Личность: моральный аспект

Хочу уточнить: я думаю, что эта работа, этот прогресс были осуществлены главным образом благодаря стоикам, чья волюнтаристская, личностная мораль смогла обогатить римское понятие личности и сама обогатилась в то самое время, когда она обогащала право 22. Я убежден, но, к сожалению, •могу лишь начать доказательство того, что невозможно переоценить влияние Афинских и Родосских школ на развитие латинского морального мышления и наоборот — влияние римской действительности и потребностей воспитания молодых римлян на греческих мыслителей. Об этом свидетельствуют уже Полибий и Цицерон, а также позднее — Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет и другие.

Слово просопон имело точно тот же смысл, что persona, маска; но оно может также означать персонаж, которым каждый является и хочет быть, его характер (оба слова часто связаны между собой), подлинное лицо. Оно очень быстро, начиная со II в. до нашей эры, приобретает смысл persona. Точно выражая persona как личность, право, оно сохраняет еще смысл многослойного образа, например, фигура на носу корабля (у кельтов и др.). Но оно обозначает также человеческую, даже божественную личность. Все зависит от контекста. Слово просопон распространяется на индивида в его наготе, когда сброшены любые маски. И наряду с этим сохраняется значение искусственности, значение наиболее сокровенного в данной личности и значение персонажа.

Все звучит иначе у классических латинских и греческих моралистов (II—IV вв. н. э.): просопон —это отныне только persona, и, что очень важно, в придачу к юридическому значению добавляется значение нравственное, значение существа сознательного, независимого, автономного, свободного, ответственного. Нравственное сознание вводит совесть в юридическую концепцию права. К функциям, почестям, обязанностям, правам прибавляется сознательная нравственная личность. Я высказываюсь здесь, может быть, более риско-

__________________________

22 О морали стоиков, насколько я информирован, лучшей книгой остается Bonhofer. Ethik der Stoa (1894).

Кончилась с. 285, началась с. 286

ванно, но и более определенно, чем Брюнсвик, который в своей выдающейся работе «Прогресс сознания» часто касался этих вопросов (см., в частности, 1, с. 69 и ел.). С моей точки зрения, слова, обозначающие вначале сознание, затем — психологическое сознание, ouvei'Syjot; — to auvet86; в действительности идут от стоиков, играют техническую роль и четко выражают conscius, conscientia римского права. Между старым стоицизмом и стоицизмом греко-латинской эпохи можно даже заметить прогресс, изменение, решающим образом осуществленное в эпоху Эпиктета и Марка Аврелия. От первоначального значения соучастника, «который видел вместе с» — auvotSe, свидетеля, был осуществлен переход к значению «осознание добра и зла». Повседневно употребляясь в латинском языке, это слово перенимает наконец указанное значение у греков, у Диодора Сицилийского, у Лукиана, у Дионисия Галикарнасского, и сознание себя стало достоянием личности. Эпиктет сохраняет еще значение обоих образов, над которыми работала эта цивилизация, когда он пишет то, что цитирует Марк Аврелий: «вылепи свою маску», установи свой «персонаж», свой «тип» и свой «характер»; когда он предлагает то, к чему пришло наше исследование сознания. Значение этого момента в жизни Духа увидел Ренан.

Но у понятия личности еще отсутствовала надежная метафизическая основа. Этой основой оно обязано христианству.

Кончилась с. 286, началась с. 287

Глава VI

ХРИСТИАНСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Метафизическую сущность из моральной личности извлекли христиане, осознав ее религиозную силу. Наше теперешнее понятие человеческой личности в основе своей остается христианским. Здесь мне остается лишь следовать за превосходнейшей книгой Шлоссмана23. Последний прекрасно проследил (вслед за другими, но лучше других) переход от понятия persona, человека, олицетворяющего какое-нибудь сословие, к понятию просто человека, человеческой личности.

Понятие «моральной личности», впрочем, стало настолько определенным, что уже начиная с первых дней нашей эры и ранее в Риме, во всей Империи, оно применялось ко всем «условным сущностям», которые мы до сих пор именуем «юридическими лицами», которыми стали корпорации, благотворительные фонды и пр. Вплоть до новейших конституций юридическое лицо обозначалось словом rcpoSuncov. (Jni-versitas — это личность личностей, но, подобно городу, Риму,— это вещь, сущность. Magistratus gerit personam civita-tis — хорошо сказано Цицероном (De Off., 1.34) *. И фом Карольсфельд очень точно сопоставляет и комментирует «Послание к галатам» (3, 28): «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно, **С во Христе Иисусе».

Был поставлен вопрос о единстве личности, о единстве Церкви в связи с единством Бога, «te. Он был решен после многочисленных дебатов. Здесь надо было бы проследить всю историю церкви (см. особенно Суида * и фрагменты знаменитого Слова о Явлении святого Григория Назианзина *, 39, 630, А). Спор о Троице, спор монофизитов, долго волновал умы, пока церковь не решила его, прибегнув к божественной тайне, но вместе с тем проявив полную твердость и ясность: Unitas in tres personas, una persona in duas natu-ras — окончательно утверждает Никейский собор *. Триедин-

23 Persona und -рбзштго-у im Recht und im Christlichen Dogma. Lpz., 1906. Анри Левн-Брюль познакомил меня с ней уже давно и тем самым облегчил мне доказательство. См. также первую часть 1-го тома Carols-feld L. /., von. Geschichte der Juristischen Person.

Об одной категории человеческого духа

ство и Троица — это единство двух природ Христа. Именно начиная с понятия единого сложилось понятие личности — я верю, что надолго — относительно божественных личностей, но одновременно и относительно человеческой личности, субстанции и формы, тела и души, сознания и действия 24.

Я не буду больше ни комментировать, ни продолжать эти теологические изыскания. Кассиодор * завершает тем, что определенно говорит: persona — sub stantia rationalis indivi-dua (Ps. VII), т. е. личность есть неразделимая, индивидуальная рациональная субстанция 25.

Оставалось лишь претворить эту индивидуальную рациональную субстанцию в то, чем она стала теперь, а именно в сознание и категорию.

Это явилось результатом длительной работы философов, на описание которой у меня остается лишь несколько минут 26.

.

24 См. замечания Шлоссмана, там же, с. 65 и др.

25 См. Concursus de Rusticus.

26 Об этой истории, о революции понятия единства можно еще много говорить. См., в частности, 2-й том «Прогресса сознания» Брюнсвика.

Глава VII

Наши рекомендации