Экзистенциальная психология личности

Это совр. направление в психологии личн. уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера , Ж. П. Сартра, А. Камю и др. Э. п. л. связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается и логотерапия Франкла .

Феноменологич. анализ актуального человеч. существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества . Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеч. переживание.

В отличие от гуманистич. психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью явл. активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответств. выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личност. потенциала.

Как и гуманистич. психология, Э. п. л. ориентирована на будущее, а не на прошлое. Детерминация личност. развития выбором определ. будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личн. новых, более глубоких смыслов. В то же время выбор определ. будущего неизбежно ведет к "онтологическому беспокойству", тревоге, что требует от личн. мужества. Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологич. вины как неиспользованной возможности. Развиваясь, двигаясь вперед, личн. делает усилия, преодолевает трудности, учится на собств. просчетах. Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собств. достоинства сохраняться перед лицом онтологич. тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологич. вину.

Важнейшей целью Э. п. л. явл. поиск путей достижения личност. аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутр. природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творч. самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеч. ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личн. решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Среди типов личн., описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального чел., живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологич. тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личн. представляет собой идеал личност. развития, полностью удовлетворяя биол., социальные и собственно психол. потребности.

В отличие от индивидуалиста – конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологич. тревогу, такой чел. чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как результат далеко не идеального личност. развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды.

В экзистенциальной психологии личн. рассматривается преим. в пограничных ситуациях. Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизн. коллизий.

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(Э.Г.Эриксон)

С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования чел. и явл. автономной личност. структурой, осн. направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности чел. Развитие Эго неизбежно связано с социо-культурным контекстом и охватывает все жизн. постранство от рождения до смерти.

Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетич. концепция развития (греч. "после рождения") базируется на представлении о том, что каждая стадия жизн. цикла наступает в определ. для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирующая личн. формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни чел., возникающим как следствие достижения определ. уровня психол. зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий чел. к личностному росту и преодолению жизн. препятствий. На очередной фазе жизн. цикла личн. решает специфичную для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положит, качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, напр., базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личност. рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения.

Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной и предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1-3 года) – мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или стыда и сомнений. Третья стадия (3-6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативности или вины. Четвертая стадия (6-12 лет) – латентная – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12-19 лет) – подростковая – закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20-25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. Седьмая стадия (26-64 года) – средняя зрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмая стадия (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния.

Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обусловленное генетич. последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.

Обществу и человеку придается равное значение в формировании личн. на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутр. факторов.

ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ
(М.М.Бахтин)

Исследуя ключевую для своего творчества идею "Я" и Другого, Бахтин вводит в единый контекст диалогизм понимания, личн. и бесконечность смысла . В основе такого сближения лежит представление о двух формах познават. активности: монологической – познание вещей и любых объектов знания (в т. ч. и чел.) как вещей и диалогический – познание др. субъекта . Монологизм, по Бахтину, отрицает наличие вне себя др. равноправного сознания, др. равноправного "Я" ("Ты"). При монологич. подходе "Другой" остается только объектом сознания, а не др. сознанием. Диалогизм, по мнению Бахтина, присущ природе сознания, природе самой человеч. жизни. Подлинная жизнь личн. совершается в точке несовпадения чел. с самим собой, она доступна только диалогпч. проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя.

Понимание человеч. личн., как показывает Бахтин, возможно только благодаря диалогу. Человек изнутри самого себя не может ни понимать себя, ни даже стать собой. "Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи – с ними можно только диалогически общаться". Чтобы схватить личн. в целом, нужна позиция вненаходимости, которая отрицает как характерный для "философии жизни" путь вчувствования, вживания в душу др. человека, ведущий к слиянию с переживаниями другого, потерей себя, растворению в другом, и, как следствие, к утрате позиций вненаходимости и способности видеть другого в целом, так и характерный для естественнонаучной парадигмы путь овеществления чел., однобокой объективации. В этом случае существует риск просмотреть самое существенное в чел. – его свободу, незавершенность, несовпадение с самим собой. В любой момент своего существования, отмечает Бахтин, чел. имеет в себе помимо того, что мы в нем "объективно видим", еще и возможности. Поэтому чел. никогда не совпадает с самим собой, с тем, что он "уже" есть; он способен опровергнуть данную ему другими или самим собой характеристику. Поэтому подлинная жизнь личн. совершается, по Бахтину, как бы в точке этого несовпадения чел. с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли. Иными словами, личн. нельзя раскрыть ни как объект безучастного нейтрального анализа, ни путем вчувствования – она сама должна раскрыться в диалоге с "Другим".

По Бахтину, единство мира обеспечивается диалогом, который приводит в единство множество единичных центров-сознаний, и мир не распадается на солипсические монады.

