Умения, навыки, привычки человека: понятие, виды, процесс образования
Б и л е т № 1
1. Общее понятие о психике.
Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности. Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира. Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).
2. Направленность личности: потребности, мотивы, интересы человека.
Мотивационная сфера личности. М.С.Л.- вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы. Смена этих мотивов происходит только при существенных изменениях условий жизни личности и ее жизнедеятельности в обществе. Маслоу: Основой мотивов являются потребности, которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду, иерархию. 1. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.), многие из которых, хотя и не все подчиняются принципу гомеостаза. 2. Следующий уровень- потребность в безопасности, т.е. нужда в порядке и устойчивости. 3. Аффилиативные потребности - потребность в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д. 4. Потребность в уважении, престиже. 5. Потребность в самовыражении, проявлении своих возможностей, творчестве, самоактуализации.
Потребности – исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности. А.Маслоу предложил иерархию потребностей: физиологические потребности (голод, жажда, холод и т.д.) потребности безопасности (долговременное выживание, стабильность и т.д.) потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие, продолжение рода) потребности самоуважения (значение, компетентность) потребности самоактуализации (реализация потенциала) В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Маслоу полагал, что последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Мотив – это осознанная и определенная потребность, побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Потребность объективна, мотив – субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями. Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность – система доминирующих мотивов (Мясищев). Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ).
Б и л е т № 2
1. Психические процессы, психические состояния и свойства личности.
Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.
Психические процессы - это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.
Выделяют три класса психических процессов:
- познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мьпнление, воображение);
- эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);
- коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).
Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими проце Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:
- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
- уровню интенсивности (активационные);
- уровню психофизиологического ресурса (тонические);
- уровню психического напряжения (тензионные);
- продолжительности состояния (временные);
- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).
Психические свойства личности - это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.
Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.
Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.
2. Роль биологических и социальных факторов в развитии личности человека.
Биологические факторы
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи — внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.
В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.
Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность такимдетям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности — осязание. Вместе с тем, как отмечает А. В. Суворов — человек, слепой и глухой, но научившийся говорить, защитивший докторскую диссертацию, посвятивший свою жизнь таким детям, "слепоглухота не создает ни одной, пусть даже самой микроскопической проблемы, она лишь обостряет их, больше она ничего не делает".
Социальные факторы
Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?
В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.
Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- ("средний") и микро- («малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.
Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме.
В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.
Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды — дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, представленной ниже, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю «площадь круга» — освоить весь потенциально доступный для него социум.
Б и л е т № 3
1. Психология как наука и учебный предмет.
Психология как научная и учебная дисциплина
Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний. Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний.
Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются: этот пункт — систематизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов (например, книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии»).
Учебный предмет, по определению В. И. Гинецинского, представляет собой «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины».
Традиционное понятие учебного предмета восходит к средневековым университетам. Оно связано с условиями развития университетской науки того времени, которая была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. Научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебного предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме изложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характеристики дисциплинарного знания, он выполнял систематизирующую и структури - рующую функции. Для этого периода было характерно неразличение качественно различных уровней и типов образования. Различия между начальной, средней и высшей школой рассматривались лишь как количественные в масштабах приобретаемых знаний. Модель учебного предмета, зародившаяся в средневековых университетах, продолжает функционировать и в системе образовании Нового времени. Психология как наука также пережила аналогичный период развития, однако несколько позже — в период ее становле-ния в XIX в. и в первой половине XX в. Первыми книгами по психологии были учебники и учебные пособия. Психология как наука и психология как учебный предмет не различались.
