Семиотика в психотерапии
Н.Ф. Калина
ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Семиотика в психотерапии
Рекомендовано министерством
просвещения Украины по курсу
"Психотерапия и психологическое консультирование"
(специальность "Практическая психология")
<Рефл-бук>
<Ваклер>
Рекомендовано к изданию Ученым советом
Симферопольского государственного университета
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор,
академик - секретарь АПН Украины
А. В. Киричук
доктор психологических наук, профессор,
директор института психологии им. Г.С.Костюка
С-Д- Максименко
Художник В.В. Чутур
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Встреча с психотерапевтом
ГЛАВА 2. Психотерапия в хх столетии
ГЛАВА з. Философия гештальта: жмзнь сознания
и подвиг сознавания
ГЛАВА 4. Когнитивная терапия: рассудок, разум,
рациональность
ГЛАВА 5. Семиотические аспекты психотерапии .
ГЛАВА 6. НЛП - лингвистически ориентированная
терапия
ГЛАВА 7. Работа с метафорой в психотерапии . . .
ГЛАВА 8. Трансовая коммуникация по М. Эриксону
ГЛАВА 9. Жизнь как текст: структуралистские идеи
в психотерапии
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Против психотерапии
ПРИЛОЖЕНИЯ
Злодейка (Опыт анализа семиотических
механизмов метафорической коммуникации на
символическом уровне)
Хорхе Луис Борхес. Злодейка
Избранные стихотворения
Словарь специальных терминов
Словари и справочники, которые могут быть
полезны начинающему психотерапевту
От издательства
Семиотика, т.е. наука о знаках, уходит своими корнями
в древность. Краткий экскурс в историю позволит обнару-
жить, что так называли метафизические системы, в качес-
тве символа Вселенной использовавшие книгу, буквы кото-
рой начертаны "божественным пером", что и привлекло по-
вышенное внимание к древним алфавитам и изучению ме-
тафизических свойств букв. "Божественное послание"
представлялось архетипом священных книг, а традицион-
ные тексты являли собой лишь его частичный перевод на
человеческий язык. Это подтверждают и Веды, и Коран, w
пифагорейская доктрина, но особую роль буквы играют в кос-
могонической доктрине каббалы. В метафизическом смысле,
сгущения, вызванные божественным дыханием, перенесен-
ным на нижние уровни, составили и сформировали явленную
Вселенную. Так, в Сефер Иецира говорится: "Два - это ды-
хание, которое исходит от Духа, и обрели форму в нем
двадцать два звука ... но Дух прежде и превыше их". След-
ствием этого дыхания было "обретение формы" (запечат-
ленность) букв.
Двадцать восемь букв арабского алфавита точно соот-
ветствуют фазам луны. Существует и терапевтическое при-
менение букв - когда каждая буква алфавита используется
определенным образом для исцеления болезней, поража-
ющих конкретный орган.
С этим прекликается и Евангелие от Иоанна (1:1): "В на-
чале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Поскольку буквы и имена выражают природу любого су-
щества, то знание их позволяет оказывать "магическое"
воздействие на сами эти существа и происходящие с ними
события. Ср.: Бытие 2:19-20: "Господь Бог образовал из
земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и при-
вел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы,
как наречеет человек всякую душу живую, так и было имя
ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным
и всем зверям полевым".
Вот почему знание тайного имени существа или предмета,
как выражения его истинной природы, может давать власть
над ним, именно такое использование "науки о буквах" обыч-
но называют симией. Не случайно различные религиозные
доктрины убеждают, что познание тайного имени Бога - это
познания тайны Вселенной и принципов ее управления. В
этом и заключается суть эзотерических учений - т.е. учений,
изучающих скрытые имена, тайну букв и их сочетаний.
