Формирование мотивов учения школьников
Понятие мотива учения школьников тесно связано с понятием учебной деятельности и является одним из ее составляющих.
Понятие "деятельность" является фундаментальной категорией теории познания. В материалистической диалектике "деятельность" означает практическое преобразование социальной естественной действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Трудовая деятельность является генетическим источником всех других видов, путем преобразования природной и социальной действительности. Деятельность как преобразование природной и социальной действительности есть субстанциональное начало всей жизни обобществившегося человека. Ряд русских психологов, особенно Рубинштейн и Леонтьев, изложили философский смысл категории деятельности.
Если осмысленно употребляем слово деятельность, то нам нужно четко ответить на вопрос: какую потребность человек удовлетворяет? Какими мотивами человек руководствуется при постановке той или иной цели или задачи? Если в психологическом исследовании мы не указываем однозначно и точно предметного смысла той или иной человеческой потребности, то мы не правомочны говорить о деятельности.
Теперь о применении термина "учебная деятельность". Психолог должен показать, какова потребность в тех свершениях школьника, каковы мотивы той работы детей на уроке или вне урока, которые мы называем учебной деятельностью? Без точной характеристики того, каковы потребности и мотивы пребывания ребенка в школе , мы неправомочны использовать в теоретическом разумном плане понятие деятельности, потому что учебная деятельность соотносима с их конкретной характеристикой, с удовлетворением соответствующих потребностей и осознанием последствий этих мотивов.
Предположим, что мы определили потребности и мотивы соотносительно с учебной деятельностью. Мы должны раскрыть, в чем смысл учебной задачи, которая есть обязательный компонент структуры деятельности, но в данном случае однозначно можно ответить на вопрос: "В чем суть той задачи, которая решается в процессе осуществления ребенком учебной школьной деятельности? " Следовательно, каковы цели этой задачи, и в каких условиях эта цель достижима. Предположим мы определили смысл учебной задачи. Нам нужно ответить, посредством каких учебных действий данная задача решается.
Мотив самообразования обязательно предполагает формирование общих или частных приемов (способов) умственной деятельности с выделением их составных действий по анализу и осмыслению решаемой задачи. Вне усвоения таких способов учение превращается в простое заучивание, механическое запоминание без развития творческого мышления.
Учебная деятельность, как разновидность человеческой деятельности, с необходимостью должна включать в себя мотивацию и постановку учебной проблемы, выбор способов, а также контрольно-оценочные действия.
Процесс образования понятий всегда носит продуктивно-творческий характер, понятие возникает и развивается в результате сложной мыслительной операции, направленной на решение некоторой задачи - проблемы. Осознанное усвоение понятий предполагает не заучивание через многократное повторение, а напряжение активности собственной мысли. Таких условий мы видим два: систематическая реализация деятельностного подхода на практике и соблюдение принципа оперативной оценки результата (частота оценки действий, немедленность оценки).
Система обучения на основе принципа деятельностного подхода отличается от сложившейся методики догматического обучения важными особенностями: здесь нет обычного монологичного объяснения учителя; нет пассивного слушателя, нет привычного "прохождения" учебного материала, а весь процесс ориентирован на самостоятельную деятельность.
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но возникновение новых условий для личностного роста человека.
Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Мотив учения школьника как раз тесно связан с мотивом достижения успехов, т.е. при достижении определенных успехов в обучении, школьник старается познать больше, усвоить материал лучше.
Предпосылки к формированию мотива достижения начинает складываться у детей еще в дошкольные годы, но устойчивой личностной чертой данный мотив становится примерно к III - IV классам.
Одним из свойств формирования мотива учения является безграничное доверие к взрослым, главным образом к учителям, подчинение и подражание им. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности.
Вторым важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-то своими руками. Тогда, увлекаясь они могут часами заниматься интересным делом. В этих актах и фактах отчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела.
Также было показано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: у дошкольников - в игре, а у младших школьников - в учении.
В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе, можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристикой ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.