полно и всесто­ронне, комплексно, необходимо знать и учитывать все суще­ствующие психологические теории и подходы, необходимо рас­сматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изу­чая ее различные грани (вполне возможно, что далеко не все грани психики человека современной науке известны). Боль­шинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности человека необходимо учитывать биологическую природу (тело, врожденные инстинкты) и со­циальную природу человека (социальные отношения, интерно-ризованные социальные нормы), сознательную и бессознатель­ную сферы психики, единство познавательно-интеллектуаль­ной, эмоцнонально-мотивационной, поведенческо-волевой сфе­ры, сущность личности, ее центр, «самость».

ВОПРОС 100

Наши рекомендации