Существует теория, что Стоунхендж представляет собой
мегалазерный резонатор, составленный из трилитов, от-
ражащих имя Бога на иврите (птп). Воздействие косми-
ческого потока на такую конструкцию приводит к созданию
вибраций кристаллической структуры Земли, что способст-
вует возникновению животного и растительного мира с по-
мощью одного-единственного слова,
Поэтому неудивительно, что основополагающая работа
основателей НЛП Д.Гриндера и Р.Бэндлера называется
"Структура магии". Идеи, заложенные в НЛП, уходят корня-
ми в древность и весьма продуктивно использовались гре-
ками, арабами, евреями, египетскими жрецами, алхимика-
ми, масонами (среди атрибутов "мастера" есть и скрижаль,
а поиски "утерянного слова" играют решающую роль). По
каждой из вышеупомянутых школ существуют многочислен-
ные исследования, их адепты вошли в историю своими уни-
кальными психотерапевтическими (говоря современным
языком) способностями. Но ведь известно, что новое - это
хорошо забытое старое, и, фактически, век Просвещения,
"разоблачая" метафизику, выплеснул с водой и ребенка,
вследствие чего XX век все начал с чистого листа. Под-
тверждением этому и явилось триумфальное шествие НЛП
по планете.
Эффективность и многообразие реакций, вызванных
воздействием звуков, подтверждается и физиологией. Слу-
ховая система человека устроена, на первый взгляд, про-
сто, но это обманчиво, так как до сих пор физиология не
может ясно ответить, как человек слышит на частотах выше
8 кГц, и существуют эксперименты, подтверждающие, что
человек бессознательно различает частоты выше 30 кГц.
Так, эксперименты по обучению ЭВМ голосовым командам
показали, что наиболее значимые отличия английского
дифтонга th (9, б) от русрких эквивалентов проявляются
именно в диапазоне 60-80 кГц. Более того, 20 тысяч нейро-
нов слухового анализатора, берущего начало у улитки, с
каждым переключающим центром (через оливарный комп-
лекс, медиальное коленчатое тело и т.д.) растет в геомет-
рической прогрессии, и в мозг уже попадают миллионы
нейронов. Таюе существуют нейроны, которые реагируют
на изменение частоты, громкости, на сочетание частот,
более того, на одновременный приход зрительного, слухо-
вого, тактильного и вестибулярного сигнала. Если к этому
прибавить не до конца ясную роль в формировании слухо-
вого сигнала саккулюса и утрикулюса, не говоря уже об
обработке и управлении всей этой информацией ретику-
лярной формацией, отделами коры головного мозга, при
наличии множества ассоциативных связей между полями
больших полушарий, то можно смело поверить древним,
что человек - микрокосм - точная аналогия макрокосма.
Этот беглый и поверхностный обзор без ссылок на ли-
тературу (список которой был бы больше этой книги) я даю
лишь с целью сориентировать читателя относительно места
и роли семиотики, а также чрезвычайной действенности ее
инструментария (конечно, при умелом его использовании),
но, в то же время, и чрезвычайной опасности при небреж-
ном обращении. Одно дело -- академическая игра ума и
логические умозаключения, и совсем иное - работа с ре-
альными людьми. Ведь до сих пор не существует четких
алгоритмов по принципу: на такой-то стимул у такого-то
пациента будет такая-то реакция, а ученые различных на-
правлений, не имея общей теории (как, например, в физи-
ке), продвигаются вперед подобно слепым котятам. Не зря
такие гении психотерапии, как М.Эриксон и Ф.Перлз, дей-
ствовали не по канонам, а интуитивно, хотя, несомненно,
опираясь на профессиональные знания.
Существует еще одна проблема, на которую следует об-
ратить внимание. Это проблема практически полной непри-
менимости прямых переводов книг по НЛП и родственным
течениям на русский язык. Структуры английского и русско-
го языков совершенно различны и, вследствие этого, раз-
личны механизмы воздействия, основанные на них. Более
того, даже англичане сталкиваются с непреодолимыми
трудностями при переводе некоторых работ Лакана, хотя в
основе обоих языков лежит латынь, а что уж говорить о
русском. Следует отметить, что у нас существует и своя
сильная школа структурной семиотики, и свои корифеи, ко-
торые весьма плодотворно изучали структуру русского
языка, один Лотман чего стоит! Поэтому издательство
пошло не по пути перевода лучших западных работ, а пред-
ложило Н.ф. Калиной, доценту кафедры психологии и прак-
тикующему психотерапевту, написать книгу, которая бы ох-
ватывала построенные на семиотике психотерапевтические
техники, существующие на западе, сделав при этом акцент
на практической привязке к метамодели русского языка.
