Практическое занятие 13
Тема 4.2. Психология массы и массового сознания (1 часть)
· Способы и слагаемые убеждения по Д. Майерсу. Приёмы сопротивления психологическому давлению.
· Пропаганда как метод убеждения
· Способы и слагаемые убеждения
· Факторы убедительности/неубедительности сообщения: эмоциональность/рациональность содержания; ассоциативный фон; апелляция к негативным/позитивным эмоциям; расхождение/согласованность мнений; игнорирование/обращение к контраргументам; первичность/вторичность информации; очевидность/неочевидность информации
· Качество восприятия информации: активно пережитое/пассивно воспринятое, непосредственная/опосредованная перцепция
· Убеждение через манипуляцию поведением: изменение установок как следствие совершенного поведенческого акта, другие приёмы и методы убеждения
· Убеждение и психотерапия
· Возможности и методы сопротивления убеждению
Литература по теме семинара:
1. Майерс Дэвид Социальная психология. СПб., 1998. С.311-353
2. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.455-463
Конспект первоисточников (обзор по проблеме):
1.Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов /Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 162-182.
2.Чалдини Роберт Психология влияния. СПб., 2007. – 286 с. социальный автоматизм (стереотип) и контраст (Глава1: Орудия влияния, с.15-33; Глава 8: «Быстрорастворимое влияние», с. 251-258),
3.взаимный обмен (Глава 2: Взаимный обмен, с. 34-66),
4.обязательства и последовательность (Глава 3: Обязательство и последовательность, с. 67-112)
5.влияние большинства (Глава 4: Социальное доказательство, с. 113-133)
6.подражание и сходство (Глава 4: Социальное доказательство, с. 133-157)
Практическое занятие 14
Тема 4.2. Психология массы и массового сознания (2 часть)
· Социальное влияние: закономерности, методы и механизмы по Р. Чалдини и С. Милграму.
· Приемы защиты от манипулятивного воздействия «орудий» социального влияния. Принципы и эффекты социального влияния:
Литература по теме семинара:
1. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. С.128-188
2. Чалдини Роберт Психология влияния. СПб., 2007
Самостоятельная работа студентов:
Конспект первоисточников (обзор по проблеме)
1) подражание и сходство (Глава 4: Социальное доказательство, с. 133-157)
2) благорасположение и симпатия (физическая привлекательность, подобие, комплименты, совместная деятельность) (Глава 5: Благорасположение, с.158-176)
3) ассоциация (Глава 5: Благорасположение, с. 176-195)
4) авторитет и его символы (титулы, авторитетная одежда и атрибуты) (Чалдини Глава 6: Авторитет, с. 196-220; Милграм Часть 2: Индивид и подчинение, с.128-188)
5) дефицит (на примере ограничения количества, лимита времени, цензуры информации. (Глава 7: Дефицит. Правило малого, с. 221-250)
Практическое занятие 15
Тема 4.3. Психология этнических общностей
Вопросы для обсуждения
· Понятие национального характера.
· Социально-психологические функции национального самосознания и характера.
· Динамика и стереотипизация национального самосознания в межличностном общении.
· Преодоление ущербности межнационального сознания.
· Проблема ответственности наций.
· Психология национализма и этноцентризма.
· Социально-психологические основы взаимоотношения наций в условиях современного мира.
Литература по теме лекции:
1. Севастьянов А.Н. Этнос и нация. М.: Книжный мир, 2008. – 438 с.
2. Гранин ЮД. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования. М.: Книжный мир, 2007.
3. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник /Под редакцией М. Росенко. Изд-во: Петрополис, 2007. – 136 с.
4. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. Изд-во: СПб Университета, 2005. – 290 с.
5. Лебон Г. Психология народов и масс. Изд-во: Академический проект, 2011. – 240 с.
6. Вендт В.М. Проблема психологии народов. Изд-во: Академический проект, 2011. – 144 с.
7. Московичи Серж. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Изд-во: Академический проект, 2011. – 396 с
Практическое занятие 16
Тема 4.4. Психология межгрупповых отношений
Семинарское занятие - практикум
Вопросы для обсуждения:
1. Типология межгруппового взаимодействия. Межгрупповая кооперация
и конкуренция.
2. Феномены и эффекты межгруппового восприятия. Ингрупповой
фаворитизм. Каузальная атрибуция. Группоцентрический эффект.
3. Основные факторы формирования межгруппового взаимодействия.
4. Механизм стереотипизации.
Два направления изучения стереотипов: изучение их содержания и исследование их влияния на социальное поведение.
Самостоятельная работа студентов
Подготовить реферат на тему: Проблема адаптации личности и ее реакция на фрустрацию: основные теоретические положения.
Деловая игра. Переговоры между двумя группами (предлагаются темы, ситуации разыгрываются участниками семинара, обсуждение индивидуальных моделей поведения и стратегии поведения в группе).
Практическое задание:
Выполнить тест Розенцвейга, проинтерпретировать полученные результаты.
III. Тематика контроля