Бахтин философски осмыслил и представил новую – полифоническую – картину мира, которая была более адекватна мировоззрению XX в., чем монологические воззрения эпохи Нового времени. Полифонич. мышлению, отмечал Бахтин, доступны такие стороны чел., и прежде всего мыслящее человеч. сознание и диалогич. сфера его бытия, которые не поддаются худож. освоению с монологич. позиций. Решающую роль в создании новой худож. модели мира Бахтин отводил Ф. М. Достоевскому, полагая, что философски-худож. открытия этого писателя еще недостаточно осмыслены и оценены.

Ставя вопрос о преодолении разрыва между культурой и жизнью, Бахтин отправным моментом своих рассуждений взял категорию нравственного деяния, поступка : бытие-со-бытие – это поступок ("К философии поступка"). У поступка две стороны: сам факт его свершения – экзистенциальный, бытийственный его аспект, делающий поступок моментом жизни, и цель поступка, его смысл, его творч. результат, соответствующий создаваемой поступком ценности. И кризис совр. ему сознания Бахтин возводит к "кризису совр. поступка", образованию бездны между мотивом поступка и его продуктом, т. е. между микроэлементами жизни и культуры. Все силы ответственного свершения уходят в автономную область культуры, поступок обесценивается, что, по Бахтину, и есть состояние цивилизации. Соединяет же полюса поступка идея ответственности: если взять поступок изнутри, то ответственность поступка есть учет в нем всех факторов: и смысловой значимости и фактич. свершения. В ответственности Бахтин усматривает единый план и единый принцип поступка.

За последнюю четверть XX в. бахтиноведение превратилось в самостоятельную отрасль гуманитарного знания, изучающую не только совр. литературоведение, но и весь комплекс гуманитарных наук. Э.-ф. к. л. Бахтина стала подлинной методологией совр. гуманитарного знания.

"Активационная" концепция (Д.У.Фиске и С.Р.Мадди). В основе концепции лежит понятие "активации", т. е. психол. возбуждения или напряжения, вызываемого состоянием физиол. возбуждения в обусловленном центре мозга. Существует типичный для каждого человека уровень активации (обычная или характерная активация), являющийся характеристикой его личн. Его развитию способствует ранний опыт чел. Фактический уровень активации зависит от воздействия стимуляции внутр. и внеш. источников. Если он падает ниже обычного для данного чел., то поведение направлено на увеличение влияния стимула. Если активация выше обычного, поведение направлено на уменьшение влияния.

В зависимости от уровня обычной активации (активац. потребностей), а также от степени экстернальности-интернальности (см. Локус контроля) все люди делятся на четыре типа личн.: 1. Высокоактивационный экстернал – "удачливый чел.", ищущий встреч с природной и социальной средой; он ненасытен в своих аппетитах, стремится к действиям, сильным переживаниям, проявляет любопытство, авантюрность и импульсивность. 2. Высокоактивационный интернал – чел., склонный к размышлению, фантазированию; он невнимателен к событиям внеш. мира, тонкий и сложный, ведет жизнь "из разума", следует своим ощущениям и эмоциям, стремится к новизне и творчеству. 3. Низкоактивационный экстернал – вечный консерватор, конформист; он прост в своих вкусах, избегает конфликтов неоднозначности и сильных, дезорганизованных внеш. событий, пытается наводить установленный порядок в окружении, предпочитает знакомое новому. 4. Низкоактивационный интернал – консервативный, защищающий "золотую середину" чел.; избегает любых излишков и поблажек, прост, несложен, без детализированных мыслей и грез, аскетичен, склонен к последовательности и устойчивости.

"Биосферная" концепция (А.Ангьял). Одним из ключевых считает понятие "биосферы", включающей личности и их мир. Личн. – один из компонентов биосферы. Символ. "Я" – общая сумма Я-концепций человека. Взаимодействие между чел. и его средой рассматривается как противоречие между тенденцией к автономии, присущей организму, и тенденции к гомономии, присущей среде. Автономия (самодетерминация) направлена на отделение от других и физич. среды с акцентом на независимость и отчужденность. Гомономия (отказ от себя) направлена на слияние или объединение с др. людьми, идеями или неодушевленной средой с акцентом на зависимость. Выражение обеих характеристик одновременно ведет к дифференцированию и интеграции.

Для характеристики личн. вводится понятие измерений (нечто подобное чертам личности). Вертикальное измерение простирается от полюса конкретного поверхностного поведения к полюсу глубоких, лежащих в основе этого поведения, сил. Прогрессивное измерение включает ряд поведенч. действий, приводящих чел. ближе к финальной цели. Горизонтальное измерение представляет координацию дискретных действий в более широкой, лучше интегрированной и более эффективной единице поведения (возможно, такой, как тип). Соответственно, любой поведенч. акт может быть описан как проявление нижележащих процессов.

