Опросник уровня субъективного контроля
Опросник уровня субъективного контроля (УСК) —
личностный опросник. Предназначен для диагностики интернальности/экстернальности. Разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера(Locus of control scale) и опубликован Е. Ф. Бажинымс соавторами в 1984 г.
УСК состоит из 44 утверждений, с которыми обследуемый может согласиться (+) или не согласиться (-). Для исследовательских целей предусмотрен ответ по шестибалльной шкале «– 3, – 2, – 1, + 1, + 2, + 3», в которой «+ 3» означает «полностью согласен», а «– 3» – «совершенно не согласен». С помощью УСК осуществляется измерение интернальности/экстернальности по следующим шкалам.
1. Шкала общей интернальности (И0).
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин).
4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
Примеры утверждений УСК (рядом – «ключевой» ответ по соответствующей шкале):
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека (И0-, Ид-, Ин-).
2. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни (И0).
3. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей (И0-, Ид-).
Полученные результаты выражаются в стэнах (см. оценки шкальные) и могут быть представлены в виде «профиля субъективного контроля».
Уровень субъективного контроля – характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений. В соответствии с концепцией локуса контроля (лат. locus – «место, месторасположение») те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности, обладают внутренним (интервальным) контролем. И напротив, людям, которые склонны приписывать ответственность за все события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе и т. п.), присущ внешний (экстернальный) контроль.
В многочисленных экспериментальных исследованиях установлена связь между различными формами поведения, особенностями личности и уровнем ин-тернальности/экстернальности. Так, интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других людей, сильнее реагируют на утрату личной свободы, активнее ищут информацию, более уверены в себе и т. д.
Несуществующее животное». «Нарисуй человека»
«Несуществующее животное» –проективная методика исследования личности; предложена М. 3. Друкаревич.
Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других – одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест «несуществующее животное» направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.
Показана удовлетворительная конвергентная валид-ность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П. В. Яньшин,1988, 1990).
«Нарисуй человека» (НЧ) (Draw A-Person Test,
DAP) – проективная методика исследования личности. Разработана К. Маховерв 1948 г. на основе теста Ф. Гудинаф,предназначенного для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков с помощью выполненного ими рисунка мужчины.
Тест «нарисуй человека» можно использовать для обследования как взрослых, так и детей, допускается групповое обследование.
Обследуемому предлагают карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. После выполнения рисунка ему дают задание нарисовать человека противоположного пола. Заключительный этап обследования – опрос. К. Маховер составлены специальные перечни вопросов о нарисованных фигурах. Эти вопросы касаются возраста, образования, семейного положения.
При интерпретации данных автор исходит из идеи о том, что рисунок является выражением «я» обследуемого. Внимание уделяется анализу разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенностям изображения основных частей тела, которые оценивают в соответствии с психоаналитической символикой. Изучение ва-лидности теста «нарисуй человека» западными психологами привело к противоречивым результатам в силу умозрительности предлагаемых автором интерпретаций. Имеются данные о том, что общие субъективные оценки более валидны и надежны, нежели оценки по отдельным деталям рисунка.