По курсу «конфликтология»
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Для того, чтобы работа была зачтена, необходимо набрать не менее 140 баллов. Тест содержит 150 вопросов. К каждому вопросу предложено несколько вариантов ответов. Среди них есть как правильные ответы, так и неправильные, а также частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один – тот, который наиболее полно отражает содержание вопроса.
1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:
а) в конце XIX века;
б) в начале XX века;
в) в 30-е годы XX века;
г) в конце 50-х годов XX века;
д) в 70-е годы XX века.
2. Становление конфликтологической практики происходит:
а) в конце XIX века;
б) в 70-е годы XX века;
в) в начале 50-х годов XX века;
г) в 30-е годы XX века;
д) в 80-е годы XX века.
3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
а) К. Маркс и Ф.Энгельса, О.Конта;
б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт;
д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса.
4. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:
а) Ч. Освуд;
б) В. Линкольн;
в) Л. Томпсон;
г) Р. Фишер;
д) Ш. и Г. Боуер.
5. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали:
а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр;
б) К. Томас и Р. Киллмен;
в) М. Шериф и Д. Рапопорт;
г) В. Линкольн, Л. Томпсон;
д) Р. Фишер, У. Юрии.
6. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:
а) в США (70-80-х годах);
б) в США (60-х годах);
в) в Германии (70-х годах);
г) в Австралии (80-х годах);
д) в России (конец 80-х годов).
7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:
а) в 1972 г. в США;
б) в 1986 г. в Австралии;
в) в 1989 г. в Германии;
г) в 1985 г. Швейцарии;
д) в 1992 г. в России.
8. В России центр по разрешению конфликтов был создан:
а) в Москве в 1992 г.;
б) в Санкт-Питербурге в 1993 г.;
в) в Сочи в 1995 г.;
г) во Владивостоке в 1993 г.;
д) в Твери в 1998 г.
9. Предметом конфликтологии являются;
а) конфликты;
б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;
в) любые столкновения;
г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;
д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.
10. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:
а) социологический метод;
б) метод тестирования;
в) метод картографии;
г) метод наблюдения;
д) метод эксперимента.
11. Конфликт – это:
а) борьба мнений;
б) спор, дискуссия по острой проблеме;
в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивом или суждений;
г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;
д) столкновение противоположных позиций.
12. Противоборство – это:
а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;
б) столкновение интересов;
в) нанесение взаимного ущерба;
г) борьба мнений;
д) соперничество по поводу какого-либо предмета.
13. Признаки, по которым можно распознать наличие конфликта между людьми:
а) наличие претензий на исключительность, оригинальность, на истину в последней инстанции, на повышенный контроль над всем и вся, целенаправленное негативное воздействие на другого человека;
б) негативное отношение друг к другу, взаимное притяжение, ценностное единство;
в) общая проблема конфликтующих, приписывание собственных мотивов поведения другому человеку, желание выглядеть лучше;
г) усиление желания общаться, стремление людей к единению на основе социально значимой цели.
14. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя-бы одного из них одержать победу над другим;
б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;
в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;
г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;
д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.
15. Конфликтная ситуация – это:
а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение взаимоотношений;
г) причина конфликта;
д) этап развития конфликта.
16. Причина конфликта – это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
д) то, из-за чего возникает конфликт.
17. То, из-за чего возникает конфликт – это:
а) мотивы конфликта;
б) позиции конфликтующих сторон;
в) предмет конфликта;
г) стороны конфликта;
д) образ конфликтной ситуации.
18. Образ конфликтной ситуации – это:
а) то, из-за чего возникает конфликт;
б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;
в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;
г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;
д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта.
19. Инцидент – это:
а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;
б) истинная причина конфликта;
в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
г) то, из-за чего возникает конфликт;
д) необходимое условие конфликта.
20. Стороны конфликта – это:
а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;
б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;
в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;
г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор);
д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.
21. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?
а) межличностному бурному и быстротекущему;
б) межличностному, конструктивному;
в) межличностному, экономическому;
г) острому и длительному;
д) деструктивному.
22. Конфликтогены – это:
а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
б) проявления конфликта;
в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;
д) поведенческие реакции личности в конфликте.
23. К какому типу конфликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»?