В Новое время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисциплины. Учебный предмет все в большей степени рассматривался как система разнообразных видов учебно-познавательной деятельности с учетом качественных особенностей субъектов, ее осуществляющих, и условий, в которых она реализу - ется. Тот или иной вариант изложения содержания научной дисциплины утверждался в общественном сознаний в качестве учебного предмета. В психологической науке аналогичные процессы разграничения представлений о психологии как учебной и научной дисциплинах происходят только во второй половине XX в. Психологи начали уделять больше внимания методическому обеспечению и методической разработке преподавания психологии. Процесс написания учебника уже перестал сводиться только к сбору и описанию соответствующего материала. В первую очередь это касалось курса «Введение в психологию». Он все в большей степени ориентировался на разные категории студентов, сопровождался методическими рекомендациями по изучению, заданиями, способствующими лучшему усвоению материала. Разумеется, это в меньшей степени касалось новых отраслей психологии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что всякая отрасль науки, психология в частности, должна достичь определенного уровня развития для того, чтобы стало возможным различение научного и методического аспекта этой дисциплины.
2. Общее понятие о деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных.
Главные отличия деятельности человека от активности животных
Главные отличия заключаются в следующем:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных носит потребительскую основу, в результате она ничего не производит и не создает.
2. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных ничего не меняет.
3. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей. Для животных орудия и средства не существуют.
4. Человеческая деятельность продукт исторический. Активность выступает как результат биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей не дана с рождения, ее необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных генотипически обусловлена.
6. Деятельность человека направляется познавательной потребностью, активность – инстинктивно биологическая.
7. В процессе деятельности опыт передается через социальные средства общения. В активности - наследственно закрепленная программа.
8. Человек изготавливает орудия труда с помощи других орудий труда. У животных – начальные зачатки орудийного труда.
Б и л е т № 4
1. Идеализм и материализм в психологии.
МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ - два главных философских направления, борьба к-рых воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, к-рое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Поскольку в развитии научного знания о психике решающую роль играет выявление ее закономерных зависимостей от того, что психическим не является (внешней среды, телесного субстрата), то именно материализм выступает в качестве движущей силы прогресса психологии. В древности материалистические представления проявлялись в различных учениях о душе как частице стихий природы: огня (Гераклит), воздуха (Анаксимен), атомов (Демокрит) и др. Наряду с воззрениями философов, материалистически объяснявших психические процессы, важное значение имели взгляды врачей на зависимость характера человека от смеси в организме различных компонентов (учение о темпераменте). Столь наивная материалистическая ориентация не могла помочь объяснить способность субъекта постигать внечувственные (абстрактные) истины, подчинять поступки этическим идеалам, превращать в объект анализа собственное сознание. Эти реальные свойства человеческой психики были истолкованы идеализмом (Платон, Плотин, Августин) как порождения особой бестелесной сущности - души, господствующей над всем земным, материальным. Такой подход теснейшим образом связал идеалистическую философию с религией, к-рая веками служила социальным интересам эксплуататорских классов. В Новое время крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. свои важнейшие теории: о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой материалистически. Такое понимание было развито в XVIII в. французскими (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Кабанис) и английскими (Д. Гартли, Дж. Пристли) материалистами, в противовес взглядам к-рых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам (Дж. Беркли, Д. Юм), о представлениях как изначальных актах души (И. Гербарт) и др. В середине XIX в. принципиально новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе к-рых в дальнейшем развивалась советская психология. Диалектический материализм отверг различные концепции, игнорирующие активность сознания, его способность не только отражать мир, но и преобразовывать его в процессе общественно-исторической практики. Диалектико-материалистическое объяснение психики противостоит как идеалистическому, так и вульгарно-материалистическому, к-рое, будучи разновидностью редукционизма, сводит психические процессы к нервным. Вместе с тем существует тесная связь между диалектико-материалистическим подходом к психике и стихийным материализмом естествоиспытателей. Благодаря их открытиям в середине XIX в. были экспериментально установлены первые важные закономерности психики (Вебера - Фехнера закон, законы работы зрительной системы (Г. Гельмгольц), типы времени реакции (Ф. Дондерс) и др.), к-рые наряду с открытиями в биологии (Ч. Дарвин) и физиологии (К. Бернар, И. М. Сеченов) привели к выработке собственного категориального аппарата психологии, в силу чего она обособилась в самостоятельную науку. Поскольку указанный процесс происходил в условиях господства в странах капиталистического Запада идеалистической философии, он неадекватно преломился в концепциях, исходивших из интроспективного понимания сознания (В. Вундт, Ф. Брентано), Иное направление этот процесс получил в России в последовательно материалистическом учении Сеченова, синтезировавшем достижения естественнонаучного исследования психики в мировой науке. Рубеж XIX и XX вв. отмечен кризисом психологии, на развитии к-рой негативно сказалось влияние идеалистической философии (махизма, прагматизма). В дальнейшем главные достижения психологии были обусловлены ее связью с физиологией, кибернетикой и другими науками, где доминируют стихийно-материалистические тенденции. Советская психология последовательно реализует философско-методологические принципы диалектического материализма.
