Причины нарушений дисциплины. Приемы и методы «удержания» внимания
Нарушение дисциплины происходит по 4 основным причинам:
1.Привлечение внимания.
2.Власть.
3.Месть.
4.Избегание неудачи.
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания | Поведение |
Активная форма | Ученики делают то, что отвлекает внимание учителей и детей |
Пассивная форма | Ученики выполняют все требования очень медленно «в час по чайной ложке» |
Источники | Рекрутируются из раннего детства (еще в раннем детстве ребенок привыкает привлекать внимание разными способами, в т.ч. и поведением. Чем меньше внимания дома, тем большая тяга привлекать внимание в коле) |
Реакция педагога | раздражение, возмущение, словесные замечания, угрозы |
Ответы ученика на реакцию учителя | прекращает выходку, но только на короткое время |
Что делать, если природа поведения Ч - привлечение внимания | 1.Родителям и учителям необходимо больше внимания уделять детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2.Дети не научены просить внимания в приемлемой форме, значит надо показывать и обучать как получить внимание социально одобряемо. 3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Значит найти то в их деятельности, за что их можно хвалить и поощрять. |
Сильные стороны такого поведения Что хорошего в таких детях? | Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Они хотят нашего внимания. |
Принципы профилактики | Больше внимания уделят хорошему поведению, учить учеников просить внимания, когда они в этом нуждаются |
Меры экстренно-педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание Меры поведения (стратегия учителя) | |
стратегии | техники |
Минимум внимания (обоснование - бихевиориальный подход: всякая форма поведения закрепляется подкреплением) | 1.игнорирование демонстративного поведения; 2.зрительный контакт; 3.остановиться рядом; 4.упоминайте имя ученика (называние имени ученика среди текста); 5.посылайте «секретные» сигналы; 6.делайте письменные замечания; 7.используйте Я-высказывания (говорим объективно о своих чувствах). |
Разрешающее поведение | 1.стройте урок на основе такого вопиющего поведения; 2.доведите до абсурда демонстративную выходку; 3.присоединить весь класс к выходке 4.использовать разрешающую квоту |
Неожиданное поведение (подтекст «Я не поддаюсь на твою игру») | 1.выключите свет; 2.используйте музыкальный инструмент; 3.говорите тихим голосом; 4.измените манеру речи; 5.говорите со стеной или с портретом (подойдите к стене и произнесите монолог (5-7кл); 6.временно прекратить вести урок (замолчите посередине урока или снизьте голос) |
Отвлечение внимания ученика | 1.задавайте прямые вопросы; 2.попросите об одолжении; 3.измените деятельность |
Поощрение хорошего поведения | Обращайте внимание на примеры хорошего поведения 1.Благодарите учеников за хорошее, естественно, не одних и тех же 2.пишите имена детей (лучших) на доске (доска почёта) |
Пересаживание учеников | 1.попросите ученика сесть на другое место; 2.стул размышлений (стул вне поля зрения) |
Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи | Поведение |
Активная форма | Вспышки негодования, ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным |
Пассивная форма | Откладывание на потом, недоведение до конца, временная нетрудоспособность с официальным диагнозом |
Реакция педагога | Чувство профессиональной беспомощности, попытки справиться и объяснить поведение ученика в т.ч. с помощью специалиста |
Ответная реакция ученика | зависимое поведение, ученик продолжает ничего не делать |
Природа поведения | 1.Отношения по типу «красного карандаша». 2.Необоснованные ожидания родителей и педагогов. 3.Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4.Упор на соревнование в классе. Ребенок избегает неудачи из-за чувства неуверенности (развивается «комплекс неполноценности». У учителя возникает бессилие к этому ребенку. |
Сильные стороны такого поведения | Ученики хотят успеха, делать только отлично, лучше всех, поэтому для большинства учеников сильных сторон нет. Такое поведение не вызывает на себя внимания, нет демонстративности в поведении. |
Принципы профилактики | 1.Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу» (расшатывание его неуверенности, что он не сможет сделать («Ты можешь это сделать») 2.Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми. |
Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками избегающими неудачи | |
Стратегии | Техники |
Изменение методов объяснения | 1.изменить методы объяснения; 2.использование осязаемого материала; 3.введение дополнительных методов обучения |
Коррекция требований | Обучение в один момент времени и чему-то одному |
Обучение умению позитивного рассказа особенностей своей деятельности | 1.высказывание 2-х «+» на каждый «-» ученика; 2.декларация «Я могу» |
