Психические регуляторы труда
Одна из задач психологии труда - изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы.
I. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и процессов трудовой деятельности):
1) чувственный, сенсорный, перцептивный;
2) репрезентативный конкретный образ (воспоминания, представления, воображение);
3) репрезентативный абстрактный образ (понятия, схемы, системы понятий, алгоритмы действий).
II. Образ субъекта:
1) актуальный «Я-образ» (рефлексия своего актуального состояния в данный момент, в данных условиях профессиональных или межличностных отношений, своих актуальных возможностей и ограничений);
2) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» - «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»; «Я среди других»; «Я как представитель профессиональной общности», «Я как личность», «Я как индивидуальность» и др.).
III. Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений:
1) потребности и функциональные состояния;
2) эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
3) характер, направленность личности, мировоззрение;
4) профессионализм, опыт, знания, умения, навыки.
Люди в разной степени способны различать модальности и степень интенсивности воздействующих на них факторов среды (зрительных, акустических, тактильных, вкусовых, пространственных и др.). Это отражается в особенностях сенсорной организации их профессиональной деятельности: одному важно услышать, другому - увидеть, третьему - «почувствовать» предмет и средства труда. Люди воспринимают внешние воздействия комплексно, но обычно природная предрасположенность и более высокая чувствительность к определенным характеристикам среды выступает системообразующим фактором их профессионально важных качеств (ПВК). В процессе профессиональной деятельности способности субъекта дифференцировать профессионально значимые признаки среды развиваются, но лучше всего - те из них, которые изначально характеризовались выраженными природными задатками.
Однако образ как психический регулятор имеет и собственный мощный, объективный потенциал. Приведем примеры. Так, последовательные преобразования физических стимулов (например, коротких и длинных звуковых сигналов), семиотики, знаковых систем в профессиональные психологические образы - знаки (в профессиональной деятельности дегустаторов, гидроакустиков, радистов и др.) позволяют не только более успешно выполнять субъекту свои трудовые функции, но значительно увеличивать эффективность профессиональной деятельности (например, азбука Морзе).
Так, например, физический предел приема/передачи знаков радиотелеграфиста, который считает «точки - тире», составляет около 30 знаков (цифр или букв криптограмм) в минуту. Норма надежного (в условиях помех) приема сообщения для квалифицированного радиотелеграфиста, идентифицирующего знаки как «мелодии», составляет 120-150 и более знаков. Другими словами, только лишь психологическое перекодирование образа - из «точек» в «мелодии» - обеспечивает повышение надежности и эффективности профессиональной деятельности в 4-6 раз.
Другой, технический способ перекодирования исходной знаковой системы, например в радиосвязи, состоит в уплотнении всей информации до одного «пакета» - «радиоимпульса», для передачи и дешифрации которого используется аналоговая техника.
Еще более ярким примером не только функциональных, но и культурно-эстетических следствий взаимодействия исходных компонентов - образов профессиональной деятельности являет собой музыка. Первоначально определенные частоты, например, физических колебаний струны в секунду (число герц - математическая шкала отношений), воспринимаются человеком как «музыкальные звуки» (математическая шкала интервалов). Иначе говоря, комбинации акустических образов в интервалах лада или определенной октавы воспринимаются как сложные музыкальные образы - мелодии, имеющие вполне определенное эмоциональное и смысловое содержание (система восприятия - номинальная шкала).
Современный музыкальный строй является прямым преобразованием исходных физических стимулов – разных частот физических колебаний (в герцах) в «музыкальные образы» подчиненным определенным закономерностям.
Вот один из ярких образцов генезиса «образа» в психологическом мире человека - от прямого физического стимула, характеризуемого универсальными единицами физического измерения (математическая шкала отношений), от акустического воздействия на слух человека (логарифмические шкалы) до эмоциональной и смысловой реальности, имеющей даже свои цветовые характеристики (А. Н. Скрябин, Н.А. Римский-Корсаков, М.К. Чюрленис и др.), приводящей к изменению эмоциональной, интеллектуальной сферы и даже физиологии человека.
Подтверждения очевидной значимости для человека образа «субъект-субъектных отношений» можно найти едва ли не в каждом учебнике по социальной психологии и психологии управления. Особенно велика роль такого образа для человека, находящегося в экстремальных условиях.