Это не фундаментальный труд, а своего рода пропедевтика,
книга, которая, тем не менее, насыщена примерами из
практики автора и может служить эффективным практичес-
ким пособием. На наш взгляд, книга получилась удачной -
и, будем надеятся, полезной не только студентам гумани-
тарных вузов, но и менеджерам, работникам в сфере рек-
ламы и пабликрилейшн.
И в заключение хотелось бы обратить внимание читате-
лей на следующее важное обстоятельство. Слова означают
то, что вкладывает в них говорящий, а не то, что они обоз-
начают сами по себе. Поэтому классическим учебником по
психотерапии являются диалоги Сократа, и его техника
спора с софистами и прочими лучшее тому подтверждение.
Приходя с собеседником к общему пониманию смысла
слова, Сократ технично выигрывал споры и ставил в тупик
оппонентов.
На важность смысла слова обращает внимание и Хайдег-
гер, который посвятил свою работу "Основные понятия мета-
физики" именно прояснению изначальных понятий широкоу-
потребляемых слов и показал, что те же греки вкладывали
значительно более емкий смысл в слова, которыми с успе-
хом жонглирует современная популярная философия.
Более того, как подчеркивают К.Леви-Стросс, М.Элиаде
и другие антропологи, так называемые примитивные наро-
ды были отнюдь не примитивны, более того, в области лин-
гвистической коммуникации европейцы за много тысяч лет
ушли от них далеко назад. Если "примитивный человек" го-
ворил: "Солнце", то окружающим было ясно, какую экзис-
тенцию он подразумевал в этом понятии. Это было емко и,
можно сказать, божественно. Чтобы передать эту же экзис-
тенцию, европейцу надо написать книгу и выдвинуть тео-
рию, для объяснения которой другим европейцам необхо-
димо написать уже несколько книг и выдвинуть несколько те-
орий и т.д., пока все окончательно не запутаются. Не зря
перед этим валом информации начинают сбоить компьютеры
и срабатывать защитные механизмы человеческого сознания.
Начинается поиск истоков-архетипов, изначальных понятий и
связей. И, может быть, для того, чтобы идти вперед, нужно
вернуться назад, чтобы научиться "играть в бисер".
С.Л.Удовик
Благодарности
Издательство выражает искреннюю благодарность:
издательству "ЛЕАН" за согласие на включение в
приложение к данной книге стихотворений Б.Б.Гребен-
щикова: "Диплом", "Береги свой хой", "Самый быстрый
самолет";
издательству "Полярис" (г. Рига) за оказание содей-
ствия по включению рассказа Х.Л.Борхеса "Злодейка"
в данное издание;
М.И.Былинкиной, переводчице рассказа Х.Л.Борхе-
са "Злодейка" за согласие использовать ее перевод в
приложении к данной книге.
ПРБДИСЛОВИЕ АВТОРА
Данная книга задумывалась как учебник по психотерапии.
Однако в процессе ее написания первоначальная идея не-
много изменилась, хотя свое основное предназначение -
быть учебным или методическим пособием в тех областях
психотерапевтической деятельности, которые ориентирова-
ны преимущественно на сознание и язык в качестве точки
приложения и средства воздействия - она выполнила.
Большая часть внимания и любви отдана лингвистически
ориентированной терапии и ее теоретико-методологичес-
ким основам (прежде всего семиотике). Для меня всегда
был удивительным и странным тот факт, что, хотя языковая
природа сознания и знаковая (семиотическая) детермини-
рованность человеческой психики являлись классическими
проблемами российской психологии (см. р-ты Л.С.Выготс-
кого, А.Р.Лурии, А.В.Брушлинского, В.П.Зинченко, А.А.Ле-
онтьева, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелева и др.) и опирались на
фундаментальную традицию гуманитарного познания,
сформированную трудами М.М.Бахтина, В.В.Иванова,
А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, В.Я.Проппа, Б.А.Успенского,
Р.О.Якобсона, отечественные психотерапевты (за очень не-
многими исключениями) предпочитают некритически заим-
ствовать зарубежные образцы терапии (то же НЛП), даже
не стремясь адаптировать этот подход к условиям нашей
лингвокультуры.