Формирование к отметкам как к явлению положительному | 1.рассказы о типичных ошибках; 2.демонстрация уважительного отношения к ошибкам; 3.минимизирование последствий сделаны ошибок (убеждать в пользе ошибок. Ошибаются все, это нормально, ошибка даже вещь полезная «Я преодолеваю себя, «3» - это не плохой ты…) 4.поддерживать доверие к учителю «Учитель - друг, он хочет помочь». Учитель должен быть союзником психолога. |
Формирование веры в успех | 1.подчеркивание любых улучшений (поддержка любых попыток ученика к успеху; видеть самые маленькие достижения); 2.выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность; 3.умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом; 4.демонстрация веры в своих учеников; 5.признание трудности 6.акцентировать внимание на уже достигнутом успехе (4+, «молодец 5») |
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых успехах | Воспоминания о прошлых успехах |
Помощь в материализации своего развития | 1.наклейки «Я могу»; 2.альбом достижений; 3.рассказы о себе вчерашнем, сегодняшним, завтрашним (учить позитивному отношению через рассказ о себе); 4.обеспечить грамотную «обратную связь»; *аплодисменты; *вручение наград и медалей; 5.выставки достижений; 6.самоодобрение |
Характеристики властолюбивого поведения | Поведение |
Активная форма | вспышки негодования, словесное негодование, ученики идут на конфронтацию, нагнетают напряженность |
Пассивная форма | ученик вежливо отвечает педагогу, но продолжает делать свое; м. формулировать разные формы оправданий. |
Реакция учителя | гнев, негодование, м.б. страх; возможны попытки немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия У учителя - замешательство из-за беспомощности и импульс - прекратить действие. Со стороны ученика - конфронтация. |
Ответы ученика на реакцию учителя | Конфронтация по типу «вы мне ничего не сделает», выходка продолжается пока сам ученик не решит прекратить её. |
Природа властолюбивого поведения | 1.Социальные установки изменить от отношений господства-подчинения, к отношению равных социальных прав. 2.Мода на сильную Л учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. |
Сильные стороны такого поведения | Ученики демонстрируют лидерские способности, умение независимо мыслить и способны сопротивляться авторитетам Сильная личность (и довольна яркая) |
Принципы профилактики | Уход от конфронтации и снижение напряжения; передача ученику части своей организаторской власти Самое сложное для учителя «Не дать себя задеть» |
Характеристики мстительного поведения | Поведение |
Активная форма | Прямые акты физического насилия и не прямые психологические акты насилия (не учителю, а кабинету, квартире учителя) |
Пассивная форма | Игнорируют всякие дружелюбные попытки контакта «дикий ребенок» |
Реакция учителя | Обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию, страху; попытки немедленно ответить силой как равному, подавить или уйти от ситуации |
Ответы ученика на реакцию учителя | Эскалация мести (он продолжает ещё ббльше). Выходка продолжается пока ученик сам не решит прекратить её |
Природа мстительного поведения | Отражение роста насилия в обществе, распространенный через СМИ; силовой способ решения конфликта |
Сильные стороны поведения | Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя |
Принципы профилактики | Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них; учить выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами (обучать тому, как нормальными способами выразить своё страдание); Посочувствовать такому ребенку (пожалеть) |
Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого власть или месть | |
Ищите «изящный» уход | 1.признайте силу ученика (подчеркиваем его власть) «Я поняла, что я поняла, что ничего не могу сделать» Или *прием: приглашать учеников помочь в ч-л учителю (показать важность дела и именно он может это сделать) Или *соглашайтесь с учеником 2.уберите зрителей; 3.перенесите обсуждение вопроса «Мне сейчас некогда…»; 4.меняйте тему; 5.назначьте специальное время для обсуждения вопроса (приглашать к разговору при повторяющихся актах мести). Прием: предлагается делать запис «Я согласна с тобой встретиться и поговорить (указать время) 6.окажите моральную поддержку Приёмы: -ученическое репетиторство; -выражение признания одному из учеников всем классом (аплодисменты, письма-посвящения, пароль) |
Используйте удаление | 1.в пределах классной комнаты; 2.в другой класс (параллельный на 15-20 мин); 3.в специальное помещение; 4.в кабинет школьной администрации; 5.удаление домой (следует избегать); 6.удаление с применением силы (психологической и физической) |
Используйте санкции (о санкциях надо предупреждать «Когда, то…», «Если ты сделаешь, то я сделаю…»). Санкции должны быть логичны, соразмерны, созидательны: 1.не называть имена и не сравнивать с другими; 2.не обвинять и не стыдить; 3.избегать долгих нравственных высказываний | 1.лишение ученика права распоряжаться своим временем; 2.лишение права пользоваться предметами; 3.лишение права доступа в различные помещения; 4.встреча с администрацией школы; 5.информирование родителей; 6.починка, ремонт предметов, вещей; 7.возмещение учеником убытков |