Сделаем некоторые обобщения. Функции совокупности образов и их взаимосвязей далеко выходят за пределы их первоначальной заданности. В каждом высококвалифицированном труде есть значительная доля неформализуемых образов-регуляторов, уровень владения которыми, пожалуй, более всего и отличает профессионала от мастера своего дела. Так, у скульптора, работающего с мрамором, есть «чувство мрамора», следуя которому он из множества блоков-заготовок выберет единственный для воплощения своего замысла или откажется, забракует все и будет продолжать искать «свой», единственный. В спорте высших достижений давно утвердились понятия «чувство воды», «чувство снега», «чувство мяча», «чувство партнера», «чувство дистанции», «чувство поля» и т. п. Роль сложных ПВК - профессиональных «чувств» в детерминации успешности субъекта один из тренеров сборной команды страны по боксу оценил кратко: «Если у человека нет «чувства ринга» - убьют сразу!..»
В авиации такими сложными ПВК являются «чувство самолета», «чувство горизонта», «чувство аэродрома». Понятно, что, например, в инженерной психологии, где проблема рабочего образа крайне актуальна, она разработана более обстоятельно. В частности, выделяются следующие категории образов: концептуальная модель - оперативный образ - образ - цель.
Неоднозначную, а вернее, многозначную, многогранную роль образа как психологического регулятора, как многозначной метафоры можно проиллюстрировать и на схемах психики человека. Согласно логике нашего подхода рассмотрим несколько таких схем, предложенных учеными в течение одного лишь столетия - с начала до конца XX в.
В начале XX в. 3. Фрейду для объяснения всего многообразия психического достаточно было двух сфер - бессознательное/сознательное. В начале 1930-х гг. полная картина психики по 3. Фрейду отражается тремя независимыми сферами: бессознательное («Оно») - сознание («Эго») - сверхсознание («Супер-эго») (рис. 5.1), отношения между которыми затруднительны, сложны, конфликтны.
В середине XX в. стали, по 3. Фрейду и Э. Берну, сущность психики обозначать также тремя сравнительно независимыми сферами (эго-состояниями), но уже двух параллельных субстанций («дитя - взрослый - родитель» субъекта и «дитя - взрослый - родитель» партнера межличностных взаимодействий) с многообразием отношений между ними - эмоциональных и логических трансакций, сценарных посланий и др. В обоих случаях разные психические реальности отображаются учеными посредством круга - замкнутой геометрической фигурой.
А. Маслоу психологию и развитие человека представил в образе многоэтажной пирамиды-треугольника (рис. 2). В его основе - «базовые физиологические потребности», присущие всем людям (а вернее, всему живому). На «базе» биологии непосредственно строятся ступени социализации человека — безопасность и уверенность; любовь и принадлежность; самоуважение и уважение других. Но вершины пирамиды достигают, увы, немногие, согласно мнению автора - лишь около 1% людей.
Рис. 3. Формы отображения структуры личности в психологии
А. Маслоу
На уровне парадигм можно видеть некоторый прогресс - пятая ступень, «самоактуализация» явно возвышается над «Супер-эго», она иная по своей природе. Но если автором теории ясно представлена ее локализация - «вершина», то ее детерминанты не столь очевидны, они «размыты», хотя форма треугольника и предполагает возможность взаимоперехода субстанций внутри фигуры. Объяснение феномена «самоактуализации» требует введения новых постулатов или серьезной «коррекции» прежней научной парадигмы.
В 1980-1990-х гг. образ человека (личности у В.А. Петровского) представляется как четыре взаимосвязанные инстанции. Согласно «пентабазису» В.А. Ганзена, человек есть интеграция целого, определяемого четырьмя взаимосвязанными, но достаточно автономными частями: человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность (рис. 3). Сложная фигура-образ допускает многовариативность развития каждой из ее частей.
Рис. 4. Многоструктурное описание человека
(Ганзен В.А., 1980)
В конце 1990-х гг. Д. А. Леонтьев, сохраняя приверженность «ступеням», отказывается от «сфер», «прямоугольников», «квадратов» и иных замкнутых геометрических фигур. Есть все основания говорить о последовательном продвижении вперед от доминирующих прежде парадигм.
Следовательно, образ - не только и не столько всего лишь иллюстрация, отображение каких-либо материальных объектов или их функциональных отношений, не только специфическая форма передачи информации. Это еще и ненавязчивый способ передачи философии, идеологии, способа видения мира одним человеком другому. Другими словами, образ - это мощный психический регулятор деятельности человека, даже если образ в целом и не фиксируется его сознанием, даже если создатели образа на этом намеренно не фиксируют сознание человека и его произвольное внимание (психология рекламы, деятельность имиджмейкеров, выборные кампании и пр.). И здесь психология труда естественно соприкасается еще с одной молодой и смежной научной дисциплиной - «психологией влияния» (Т.С. Кабаченко).