Концепция "духовного человека" (Ж.Ньюттен). Опирается на одну из осн. идей – взаимодействие индивида со средой. Оптимальное состояние этого взаимодействия – равновесие, к достижению которого чел. постоянно стремится. Осн. движущей силой такого стремления является мотивация – непрерывная активная селективность, определяющая устойчивость и направленность поведения и обеспечивающая достижение цели.

Все потребности, которые понимаются как "паттерны" связей субъекта с окружающим миром и как динамич. аспект личност. способа существования и поведения в мире, классифицируются по трем уровням психической жизни: психофизич. (потребность жизн. развертывания и биол. контакта); психосоциальный (потребность развертывания личн. и психосоциального контакта); экзистенциальный (потребность экзистенц. поддержания и универсальной интеграции). В категории "потребность" очень важным является временное измерение, т. к. его реализация предполагает осуществление некоего поведенч. будущего.

В структуре личн. автор выделяет две подструктуры: интимную и социальную, интеграция которых определяет гармоничность "Я". Развитие личности заключается в прогрессивной интеграции, преодолевающей конфликты. Чел. обладает врожденными человеч. возможностями, в процессе обучения создаются лишь формы их выражения.

"Мотивационная" концепция (Д.К.Мак-Клелланд). Поведение личн. определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство) эмоции явл. врожденными реакциями на соответственно маленькие и большие расхождения между ожиданиями и событием. Положит, эмоции ведут к приближению, тогда как отрицат. аффект ведет к избеганию. Люди стремятся к маленьким степеням расхождения (непредсказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней непредсказуемости, чтобы избежать угрозы.

Личн. описывают следующие характеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив – сильная аффективная ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основанная на прошлой связи конкретных стимулов и положит, и отрицат. аффектов.

Можно говорить о мотивах приближения, в которых чел. стремится, чтобы его антиципация стала реальностью, и мотивах избегания, когда чел. не дает своей антиципации стать реальностью. В зависимости от того, какие расхождения между ожиданием и событием поощряют родители в детских переживаниях (маленькие или большие), у ребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация (приближения или избегания). Черта – заученная чел. тенденция реагировать, которая возымела успех в прошлом при аналогичной мотивации (если он реагировал более или менее успешно в подобных ситуациях в прошлом, когда был аналогично мотивирован). Схема – единица познания или процесса мышления, отображающая в символич. форме прошлый опыт. Существует три гл. класса схем – идеи, ценности и социальные роли.

Организмическая концепция (К.Гольдштейн). Ключевое понятие концепции- организм, состоящий из дифференцированных членов, функционирующих по принципу "фигура-фон". Фигура- это любой процесс, возникающий и выделяющийся на фоне. Различаются фигуры естественные, функционально укорененные в фоне, составляющем целостность организма, и неестественные, изолированные от организма – продукт травматич. опыта и навязанных чел. привычек. Активность организма проявляется в трех формах поведения: действия (произвольная сознательная активность); отношения (внутр. переживания); процессы (телесные функции). Поведение может быть конкретным (автоматическое реагирование на стимул) и абстрактным (реагирование после размышления о стимуле). Функционирование организма охватывает следующие динамич. проявления: 1) процесс выравнивания (тенденция к равномерному распределению энергии по организму); 2) самоактуализацию (творч. тенденция человеч. природы как осн. мотив организма); 3) "приход к согласию" со средой (поиски организмом той среды, которая наиболее соответствует его самоактуализации).

Психосинтез (Р.Ассаджоли). Внутр. мир личн. включает такие элементы: 1) низшее бессознательное (простейшие формы психики, влечения, комплексы и т. п.); 2) среднее бессознательное (продукты бессознательной деятельности, свободно переходящие в сознание), 3) высшее бессознательное, или сверхсознательное (высшие формы интуиции и вдохновения); 4) поле сознания (поток ощущений, образов, мыслей, чувств и г. д., доступных наблюдению, анализу и оценке человеком; находится внутри области среднего бессознательного); 5) сознательное "я" (точка чистого самосознания, находится в центре поля сознания); 6) высшее "Я" (истинное "Я", постоянный центр, из которого "Я" возвращается в сознание; находится в верх. точке высшего бессознательного); 7) коллективное бессознательное (подобно архетипам Юнга ; находится вокруг областей бессознательного).

Отсутствие внутр. единства личн. является причиной болезней души и тела, неудовлетворенности, неуверенности, неустойчивости в настроениях, мыслях и действиях. Чтобы преодолеть эти проблемы Ассаджоли предлагает четыре стадии достижения внутр. единства: 1) глубокое познание своей личн. (исследование элементов, образующих личн.; то, что осуществляет психоанализ), 2) контроль над разл. элементами личн. (методом разотождествления себя с ними); 3) постижение своего истинного "Я" – выявление или создание объединяющего центра (проекция своего центра вовне – на идеальную личность); 4) психосинтез: формирование или перестройка личн. вокруг нового центра (использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих или недостаточно развитых сторон личн., согласование и соподчинение разл. психич. функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.).

Наши рекомендации