Психотерапия в большей степени, чем любой другой вид
психопрактической деятельности, есль дискурс- речь, пог-
руженная в жизнь. Понятие дискурса, равно как и понятие
текста (в его семиотической трактовке, в которой текстом
является почти все - от рассказа до букета, от танца до
рекламного плаката, от военного парада до дизайна новой
стиральной машины) структурирует содержание этой книги.
Естественно, мне приходилось часто использовать линг-
вистические термины, поэтому учебник снабжен специаль-
ным словарем, разъясняющим смысл сравнительно редких
для психологии слов и понятий.
В процессе работы я часто обсуждала ее со своим кол-
легой И.Г.Тимощуком, который предложил немало ориги-
нальных мыслей. В особенности это касается анализа слу-
чаев из практики. Главы 5 и 8- "Семиотические аспекты
психотерапии" и "Трансовая коммуникация по М.Эриксо-
ну" - написаны нами совместно. Очень толковым советчи-
ком и тонким критиком был мой уважаемый издатель -
С.Л.Удовик, без которого из этого проекта вряд ли что-ни-
будь получилось. Я искренне благодарна всем моим клиен-
там, предоставившим иллюстративный материал, а также
студентам отделения психологии Симферопольского госу-
ниверситета, на которых я пробовала свои идеи.
ВВЕДЕНИЕ
Появление этой книги вызвано к жизни неизбежной от-
ветственностью за нынешнее положение дел в отечествен-
ной психотерапии. Оно не может не вызывать тревоги у
любого, кто в той или иной степени находится в предметном
поле этой сравнительно новой области психологической
практики. Можно назвать целый ряд проблем, каждая из
которых сама по себе достаточно сложна. Психотерапевти-
ческая помощь в своих лучших профессиональных образцах
по-прежнему мало доступна, особенно вне крупных городов
и научных центров. Консультантов, по сравнению с потреб-
ностью в них, слишком мало, их обучение и подготовка
стоят дорого. Повышение квалификации практически пов-
семестно является личным делом специалиста, в большин-
стве случаев оно осуществляется частными фирмами и ор-
ганизациями и стоит еще дороже. Так что самообразование
и любительская практика "проб и ошибок" могут еще долго
продержаться в качестве типичного способа вхождения в
профессию психотерапевта. Отсутствие даже минимально-
го контроля за профессиональными стандартами работы
порождает массовую фальсификацию услуг самозваными
"терапевтами", не прошедшими необходимого обучения и
квалификационных испытаний. Виды таких "психоаналити-
ков из Нижней Дерюговки" чрезвычайно разнообразны -
от пламенных, но неумелых энтузиастов, чьи благие наме-
рения и помыслы разбиваются об отсутствие специальных
знаний и умений, до отъявленных шарлатанов, пытающихся
нажиться н> несчастьях и трудностях доверчивых людей.
Конечно, яэофессиональное сообщество (ассоциации и
объединения психотерапевтов, центры практической под-
готовки, редакции журналов, кафедры вузов и отдельные
специалисты) пытается как-то повлиять на "дикий" рынок
психотерапевтических услуг, но возможности влияния край-
не малы. И особенно тяжело сознавать, что идет постепен-
ный, с виду незаметный, но все более усиливающийся про-
цесс подмены психотерапевтической деятельности различ-
ными типами практики, основанными на самых одиозных
формах паранаучной рациональности - колдовством, волх-
вованием, предсказаниями судьбы, экстрасенсорным це-
лительством и пр. "Врач-психотерапевт снимает сглаз и
порчу", "Астросекс: знаки Зодиака и психология сексуаль-
ной жизни", "Как навеки присушить - волхвование и вер-
бальная суггестия". Печально даже не то, что сглаз и порча,
оказывается, существуют, а что их снимает некто, именую-
щий себя психотерапевтом. А исследовательница вышеу-
помянутой вербальной суггестии сиречь волхвования со
вкусом и знанием дела описывает разворачивающееся в
психотерапевтической (!) группе действо энвольтования -
выполнение великого колдовства любовного заклинания
куклы. Читаю - если бы любовного! Члены группы (надо
полагать, начинающие психотерапевты) изготавливают из
воска изображения своих недругов, попутно сожалея, что
нет вражьих волос или обрезков ногтей - так надежнее, а
затем протыкают их иглами, шепча соответствующие закля-
тия. Можно представить, чем занимаются продвинутые пси-
хотерапевты этой школы.
