Языковой компонент лексического строя языка
Категориальная отнесенность предмета
Примечание. Способность относить предметы к той или иной категории оценивается на основании пробы «Предметная классификация», а также таких проб, как: «4-й лишний»; «сходство предметов», заимствованных из методики Векслера. Все пробы имеют одну и ту же цель — выявить состояние способности больного извлекать детали из зрительного образа предмета, ориентирующие в отношении его категориальной принадлежности. В связи с этим к ним дается общий комментарий.
Тест 1. «Предметная классификация»
Используются фрагменты стандартного теста «Предметная классификация» (набор предметных картинок, относящихся к разным категориям).
Тест 2. «4-й лишний»
Используются фрагменты стандартного теста.
Основная патологическая симптоматика.
В пробе «Предметная классификация».
9. Группировка картинок на основе ситуативной связи предметов, а не отнесенности к одной категории.
10. Неспособность сортировки картинок в соответствии с масштабом «классификации» (разделить картинки на животных и людей или же животных на отдельные виды — звери, птицы,
насекомые и т.д.).
11. Случайное отнесение предмета к той или другой группе (по догадке).
В пробе «4-й лишний».
12. Неспособность исключить «лишний» предмет.
13. Ошибочное исключение «лишнего» предмета.
14. Неспособность объяснить причину исключения одного из предметов.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Несформированность обобщенного оптического образа предмета и элементарных представлений о его категориальной отнесенности свидетельствует о: а) недостаточности функции мышления; б) отсутствии необходимой базы для овладения лексическим кодом языка. В целом это показатель отставания в психоречевом развитии. В зрелой РФ потеря представления обобобщенном оптическом образе предмета и его категориальной отнесенности является показателем дезавтоматизации невербально-вербальных связей, образующих слово как номинацию.
Область патологического функционирования в мозге указать сложно, поскольку принятие решения об отнесении предмета к той или иной категории требует активной речемыслительной деятельности, не имеющей определенного мозгового представительства у всех людей.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
Развитие базисных (простейших) количественно-пространственных и временных когнитивных представлений. Для чего проводится:
1. обучение предметной классификации (от «крупного» деления предметов ко все более мелкому: «сложи в одну кучку всехживотных, а в другую — всех людей», затем — «сложи в одну кучку
всех диких животных, а в другую всех домашних» и т.д.);
2. сопоставление предметов по смысловым признакам, извлечение различий и сходства между ними (например, «сравни, чем отличается табуретка от стула; чем отличается куст от де
рева» и т.п.).
Языковой компонент лексического кода
Называние
Тест 1. Называние предметов, относящихся к широкой предметной сфере
Даются задания называть реальные предметы, а также их изображения на картинках с постепенным уменьшением степени конкретности.
Реальные предметы: собака, машинка, мишка, стол, стул, ручка, очки, чашка, холодильник, трубка (телефона). Картинные изображения.
Для выяснения того, имеются ли внутренние представления о предмете, ребенку предлагаются следующие вопросы:
Чем едят суп? Чем режут хлеб? Что у слона вместо носа? Что у лошади на конце ноги? Что прибивают к копыту? Кто прибивает подкову?
Основная патологическая симптоматика.
• Забывание названия предмета.
• Вербальные парафазии на основе смешения зрительного образа одного предмета с другим, сходным по внешнему виду («сковорода» — «шляпа»).
• Называние предмета словом из другой категориальной группы («ложка» — «совок»).
• Называние предмета на основе не его категориальной отнесенности, а ориентируясь на эмпирический компонент, т.е. по какому-либо из его признаков, чаще всего по функциональному
(«телефон» — «звонить»; «стакан» — «пить»).
• Называние предмета на основе какой-либо из ассоциативных связей, входящих в его семантическое поле (подушка — сон).
• Другие ошибки при назывании предметов, например, вербальные парафазии на основе звукового сходства слов-названий (стол — слон), искажение звуковой структуры слова и т.п., являются специфичными для других форм афазии, в частности, для сенсорной (фонологической).
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Вербальный дефицит (в связи с базисным характером состояния словаря) препятствует ее развитию в целом. Неспособность называть обиходные предметы при отсутствии грубой артикуляционной апраксии и фонологической (сенсорной) афазии свидетельствует о недостаточности базисных компонентов фонологического кода языка. Неспособность называния при сохранности обобщенного зрительного образа предмета и категориальной отнесенности слова — чаше всего показатель того, что нарушение обусловлено звуковой лабильностью.
Область патологического функционирования в мозге. Нарушение функции называния может быть обусловлено отставанием в психическом развитии, в частности, неспособностью овладеть предметной классификацией и категоризацией, поэтому конкретную недостаточно зрелую область назвать затруднительно. Скорее, незрелыми в этом случае являются связи между лобными долями и той зоной мозга, за счет которой осуществляется называние предмета (затылочной, если это реалистические предметы, теменной, если это части тела, заднелобной, если это название действий и т.п.).
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
• Выработка представления об обобщенном образе предмета.
• Выработка базисных навыков категориального мышления (способности к предметной классификации)
Примечание. Последующие пробы систематизированы таким образом, что задания, рассчитанные на выявление состояния невербального (базисного) компонента функции, следуют непосредственно перед заданиями, рассчитанными на выявление соответствующей вербальной способности. Это облегчает выводы о степени интегративности у больного невербального и вербального компонента функции.
Тест 2. Называние частей тела
Ребенка просят назвать указанные части тела.
Основная патологическая симптоматика.
• Затруднения в назывании частей тела при спосооности называть другие предметы.
• Вербальные парафазии в названиях частей тела.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Забывание названий частей тела при способности называть другие предметы может свидетельствовать о наличии явлений аутото-пагнозии.
Область патологического функционирования в мозге. Теменно-затылочная область левого полушария.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
Развитие базисных представлений по категории «человек»: сомато-пространственных, конструктивно-пространственных, классификационных (в рамках программы).
Примечание. Комментарий к последующим пробам дается только относительно диагностического значения пробы (в связи с малой информативностью других его пунктов).
Тест 3. Называние пальцев
Предъявляют каждый палец в произвольном порядке и просят назвать его.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Несостоятельность в данном виде деятельности расценивается как амнестическая пальцевая афазия
Тест 4. Называние цвета
Предъявляются образцы разных цветов (полоски или кружки) и просят ответить на вопрос, какого цвета каждый из них (отрабатываются те же цвета, что и в деятельности их показа).
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Неспособность назвать цвет является основным симптомом цветовой амнестической афазии.
Приоритетные методы формирования и коррекции.
Развитие представлений о цветах спектра и их оттенках no-принципу от наглядного и конкретного к отвлеченному и абстрактному (в рамках программы).