Причины нарушений дисциплины. Приемы и методы «удержания» внимания

Нарушение дисциплины происходит по 4 основным причинам:

1.Привлечение внимания.

2.Власть.

3.Месть.

4.Избегание неудачи.

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания Поведение
Активная форма Ученики делают то, что отвлекает внимание учителей и детей
Пассивная форма Ученики выполняют все требования очень медленно «в час по чайной ложке»
Источники Рекрутируются из раннего детства (еще в раннем детстве ребенок привыкает привлекать внимание разными способами, в т.ч. и поведением. Чем меньше внимания дома, тем большая тяга привлекать внимание в коле)
Реакция педагога раздражение, возмущение, словесные замечания, угрозы
Ответы ученика на реакцию учителя прекращает выходку, но только на короткое время
Что делать, если природа поведения Ч - привлечение внимания   1.Родителям и учителям необходимо больше внимания уделять детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2.Дети не научены просить внимания в приемлемой форме, значит надо показывать и обучать как получить внимание социально одобряемо. 3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Значит найти то в их деятельности, за что их можно хвалить и поощрять.
Сильные стороны такого поведения Что хорошего в таких детях? Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Они хотят нашего внимания.
Принципы профилактики Больше внимания уделят хорошему поведению, учить учеников просить внимания, когда они в этом нуждаются
Меры экстренно-педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание Меры поведения (стратегия учителя)
стратегии техники
Минимум внимания (обоснование - бихевиориальный подход: всякая форма поведения закрепляется подкреплением) 1.игнорирование демонстративного поведения; 2.зрительный контакт; 3.остановиться рядом; 4.упоминайте имя ученика (называние имени ученика среди текста); 5.посылайте «секретные» сигналы; 6.делайте письменные замечания; 7.используйте Я-высказывания (говорим объективно о своих чувствах).
Разрешающее поведение 1.стройте урок на основе такого вопиющего поведения; 2.доведите до абсурда демонстративную выходку; 3.присоединить весь класс к выходке 4.использовать разрешающую квоту
Неожиданное поведение (подтекст «Я не поддаюсь на твою игру») 1.выключите свет; 2.используйте музыкальный инструмент; 3.говорите тихим голосом; 4.измените манеру речи; 5.говорите со стеной или с портретом (подойдите к стене и произнесите монолог (5-7кл); 6.временно прекратить вести урок (замолчите посередине урока или снизьте голос)
Отвлечение внимания ученика 1.задавайте прямые вопросы; 2.попросите об одолжении; 3.измените деятельность
Поощрение хорошего поведения Обращайте внимание на примеры хорошего поведения 1.Благодарите учеников за хорошее, естественно, не одних и тех же 2.пишите имена детей (лучших) на доске (доска почёта)
Пересаживание учеников 1.попросите ученика сесть на другое место; 2.стул размышлений (стул вне поля зрения)
 
Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Поведение
Активная форма Вспышки негодования, ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным
Пассивная форма Откладывание на потом, недоведение до конца, временная нетрудоспособность с официальным диагнозом
Реакция педагога Чувство профессиональной беспомощности, попытки справиться и объяснить поведение ученика в т.ч. с помощью специалиста
Ответная реакция ученика зависимое поведение, ученик продолжает ничего не делать
Природа поведения 1.Отношения по типу «красного карандаша». 2.Необоснованные ожидания родителей и педагогов. 3.Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4.Упор на соревнование в классе. Ребенок избегает неудачи из-за чувства неуверенности (развивается «комплекс неполноценности». У учителя возникает бессилие к этому ребенку.
Сильные стороны такого поведения Ученики хотят успеха, делать только отлично, лучше всех, поэтому для большинства учеников сильных сторон нет. Такое поведение не вызывает на себя внимания, нет демонстративности в поведении.
Принципы профилактики 1.Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу» (расшатывание его неуверенности, что он не сможет сделать («Ты можешь это сделать») 2.Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.
Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками избегающими неудачи
Стратегии Техники
Изменение методов объяснения 1.изменить методы объяснения; 2.использование осязаемого материала; 3.введение дополнительных методов обучения  
Коррекция требований Обучение в один момент времени и чему-то одному
Обучение умению позитивного рассказа особенностей своей деятельности 1.высказывание 2-х «+» на каждый «-» ученика; 2.декларация «Я могу»
Формирование к отметкам как к явлению положительному 1.рассказы о типичных ошибках; 2.демонстрация уважительного отношения к ошибкам; 3.минимизирование последствий сделаны ошибок (убеждать в пользе ошибок. Ошибаются все, это нормально, ошибка даже вещь полезная «Я преодолеваю себя, «3» - это не плохой ты…) 4.поддерживать доверие к учителю «Учитель - друг, он хочет помочь». Учитель должен быть союзником психолога.
Формирование веры в успех 1.подчеркивание любых улучшений (поддержка любых попыток ученика к успеху; видеть самые маленькие достижения); 2.выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность; 3.умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом; 4.демонстрация веры в своих учеников; 5.признание трудности 6.акцентировать внимание на уже достигнутом успехе (4+, «молодец 5»)  
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых успехах Воспоминания о прошлых успехах  
Помощь в материализации своего развития 1.наклейки «Я могу»; 2.альбом достижений; 3.рассказы о себе вчерашнем, сегодняшним, завтрашним (учить позитивному отношению через рассказ о себе); 4.обеспечить грамотную «обратную связь»; *аплодисменты; *вручение наград и медалей; 5.выставки достижений; 6.самоодобрение
 