Размышления о развитии психотерапии в контексте психо-
логической культуры нынешнего общества заставляют вспом-
нить древнюю суфийскую притчу "Когда меняются воды":
Однажды пророк Хидр, учитель Моисея, обратился к лю-
дям с предостережением.
- Наступит такой день, - сказал он, - когда вся вода в
мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет.
Затем ей на смену появится другая вода, от которой люди
будут сходить с ума.
Лишь один человек понял смысл этих слов. Он собрал
большой запас воды и спрятал его в надежном месте.
Затем он стал ждать.
В предсказанный день иссякли все реки, высохли колодцы,
и тот человек, удалившись в убежище, стал пить из своих
запасов. Когда же он увидел, что реки возобновили свое те-
чение, то спустился к другим сынам человеческим. Он обна-
ружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде,
что они не помнят ни того, что с ними произошло, ни о
предостережении. Когда он попытался с ними заговорить,
то понял, что они считают его сумасшедшим и проявляют
враждебность или сострадание, но никак не понимание.
Поначалу он совсем не притрагивался к новой воде и
каждый день возвращался к своим запасам. Однако в конце
концов он решил пить отныне новую воду, так как его по-
ведение и мышление, выделявшие его среди остальных,
сделали жизнь невыносимо одинокой. Он выпил новой воды
и стал таким как все. Тогда он совсем забыл о своем запасе
иной воды, а окружающие его люди стали смотреть на него
как на сумасшедшего, который чудесным образом исцелил-
ся от своего безумия.
Но даже если оставить в стороне крайние варианты (та-
кие, как например, пресловутая охлотелепсихотерапия),
следует признать, что достойную позицию спокойного бла-
годушия по поводу принципов и путей развития психотера-
пии можно понять, но трудно порой разделить. Сильнее
других тревогу чувствуют, например, преподаватели, отве-
чая на наивные вопросы студентов по поводу различий
между "Практической магией" Папюса и "Структурой магии"
Гриндера и Бэндлера. И хотя иногда (скажем, после вопро-
са "У моей двоюродной сестры проблемы с сыном-подрос-
тком. Она уже и к гадалке обращалась, а теперь хотела бы
у Вас проконсультироваться, можно?") хочется выпить но-
вой воды и быть как все, нужно учесть следующее.
Запрос на психотерапевтическую помощь уже сейчас
весьма существенен, ион продолжает расти. Спрос рбжда-
ет предложение, а мода влияет на процесс выбора. Науч-
ные представления о психологической помощи нужно про-
пагандировать не меньше, чем это делается в отношении
колдовства, мистики и оккультизма. Что же до знаний в
области психотерапии, то в них нуждаются очень многие
люди, чья жизнь или работа в той или иной степени связана
с общением и межличностным взаимодействием: врачи,
педагоги, бизнесмены, социальные работники, государст-
венные чиновники, юристы, представители сферы услуг и
торговли. Сейчас книжные рынки полны популярной (до
примитивности) литературы по психологическому консуль-
тированию. С другой стороны - серьезные научные руко-
водства для специалистов, работы классиков, аналитичес-
кие обзоры. Меньше всего работ обобщающего характера
и почти нет учебников - самых главных книг, с которых
начинается образование и самообразование в любой об-
ласти знаний.
Данная книга задумывалась как учебник, в котором были
бы представлены, с одной стороны, сравнительно мало из-
вестные психотерапевтические подходы и направления, а с
другой - они должны иметь ряд общих признаков и черт,
чтобы сложилось нечто целостное. В итоге получилась ра-
бота, посвященная исследованию проблемы сознания и
языка в психотерапии. А поскольку в процессе обучения
важно усвоить не только букву психотерапии, но и ее дух,
то описанию конкретных техник и приемов в каждой главе
будут предшествовать моменты методологической рефлек-
сии, время для которой давно настало.
