Языковой компонент лексического строя языка

Категориальная отнесенность предмета

Примечание. Способность относить предметы к той или иной ка­тегории оценивается на основании пробы «Предметная классифи­кация», а также таких проб, как: «4-й лишний»; «сходство предме­тов», заимствованных из методики Векслера. Все пробы имеют одну и ту же цель — выявить состояние способности больного извлекать детали из зрительного образа предмета, ориентирующие в отноше­нии его категориальной принадлежности. В связи с этим к ним да­ется общий комментарий.

Тест 1. «Предметная классификация»

Используются фрагменты стандартного теста «Предметная классификация» (набор предметных картинок, относящихся к разным категориям).

Тест 2. «4-й лишний»

Используются фрагменты стандартного теста.

Основная патологическая симптоматика.

В пробе «Предметная классификация».

9. Группировка картинок на основе ситуативной связи пред­метов, а не отнесенности к одной категории.

10. Неспособность сортировки картинок в соответствии с масштабом «классификации» (разделить картинки на животных и людей или же животных на отдельные виды — звери, птицы,
насекомые и т.д.).

11. Случайное отнесение предмета к той или другой группе (по догадке).

В пробе «4-й лишний».

12. Неспособность исключить «лишний» предмет.

13. Ошибочное исключение «лишнего» предмета.

14. Неспособность объяснить причину исключения одного из предметов.

Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Несформированность обобщенного оптического образа предмета и элементарных представлений о его категориальной отнесенности свидетельствует о: а) недостаточности функции мышления; Языковой компонент лексического строя языка - student2.ru Языковой компонент лексического строя языка - student2.ru б) отсутствии необходимой базы для овладения лексическим ко­дом языка. В целом это показатель отставания в психоречевом развитии. В зрелой РФ потеря представления обобобщенном оптическом образе предмета и его категориальной отнесенности является показателем дезавтоматизации невербально-вербаль­ных связей, образующих слово как номинацию.

Область патологического функционирования в мозге указать сложно, поскольку принятие решения об отнесении предмета к той или иной категории требует активной речемыслительной деятельности, не имеющей определенного мозгового представи­тельства у всех людей.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

Развитие базисных (простейших) количественно-простран­ственных и временных когнитивных представлений. Для чего проводится:

1. обучение предметной классификации (от «крупного» деле­ния предметов ко все более мелкому: «сложи в одну кучку всехживотных, а в другую — всех людей», затем — «сложи в одну кучку
всех диких животных, а в другую всех домашних» и т.д.);

2. сопоставление предметов по смысловым признакам, из­влечение различий и сходства между ними (например, «сравни, чем отличается табуретка от стула; чем отличается куст от де­
рева» и т.п.).

Языковой компонент лексического кода

Называние

Тест 1. Называние предметов, относящихся к широкой предметной сфере

Даются задания называть реальные предметы, а также их изо­бражения на картинках с постепенным уменьшением степени конкретности.

Реальные предметы: собака, машинка, мишка, стол, стул, руч­ка, очки, чашка, холодильник, трубка (телефона). Картинные изо­бражения.

Для выяснения того, имеются ли внутренние представления о предмете, ребенку предлагаются следующие вопросы:

Чем едят суп? Чем режут хлеб? Что у слона вместо носа? Что у лошади на конце ноги? Что прибивают к копыту? Кто прибивает подкову?

Основная патологическая симптоматика.

• Забывание названия предмета.

• Вербальные парафазии на основе смешения зрительного образа одного предмета с другим, сходным по внешнему виду («сковорода» — «шляпа»).

• Называние предмета словом из другой категориальной группы («ложка» — «совок»).

• Называние предмета на основе не его категориальной от­несенности, а ориентируясь на эмпирический компонент, т.е. по какому-либо из его признаков, чаще всего по функциональному
(«телефон» — «звонить»; «стакан» — «пить»).

• Называние предмета на основе какой-либо из ассоциатив­ных связей, входящих в его семантическое поле (подушка — сон).

• Другие ошибки при назывании предметов, например, вер­бальные парафазии на основе звукового сходства слов-названий (стол — слон), искажение звуковой структуры слова и т.п., являются специфичными для других форм афазии, в частности, для сенсорной (фонологической).

Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Вер­бальный дефицит (в связи с базисным характером состояния словаря) препятствует ее развитию в целом. Неспособность называть обиходные предметы при отсутствии грубой артикуляци­онной апраксии и фонологической (сенсорной) афазии свиде­тельствует о недостаточности базисных компонентов фонологи­ческого кода языка. Неспособность называния при сохранности обобщенного зрительного образа предмета и категориальной от­несенности слова — чаше всего показатель того, что нарушение обусловлено звуковой лабильностью.

Область патологического функционирования в мозге. Наруше­ние функции называния может быть обусловлено отставанием в психическом развитии, в частности, неспособностью овладеть предметной классификацией и категоризацией, поэтому конк­ретную недостаточно зрелую область назвать затруднительно. Скорее, незрелыми в этом случае являются связи между лобны­ми долями и той зоной мозга, за счет которой осуществляется называние предмета (затылочной, если это реалистические предметы, теменной, если это части тела, заднелобной, если это название действий и т.п.).

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

• Выработка представления об обобщенном образе предмета.

• Выработка базисных навыков категориального мышления (способности к предметной классификации)

Примечание. Последующие пробы систематизированы таким об­разом, что задания, рассчитанные на выявление состояния невер­бального (базисного) компонента функции, следуют непосредствен­но перед заданиями, рассчитанными на выявление соответствую­щей вербальной способности. Это облегчает выводы о степени интегративности у больного невербального и вербального компо­нента функции.

Тест 2. Называние частей тела

Ребенка просят назвать указанные части тела.

Основная патологическая симптоматика.

• Затруднения в назывании частей тела при спосооности на­зывать другие предметы.

• Вербальные парафазии в названиях частей тела.

Диагностическое значение результатов выполнения пробы. За­бывание названий частей тела при способности называть другие предметы может свидетельствовать о наличии явлений аутото-пагнозии.

Область патологического функционирования в мозге. Теменно-затылочная область левого полушария.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

Развитие базисных представлений по категории «человек»: сомато-пространственных, конструктивно-пространственных, классификационных (в рамках программы).

Примечание. Комментарий к последующим пробам дается только относительно диагностического значения пробы (в связи с малой информативностью других его пунктов).

Тест 3. Называние пальцев

Предъявляют каждый палец в произвольном порядке и про­сят назвать его.

Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Не­состоятельность в данном виде деятельности расценивается как амнестическая пальцевая афазия

Тест 4. Называние цвета

Предъявляются образцы разных цветов (полоски или круж­ки) и просят ответить на вопрос, какого цвета каждый из них (от­рабатываются те же цвета, что и в деятельности их показа).

Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Не­способность назвать цвет является основным симптомом цвето­вой амнестической афазии.

Приоритетные методы формирования и коррекции.

Развитие представлений о цветах спектра и их оттенках no-принципу от наглядного и конкретного к отвлеченному и абст­рактному (в рамках программы).

Наши рекомендации