Характеристики властолюбивого поведения Поведение
Активная форма вспышки негодования, словесное негодование, ученики идут на конфронтацию, нагнетают напряженность
Пассивная форма ученик вежливо отвечает педагогу, но продолжает делать свое; м. формулировать разные формы оправданий.
Реакция учителя гнев, негодование, м.б. страх; возможны попытки немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия   У учителя - замешательство из-за беспомощности и импульс - прекратить действие. Со стороны ученика - конфронтация.
Ответы ученика на реакцию учителя Конфронтация по типу «вы мне ничего не сделает», выходка продолжается пока сам ученик не решит прекратить её.
Природа властолюбивого поведения 1.Социальные установки изменить от отношений господства-подчинения, к отношению равных социальных прав. 2.Мода на сильную Л учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.
Сильные стороны такого поведения Ученики демонстрируют лидерские способности, умение независимо мыслить и способны сопротивляться авторитетам Сильная личность (и довольна яркая)
Принципы профилактики Уход от конфронтации и снижение напряжения; передача ученику части своей организаторской власти Самое сложное для учителя «Не дать себя задеть»
 
Характеристики мстительного поведения Поведение
Активная форма Прямые акты физического насилия и не прямые психологические акты насилия (не учителю, а кабинету, квартире учителя)
Пассивная форма Игнорируют всякие дружелюбные попытки контакта «дикий ребенок»
Реакция учителя Обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию, страху; попытки немедленно ответить силой как равному, подавить или уйти от ситуации
Ответы ученика на реакцию учителя Эскалация мести (он продолжает ещё ббльше). Выходка продолжается пока ученик сам не решит прекратить её
Природа мстительного поведения Отражение роста насилия в обществе, распространенный через СМИ; силовой способ решения конфликта
Сильные стороны поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя
Принципы профилактики Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них; учить выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами (обучать тому, как нормальными способами выразить своё страдание);   Посочувствовать такому ребенку (пожалеть)
Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого власть или месть
Ищите «изящный» уход 1.признайте силу ученика (подчеркиваем его власть) «Я поняла, что я поняла, что ничего не могу сделать» Или *прием: приглашать учеников помочь в ч-л учителю (показать важность дела и именно он может это сделать) Или *соглашайтесь с учеником 2.уберите зрителей; 3.перенесите обсуждение вопроса «Мне сейчас некогда…»; 4.меняйте тему; 5.назначьте специальное время для обсуждения вопроса (приглашать к разговору при повторяющихся актах мести). Прием: предлагается делать запис «Я согласна с тобой встретиться и поговорить (указать время) 6.окажите моральную поддержку Приёмы: -ученическое репетиторство; -выражение признания одному из учеников всем классом (аплодисменты, письма-посвящения, пароль)
Используйте удаление 1.в пределах классной комнаты; 2.в другой класс (параллельный на 15-20 мин); 3.в специальное помещение; 4.в кабинет школьной администрации; 5.удаление домой (следует избегать); 6.удаление с применением силы (психологической и физической)
Используйте санкции (о санкциях надо предупреждать «Когда, то…», «Если ты сделаешь, то я сделаю…»). Санкции должны быть логичны, соразмерны, созидательны: 1.не называть имена и не сравнивать с другими; 2.не обвинять и не стыдить; 3.избегать долгих нравственных высказываний 1.лишение ученика права распоряжаться своим временем; 2.лишение права пользоваться предметами; 3.лишение права доступа в различные помещения; 4.встреча с администрацией школы; 5.информирование родителей; 6.починка, ремонт предметов, вещей; 7.возмещение учеником убытков

Наши рекомендации