Источником такой рефлексии были идеи многих выдаю-
щихся психологов и мыслителей, прежде всего Ролана Бар-
та, Анны Вежбицкой, Жака Лакана, Клода Леви-Строса,
Юрия Михайловича Лотмана, Александра Романовича Лу-
рии, Ролло Мэя, Пауля Тиллиха, Мартина Хайдеггера, Джей-
мса Хиллмана, Мирчи Элиаде, Карла Густава Юнга, Романа
Осиповича Якобсона. Но с особым благоговением и благо-
дарностью хочется выделить два имени - Людвига Вит-
генштейна и Мераба Константиновича Мамардашвили.
Два этих крупнейших авторитета в области изучения созна-
ния и языка сформировали не только уникальную философ-
ско-методологическую традицию, но сделали применимым
к психологии сознания в XX столетии понятие кайроса.
Кайрос - это особый момент полноты времени-время,
исполненное смысла. Как, пишет Паул Тиллих, только для
абстрактного, отстраненного созерцания время является
всего лишь пустой формой, способной вместить любое со-
держание. "Но для того, кто осознает динамический твор-
ческий характер жизни, время насыщено напряжениями,
чревато возможностями, оно обладает качественным ха-
рактером и преисполнено смысла. Не все возможно во вся-
кое время, не все истинно во всякое время и не все требу-
ется во всякое время". Знаменательно, что именно в наше
время, когда сплошь и рядом умы и души образованных,
просвещенных людей тянутся к примитивно фальсифици-
рованным, далеким от всякой логики наукообразным спе-
куляциям в области иррационального и трансцендентного,
жадно впитывая и пытаясь тут же бездумно воспроизвести
действия, которые вызывали насмешку еще у авторов пре-
словутого "Молота Ведьм", драгоценной нитью в паутине
всеобщих заблуждений вспыхнула теория сознания и типов
рациональности, дополненная лингвистической филосо-
фией. Можно долго перечислять достоинства и эвристичес-
кие возможности подходов Л.Витгенштейна и М.К.Мамар-
дашвили в различных областях знания, а не в одной только
психотерапии, но хочется выделить главное, что их роднит.
Это уникальное качество, которого, боюсь, еще долго будут
лишены многочисленные работы специалистов исследова-
ния душевной жизни - очарование интеллектуальной рес-
пектабельности.
Глава I
ВСТРЕЧА С ПСИХОТЕРАПЕВТОМ
Психотерапия сегодня популярна. Представление о ней
постепенно менялось в массовом сознании: от малоинте-
ресной области медицины к модному времяпрепровожде-
нию рефлексирующих интеллигентов и праздных богачей.
Однако и сейчас многие при слове "психотерапевт" пред-
ставляют себе некий гибрид незабвенного Кашпировского
с Чумаком, слитый с антуражем Юрия Лонго и Павла Глобы
и плавно перетекающий в лик бабушки Ванги. Может быть,
поэтому каждая вторая книга по психотерапии начинается
с определения того, что такое психотерапия и что ею не
является.
Последнее издание "Психологического словаря" (1996)
определяет психотерапию как "лечение человека (пациен-
та) с помощью психологических средств воздействия" и -
шире - как "оказание психологической помощи здоровым
людям в ситуациях различного рода психологических за-
труднений, а также в случае потребности улучшить качество
собственной жизни" (7, с. 312). Здесь хорошо показано раз-
личие между медицинской> немедицинской психотерапией.
Хотя их трудно четко отделить друг от друга, данная книга,
написанная психологом, естественно, относится к немеди-
цинской (личностно ориентированной) психотерапии.
Далее термины "психологическое консультирование", "пси-
хотерапия", "психологическая помощь" будут употребляться как
равнозначные, обсуждение различий между ними можно найти
в работах Ю.Е.Алешиной, А.Ф.Бондаренко, Ф.Е.Василюка,
В.В.Сголина. Взаимозаменяемы слова "терапевт", "психолог",
"консультант", а второй участник психотерапевтического про-
цесса будет именоваться клиентом или попросту невротиком.
