Интеллектуального порога П. Торренса
Б-3-4. На каких свойствах креативности основаны следующие способы ее развития?
1) «Ментальные карты» (Т. Бьюзен). Нужно поместить в центр листа ключевое
понятие, а все ассоциации, связанные с ним, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
2) «Синектика» (У. Гордон). Сначала нужно выбрать объект и нарисовать
таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй – непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии.
Например, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
3) «Морфологический анализ» (Ф. Цвики). Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик,
изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной
компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и
воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с
запахом парфюма.
Б-3-5. Выполните задание:
Для выполнения задания понадобится
секундомер или часы с секундной стрелкой!
Необходимо за три минуты написать как можно
больше предложений, в каждом из которых одновременно встречалось бы два заданных слова: газета, верблюд.
Предложите максимальное количество способов оценки полученных результатов, ориентируясь на параметры креативности, сформулированные Дж. Гилфордом.
Задания Б-4: Задатки
Натан Семёнович Лейтес
(род. 1918)
Б-4-1. Установите авторство:
«Говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о
наследственных задатках… Понятие "врожденные задатки" ни в коем случае не тождественно понятию "наследственные задатки". Этим я вовсе не отрицаю
законность последнего понятия. Я отрицаю лишь законность употребления его
в тех случаях, где нет всяких доказательств того, что данные задатки должны быть объяснены именно наследственностью».
Б-4-2. Выберите схему, наиболее корректно отражающую соотношение
задатков и способностей. Обоснуйте свой ответ:
а) задатки →способности
б) задатки←способности
в) задатки ↔способности
Б-4-3. Как связаны между собой:
1) задатки; 2) особенности нервной системы?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-4-4. Объясните факт:
Исследования взаимосвязи массы мозга с
выдающимися способностями человека таковой
взаимосвязи выявить не позволили. Так, при средней массе мозга около 1500 г., мозг И.С. Тургенева весит 2021 г., Дж. Байрона – ок. 1800 г. Однако в других случаях масса мозга значительно ниже средней (например, у А. Франса – 1017 г.)
Франц Йозеф Галль
(1758-1828)
Б-4-5. Объясните результаты, полученные при исследовании взаимосвязи
музыкальной одаренности детей и их родителей:
Родители | Дети | |
Ярко выраженная | Совсем не музыкальны | |
музыкальность (%) | (%) | |
Оба музыкальны | ||
Оба немузыкальны | ||