а) снисходительное отношение;
б) негативное отношение;
в) менторские отношения;
г) нарушение этики;
д) нечестность и неискренность.
24. Динамика развития конфликта характеризуется следующими основными этапами:
а) предконфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта, послеконфликтная стадия;
б) возникновение противоречий, оценка предконфликтной стадии, осознание конфликтной ситуации;
в) уравновешивание сил, переход конфликта в открытую форму, активное противостояние до конца;
г) переход конфликта в открытое противоборство, кульминация, разрешение.
25. Управление конфликтами – это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
26. Признание реальности конфликтующими сторонами, лигитимизация конфликта и институализация конфликта входят в содержание:
а) прогнозирования конфликта;
б) предупреждения конфликта;
в) стимулирования конфликта;
г) регулирования конфликта;
д) разрешения конфликта
27. Институализация конфликта – это:
а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта,
г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;
д) обращение к медиатору
28. Легитимизация конфликта – это:
а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта,
б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;
г) обращение к медиатору;
д)придание конфликту широкую огласку.
29. Принципами управления конфликтами являются:
а) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта, опора на общественное мнение, комплексное использование способов и приемов воздействия;
б) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности, опора на общественное мнение,
в) конкретно-ситуационный подход, гласность, опора на положительные качества конфликтующих, применение биографического метода;
г) гласность, опора на общественное мнение, учет интересов руководства, прогнозирование;
д) прогнозирование, стимулирование, регулирование, разрешение.
30. Кто из нижеперечисленных ученых разработал модель применения власти по разрешению конфликта:
а) К. Томас и Р. Киллмен;
б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр;
в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;
г) М. Дойч и Д. Скотт,
д) Р. Фишер и У. Юри.
31. Предпосылками разрешения конфликта являются:
а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта.
б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;
г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе;
д)стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.
32. Что относится к форме разрешения конфликта:
а) порицание, юмор, убеждение, уступка;
б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;
в) требования, критика, убеждение, юмор;
г) уступка, требования, убеждение, критика;
д) подчинение: примирение; убеждение; согласование.
33. Конфликт выполняет следующие основные функции:
а) стимулирует познание другого человека, способствует поиску истины и сбалансированности интересов субъекта;
б) конструктивную, диагностическую, деструктивную;
в) высвечивает сущность изменений, проблемы развития субъекта, узкие места взаимодействий;
г) приводит к возникновению психологических травм, личностных нарушений, разрушению отношений с окружающими.
34. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:
а) погнозирование и предупреждение (стимулирование);
б) погнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование;
в) только прогнозирование;
г) только предупреждение;
д) только регулирование.
35. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
б) компромисс, борьба, сотрудничество;
в) рациональная, иррациональная, конформистская;
г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
д) борьба, уступка, компромисс.
36. Кто из нижеперечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
а) К. Томас и Р. Киллмен;
б) X. Корнелиус и Ш. Фейр;
в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;
г) М. Дойч и Д. Скотт;
д) Р. Фишер и У. Юри.
37. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:
а) компромисс, критика, борьба;
б) уступка, уход, сотрудничество;
в) борьба, уход, убеждение;
г) сотрудничество, консенсус, уступка;
д) соглашение, сотрудничество, убеждение.
38. Какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в конфликтном взаимодействии:
а) стремится уладить конфликт, проявляет выдержку и самообладание, уходит от острых вопросов;
б) доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;
в) стремится к победе в конфликте, отличается выдержкой и самообладанием, непоследователен в оценках и суждениях;
г) не проявляет активности, уходит от острых вопросов, отказывается от компромисса;
д) стремится уладить конфликт, доброжелательно относится к сопернику, уходит от острых вопросов.
39. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.
а) ригидный тип;
б) неуправляемый тип;
в) демонстративный тип;
г) сверхточный тип;
д) «бесконфликтный тип».
40. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:
а) хочет быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, планирование осуществляет стихийно;
б) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и другим людям, подозрителен;
в) ведет себя вызывающе, агрессивно, подозрителен, хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
г) обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямолинеен и негибок;
д) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся, обладает завышенной самооценкой, несамокритичен.
41. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
42. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
43. Основные пути урегулирования конфликтов:
а) четкое представление о содержании несовместимых интересов;
б) осознание своей зависимости от мира и своей ограниченности;
в) признание наличия конфликтной ситуации;
г) переговоры, посредничество, арбитраж, подавление.
44. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
45. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:
а) добиться убеждения соперника в своей правоте;
б) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
в) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
г) добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
д) овладеть инициативой в споре.
46. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
а) обмену информацией;
б) налаживанию добрых взаимоотношений;
в) достижению взаимопонимания;
г) расширению темы общения;
д) усилению информационного воздействия на партнера.
47. Интерактивный аспект общения проявляется в:
а) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и проявления своей презентабельности;
б) стремление к превосходству над партнером по общению;
в) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
г) стремлении установить теплые и дружеские отношения;
д)стремлении активизировать информационное воздействие на партнера по общению.
48. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в:
а) установлении теплых дружеских взаимоотношений,
б) сопереживании, во взаимной эмпатии;
в) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения;
г) сохранении высокого статуса в общении;
д)выявлении истинных мотивов общения у своего партнера.
49. Какое из приведенных ниже рекомендаций противоречит эффективному общению:
а) поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
б) используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие;
в) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию;
г) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте;
д) добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.
50. Технологии рационального поведения в конфликте это:
а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
51. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:
а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;
б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»; агрессия, сублимация, визуализация;
г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.
52. Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) спокойной реакции на эмоциональные действия партнера;
б) переводе темы разговора;
в) отвлечении от ненужной информации;
г) установка на рациональное восприятие соперника;
д) попытке понять мотивы соперника.
53. Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) установке на рациональное восприятие соперника;
б) обмене содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения;
в) в переводе темы разговора;
г) отвлечении от ненужной информации;
д) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника.
54. Третье правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) поддержании высокой самооценки в процессе общения у себя и у партнера;
б) поддержание высокой самооценки только у себя;
в) поддержание высокой самооценки только у партнера;
г) поддержание высокой самооценки в глазах соперника;
д) поддержание высокой самооценки у себя и всяческое унижение, критика соперника.
55. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема неактуальна, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения...»?
а) «Избегающий»;
б) «Уступающий»;
в) «Отрицающий»;
г) «Наступающий»;
д) «Колеблющийся».
56. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы; стремится уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения»?
а) «Избегающий»;
б) «Уступающий»;
в) «Отрицающий»;
г) «Наступающий»;
д) «Колеблющийся».
57. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется совокупностью таких приемов как: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной информации, обман, угроза, блеф?
а) «Видимого сотрудничества»;
б) «Дезориентации партнера»;
в) «Провокации чувства жалости у партнера»;
г) «Ультимативная тактика»;
д) «Выжимания уступок».
58. Внутриличностный конфликт — это:
а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;
г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;
д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.
59. Внутриличностные конфликты возникают на базе:
а) снижения качества мыслительной деятельности;
б) неустойчивости настроения человека;
в) проблем воспитания в семье, конфликтных социальных взаимодействий, деформаций становления личности;
г) низкой самооценки, наличия различного рода зависимостей;
60. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов?
а) 3. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д)К. Левину.
61. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?
а) 3. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) К. Левину.
62. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»?
а) 3. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) К. Левину.
63. Кому из ученых принадлежит разработка теории «экзистенциальной дихотомии»?
а) 3. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) К. Левину.
64. Кому из ученых принадлежит разработка теории «мотивационных конфликтов»?
а) 3. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) К. Левину.
65. Эквивалентный внутриличностный конфликт — это:
а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами;
б) конфликт, связанный с выбором 2 или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объекта;
в) конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;
г) конфликт связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;
д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии—интроверсии.
66. Амбивалентный внутриличностный конфликт — это:
а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами;
б) конфликт, связанный с выбором 2 или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объекта;
в) конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;
г) конфликт связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;
д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии—интроверсии.
67. Витальный внутриличностный конфликт — это:
а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами;
б) конфликт, связанный с выбором 2 или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объекта;
в) конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;
г) конфликт связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;
д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии—интроверсии.
68. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:
а) неврастения, эйфория, сублимация, идеализация, номадизм, рационализация;
б) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализация;
в) неврастения, эйфория, идеализация, проекция, рационализация, вытеснение;
г) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, переориентация;
д) компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение
69. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: стремление к превосходству; проявление агрессии; проявление эгоизма; нарушение обещаний:
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы?
70. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: неполные и неточные факторы; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факторы; неадекватные акценты:
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы?
71. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения в общении; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; уровень доверия и авторитетности:
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы?
72. Какие из перечисленных видов конфликтов относятся к конфликтам молодости:
а) ценностно-смысловые, деятельностные, морально-нравственные;
б) конфликты «ординарная исключительность», деятельностные, поведенческие, конфликты профессиональной реализации;
в) конфликты профессионального выбора, ценностно-смысловые, деятельностные, морально-нравственные;
г) ценностно-смысловые, конфликты «ординарная исключительность», поведенческие, конфликты достижений;
73. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. п.; социальная принадлежность:
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы?
74. К путям разрешения семейных конфликтов относятся:
а) формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений; воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний; формирование культуры общения; развитие взаимопомощи;
б) согласие по спорным вопросам;
в) организация семьи на полноправных началах;
г) односторонне противоречиво-положительный;
д) развод.
75. Выделите характерные черты конфликтов зрелости:
а) ориентация на будущее, переоценка ценностей, разочарование в друзьях;
б) потребность в реализации амбиций, решение проблем интимно-личностного общения;
в) изменение в образе жизни и деятельности; переоценка сделанного в жизни и оценкой, что еще предстоит сделать в жизни;
г) повышение роли познавательной сферы в жизни человека; осознание собственной продуктивности и возможностей.
76. В структуре конфликта для полного анализа важно выделить следующие элементы:
а) цели, ценности, позиции, поведение участников конфликта;
б) характеристики конфликтной ситуации, объект, предмет конфликта, стороны взаимодействия, ранг оппонента, характеристики окружающей среды, инцидент, исходы конфликтной ситуации;
в) формы контактов, установки, чувства, направленность жизнедеятельности субъектов;
г) совокупность ресурсов, реакции окружающей среды на взаимодействие, эффективность деятельности.
77. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о доброте и зле, справедливости и несправедливости и т. п.):
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы?
78. Разрешение внутриличностного конфликта предполагает (отметьте лишнее):
а) восстановление согласованности внутреннего мира личности;
б) снижение остроты противоречий жизненных отношений;
в) осознание всех внутренних противоречий;
г) достижение нового жизненного качества.
79. К групповым конфликтам относятся конфликты:
а) личность — группа;
б) группа — группа;
в) личность — группа и группа — группа;
г) руководитель — коллектив;
д) микрогруппа — микрогруппа внутри коллектива.
80. Групповая атрибуция — это:
а) завышение оценки в групповых мнениях своей группы и занижение достоинств противоборствующей группы;
б) объяснение позитивного поведения своей группы и негативного поведения чужой группы внутренними причинами, и, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы внешними обстоятельствами;
в) неадекватное социальное сравнение своей и чужой группы;
г) «деиндивидуализация» взаимного восприятия;
д) противопоставление своей и чужой группы по нравственным особенностям их социального взаимодействия.
81. Для каких конфликтов характерны следующие причины: неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата:
а) конфликт между микрогруппами в коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между неформальным лидером и коллективом?
82. Для каких конфликтов характерны следующие причины: взаимная зависимость по выполненным задачам; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка:
а) конфликт между микрогруппами в коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между руководством и коллективом?
83. Для каких конфликтов характерны следующие причины: противоположность интересов; целей; амбиции лидеров; неудовлетворительные коммуникации:
а) конфликт между микрогруппамив коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между руководством и коллективом?
84. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров:
а) конфликт между руководством и коллективом;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между администрацией и персоналом;
г) конфликт между рядовым сотрудником и коллективом;
д) конфликт между подразделениями внутри организации?
85. Для каких конфликтов характерны следующие причины: проявление компромата против лидера; превышение полномочий лидерства; изменение группового сознания:
а) конфликт между руководством и коллективом;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между администрацией и персоналом;
г) конфликт между рядовым сотрудником и коллективом;
д) конфликт между подразделениями внутри организации?
86. Для каких конфликтов характерны причины: конфликтная личность; нарушение групповых норм; низкая профессиональная подготовка; неадекватность внутренней установки статусу:
а) конфликт между руководством и коллективом;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между администрацией и персоналом;