Итак, целью психотерапии является помощь при психи-
ческих и личностных расстройствах легкой и средней сте-
пени тяжести, содействие в разрешении проблем и преодо-
лении психологических затруднений, в актуализации резер-
вов личностного роста. Психотерапия бывает краткосроч-
нои и длительной, групповой или индивидуальной, религи-
озно окрашенной или внеконфессиональной. Точкой при-
ложения усилий психотерапевта может быть бессознатель-
ная сфера психики (все виды глубинной, аналитической пси-
хотерапии), мышление и сознавание (когнитивная психотера-
пия, гештальт-терапия), эмоции и чувства, процесс сопере-
живания (роджерианство), итоги восприятия-сенсорно-пер-
цептивный опыт и его словесное воплощение (нейро-линг-
вистическое программирование), человеческое тело и про-
цессы в нем (телесно-ориентированные подходы).
Психотерапевт - это человек, получивший психологи-
ческое или медицинское образование и прошедший специ-
альную профессиональную подготовку в одной или не-
скольких отраслях психотерапии. В своей практике он опи-
рается на соответствующие научные знания и представле-
ния, имеет сознательную стратегию влияния на клиента,
владеет конкретными техниками воздействия и способен
эксплицировать, описать и объяснить психологические ме-
ханизмы собственной терапевтической деятельности.
Психотерапией не являются ворожба, гадания, хиро-
мантия, астрология, все виды экстрасенсорного целитель-
ства, чтобы там о себе ни думали занимающиеся ими люди.
Слово "магия" употребляется в психотерапии лишь как ме-
тафора, образное сравнение, или служит для описания оп-
ределенных действий в особых, измененных состояниях со-
знания. Снятие сглаза и порчи, наговорная вода, голодание
в полнолуние, хиропрактика по-прежнему проходят по ос-
нованному Остапом Вендором ведомству материализации
духов и раздачи слонов. Все это может быть действенным,
поскольку является психической реальностью для тех, кто
в это верит, но профессиональная психотерапия во всем
мире, так же, как и у нас, предпочитает брезгливо держать-
ся в стороне от подобных вещей.
Психотерапевты различной ориентации по-разному опи-
сывают содержание своей деятельности. Зигмунд Фрейд
говорит, что психоаналитическая терапия - это освобож-
дение человека от его невротических симптомов, запретов
и аномалий характера, Карл Густав Юнг называет ею со-
действие процессу индивидуации, личностного роста.
Ролло Мэй считает самым важным развитие человеческой
свободы, индивидуальности, социальной интегрированнос-
ти и духовной глубины. Фредерик Перлз учит сознаванию,
Антонио Менегетти-умению слушать голос своей сущнос-
ти {ин-се) и игнорировать идущие во вред здоровью лич-
ности влияния монитора отклонений (источника искажений и
помех в системе психики). Эрик Берн рассказывает о мани-
пуляциях и играх в отношениях между людьми, описывает
жизненные сценарии, которые дети наследуют от родителей,
Вильгельм Райх и Александр Лоуэн сосредоточены на телес-
ных коррелятах невротических нарушений характера. Джон
Гриндер и Ричард Бэндлер помогают распознавать ограниче-
ния в моделях окружающей реальности и расширяют возмож-
ности выбора и принятия решений, Вирджиния Сейтер устра-
няет неконгруэнтность в поведении. Виктор Франкл содейст-
вует процессу поиска и нахождения смысла человеческой
жизни, Носсрат Пезешкиан учит видеть позитивные стороны
жизненных событий, ПаульТиллих- мужеству быть.
В чем состоит специфика психотерапевтической деятель-
ности, что отличает ее от других видов психологической прак-
тики? Анализ деятельности в психологии предполагает выде-
ление ее источника (потребности), мотивов, целей и условий
осуществления и описание структуры - отдельных действий
и операций, входящих в ее состав. О потребности и мотивах
клиентов психотерапевтической деятельности написано до-
статочно - запрос на нее существовал всегда. В различные
исторические эпохи он удовлетворялся то жрецами, то шама-
нами, то священниками, то врачами, а ныне мы являемся оче-
видцами своеобразной "борьбы за клиента" между предста-
вителями всех этих групп. Однако, насколько мне известно,
практически не изучалась потребность в психотерапии самих
психотерапевтов, их мотивы.