2. Цели и мотивы деятельности. Действия как отдельные акты деятельности.
Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенных потребно Краткая характеристика уровней.
1. Уровень особенной деятельности (или особых видов деятельности): коммуникативная, игровая, учебная, трудовая. Отдельные виды деятельности могут различаться между собой по форме, по способу осуществления, по эмоциональным характеристикам и т.д.
2. Уровень действий. Действие- это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Если цель отсутствует, то имеем импульсивное поведение, управляемое потребностями и эмоциями.
Действие включает в качестве компонента акт сознания, является актом поведения. В действии проявляется принцип активности, т.к. это активный, целенаправленный процесс. Действия могут быть сенсорные (по восприятию объекта), моторные, волевые, мнемические, умственные. Действия человека предметны: Предмет - то, с чем непосредственно имеет дело. Предметом познавательной деятельности является информация, учебной – знания, умения, навыки, трудовой - создание материальных продуктов.
3. Уровень операций. Операцией называется способ осуществления, выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий (внешних, внутренних). Цель, данная в определенных условиях, называется задачей. Действия без операций существуют только на этапе планирования. Операции мало осознаются, чаще это автоматизмы или навыки, возникают путем прилаживания, адапатации или из действий путем их автоматизации. См. теории Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина в теме «Деятельность».
4. Уровень психофизиологических функций. Под психофизиологическими функциями понимается физиологическое обеспечение психическим процессов. Это способность к ощущению (сенсорные функции), способность к образованию и фиксации следов прошлых воздействий (мнемические функции), моторная способность (моторные функции).
Кроме внешней существуют внутренняя деятельность человека, в этом случае действия совершаются не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального материального продукта получается умственный, воображаемый результат. Внутренняя деятельность подготавливает внешнюю путем процесса интериоризации - переноса соответствующих внешних действий с материальными предметами во внутренний, умственный план. Обратный процесс называется экстериоризация - процесс перехода внутренних составляющих во внешние, практические действия. Сами переходы возможны только потому, что и внешняя, и внутренняя деятельность имеет одинаковое строение, которую можно определить следующим образом: потребность, мотив, цель, действие, операция, психофизиологические функции.
Механизмами, «запускающими» деятельность, являются потребности и мотивы. Любая деятельность начинается с потребности - исходной формы активности живых организмов. У человека различают: по происхождению - естественные (органические) и культурные (социальные, познавательные); по предмету потребления - материальные (связаны с предметами материальной культуры) и духовные (делиться мыслями, чувствами, слушать музыку). В существовании потребности различают 2 этапа - до встречи с предметом, удовлетворяющим потребность и после. После встречи с предметом происходит опредмечивание потребности. В акте опредмечивания рождается мотив.
Мотив - предмет потребности, мотив- то, что побуждает к деятельности, ее причины. Мотивы могут быть органическими (естественные потребности), функциональными (спорт, игра), материальными, социальными. После появления мотива меняется тип поведения, оно приобретает направленность. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Вместе с тем деятельность может быть полимотивированной. Ведущий мотив и мотивы - стимулы могут быть осознаваемы и нет. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в виде эмоций и опредмеченных смыслов. Мотив и цель образуют направление деятельности, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. В ходе деятельности образуются новые мотивы, происходит механизм сдвига мотива на цель, превращение цели в мотив. стей, мотива.
Б и л е т № 5
1. Л.С.Выготский: анализ творческого пути ученого, основных положений концепции. Понятие интериоризации.
2. Структурные компоненты деятельности.
Деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Предмет - психические закономерности, особенности, структура, механизмы становления и развития деятельности и ее субъекта.
Задачи - изучение средств, способов, результатов деятельности и построение на этой основе структуры, функций, механизмов и закономерностей деятельности.
Согласно В.Д.Шадрикову, главная задача – раскрытие системы теоретических начал деятельности.
Конкретные задачи - раскрыть:
- как происходит преобразование объективного мира в процессе целенаправленной активности личности,
- каков механизм психической регуляции деятельности,
- как изменяется сам человек в процессе деятельности,
- как деятельность влияет на развитие возможностей человека,
- как деятельность принимает индивидуальный характер.
Методологическое значение категории деятельность
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Методологическое значение данной категории реализуется через ряд принципов, разработанных в деятельностном подходе:
1. Прицип предметности.
2. Принцип активности позволяет постулировать положение о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. Субъект активно взаимодействует с объектом.
3. Принцип неадаптивной природы.
4. Принцип интериоризации - принцип раскрывает механизм усвоения человеком общественно-исторического опыта, перехода совместных внешних действий во внугренние действия субъекта.
5. Принцип психологического анализа деятельности «по единицам». Этот принцип задает общую стратегию изучения структуры деятельности.
6. Принцип опосредствования: а) опосредствование психического отражения процессом предметной деятельности; б) опосредствование межличностных отношений совместной предметной деятельностью.
7. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности в отечественной психологии открыт на материале исследований памяти.
Выделенные принципы теории предметной деятельности являются методологическими предпосылками развития психологии.
Основные методологические идеи психологического анализа деятельности:
1) рассмотрение деятельности в качестве предмета психологии;
2) выделение структуры деятельности;
3) признание предметной деятельности в качестве генетически исходной и основной для формирования других видов деятельности человека; психическая деятельность как вид человеческой деятельности генетически связана с внешней материальной, как исходной для нее;
4) разработка принципа предметности как конституирующей деятельность характеристики;
5) выделение важного качества деятельности, такого как ее пластичность—уподобляемость свойствам и отношениям объектов внешнего мира.
Методологическое значение категории деятельности, предполагает ее рассмотрение с учетом следующих положений:
1. Деятельность — сложное, многомерное, многоуровневое, многоплановое, динамически развивающееся явление (образование).
2. Деятельность рассматривается как некоторая система, выделяются ее составляющие и способ организации, системообразующий фактор.
3. В изучении и анализе деятельности выделяются уровни:
♦ личностно-мотивационный: значимость деятельности для человека и выяснение истоков трудовой активности личности (потребности личности и возможности деятельности для ее удовлетворения);
♦ компонентно-целевой: основные компоненты деятельности;
♦ структурно функциональный: раскрытие структуры, под
структуры, функциональной взаимосвязи компонентов деятельности, выявление психологических механизмов деятельности;
♦ психофизиологический уровень: раскрытие и изучение физиологических систем, задействованных в деятельности;
♦ индивидуально-психологический: изучение личности в многообразии систем (социальной, природной, физической) существования, как субъекта деятельности.
4. Деятельность рассматривается в единстве компонентов:
♦ мотивационно-ценностных,
♦ когнитивно-информационных,
♦ исполнительных (операционно-действенных).
5. Выделяется два плана изучения деятельности:
♦ описательный,
♦ углубленный анализ взаимосвязей внутри компонентов деятельности как системы.
Б и л е т № 6
1. Характер: понятие, черты характера
Термин \"характер\" - греческого происхождения, он означает \"черта\", \"признак\", \"отпечаток\" Введен он для определения свойств человека коллегой Аристотеля Теофраст в \"характеристики\" он описал с точки зрения в моралиста 31 Тип человеческих характеров - людей хвастливых, болтливых, неискренних, скучных, льстивых тощькуватих, балакучих, нещирих, нудних, улесливих тощо.
Позже философы и психологи, объясняя и классифицируя человеческие характеры, главными факторами их