Очевидна прагматическая сторона этой проблемы -
данная профессия, как и любая другая, позволяет зараба-
тывать на жизнь. Хотя здесь у психотерапии есть свои осо-
бенности, касающиеся платы за услуги профессионала. На-
иболее строгая регламентация существует в классическом
психоанализе, где оплата является одним из факторов те-
рапевтического процесса. Интересные соображения выска-
зывает А.Менегетти (6). Но что побуждает человека стать
именно психотерапевтом?
Даже такой признанный классик, как Карл Роджерс, опи-
сывая помогающее поведение и специфику помогающих
отношений - тех, "в которых по крайней мере одна из сто-
рон намеревается способствовать другой стороне в лич-
ностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, до-
стижении зрелости, в умении ладить с людьми" (8, с.81),
хранит должную скромность в отношении своих мотивов.
Разумеется, у любого психотерапевта есть сложившаяся
система общегуманистических ценностей, в регистре кото-
рых интерес к людям и желание помочь другому человеку
занимают одно из ведущих мест. Образно говоря, сущест-
вуют три основных способа или пути обретения и сохране-
ния человеком своей сущности - путь долга, путь мысли
(или познания) и путь любви. Психотерапия соединяет их
вместе, превращаясь тем самым в способ не только обре-
тения и сохранения, но утверждения сущности - своей и
другой личности, пациента или клиента.
И все же можно выделить, по крайней мере, два типа
терапевтов, в зависимости от того, какие мотивы для них
являются ведущими - познавательные или связанные с че-
ловеколюбием, условно-"тип Юнга и "тип Роджерса". Это
не значит, будто "стремящиеся понять" менее гуманны, а
"стремящиеся помочь" игнорируют познание. Но вот для
сравнения описание практики двух выдающихся психотера-
певтов XX столетия, Карла Роджерса и Карла Юнга:
Если я могу создать отношения, характеризующиеся с
моей стороны искренностью и прозрачностью моих истин-
ных чувств, теплым принятием и высокой оценкой другого
человека как отдельного индивида, тонкой способностью
видеть его мир и его самого, как он сам их видит, тогда
индивид в этих отношениях будет испытывать и понимать
свои качества, которые прежде были им подавлены, обна-
ружит, что становится более целостной личностью, способ-
ной полезно жить, станет человеком, более похожим на
того, каким он хотел бы быть, будет более самоуправляе-
мым и уверенным в себе, станет человеком с более выра-
женной индивидуальностью, способным выразить себя,
будет лучше понимать и принимать других людей, будет
способен успешно и спокойно справляться с жизненными
про6лемами{в,с.80).
Я многим причинил боль; как скоро я видел, что меня не
понимают, я уходил. Мне нужно было идти вперед. Я был
нетерпелив со всеми, кроме моих пациентов. Я следовал
внутреннему закону, он налагал на меня определенные
обязанности и не оставлял мне выбора... С некоторыми
людьми я был очень близок, по крайней мере до тех пор,
пока они была как-то связаны с моим внутренним миром;
но затем могло случиться так, что я вдруг отстранялся, по-
тому что не оставалось ничего, что могло бы меня с ними
связывать. До меня с трудом доходило, что люди продол-
жают существовать - даже когда им уже нечего сказать
мне. Ко многим я относился с живым участием, но лишь
тогда, когда они являлись мне в волшебном свете психо-
логии; в следующий момент луч прожектора уходил в сто-
рону, и на прежнем месте уже более ничего не оставалось
(11, с. 351).
Цели психотерапии едины, несмотря на различие пара-
дигм, концепций и подходов. В истории становления данной
области научного знания существовали разнообразные, за-
частую альтернативные представления о том, к чему следует
стремиться практикующему психотерапевту. Однако, несмот-
ря на множество формулировок, все терапевты хотят помочь
своим клиентам (пациентам) обрести большую самостоятель-
ность, независимость и автономность, непротиворечивость и
цельность, уверенность в себе и веру в людей. Психологичес-
кая помощь адресована всей личности, а не отдельным труд-