Структура эмоционально-волевой компетентности
Структура коммуникативной компетентности
Коммуникация:
· функция управления
· поведение руководителя
· ряд явлений и закономерностей, возникающих в ходе общения и межличностных контактов
· исключительные механизмы, обеспечивающие контакты между людьми
К основным коммуникативным явлениям относятся::
Заражение - это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Мера заражения зависит от уровня развития личности
Внушениепроцесс воздействия на другого человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичным восприятие этим человеком информации, реализации ее, отсутствием целенаправленного понимания, анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Имеет навязчивый характер.
Убеждение– в отличие от внушения, построено на том, чтобы с помощью логического рационального обоснования добиться добровольно осознаваемого согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие.
Подражание –следование какому – либо образцу.
Психологическими механизмами этих явлений являются следующие коммуникативные процессы:
Эмпатия -осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Идентификация – процесс уподобления себя другому.
Атрибуция –причинное приписывание. Процесс причинного объяснения поступков, мыслей, высказываний других людей.
Аттракция – процесс формирования эмоционального отношения к воспринимаемому человеку. Установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу.
Структура эмоционально-волевой компетентности
-способность контролировать, поддерживать, регулировать различные эмоционально-волевые состояния:
· Совокупность знаний о психических состояниях
· Знания о личных состояниях
· Совокупность знаний о проф-психических состояниях
· Умения и навыки регулировать психические состояния
Эмоция – одна из форм психического отражения, состоящая в переживании явлений и ситуаций, обусловленных соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта.
Воля – сознательная саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.
Структура:
· Осознание цели и возникновение желания её достичь
· Борьба мотивов
· Реализация выбранного решения
Волевое усилие – преодоление себя, специфическое напряжение. Связано с преодолением импульсивных сильных желаний и потребностей, осознанная ориентация на достижение цели.
Волевое усилие может принимать форму побуждения, запрета, поддержания работоспособности, контроля, сопротивления внешним воздействиям.
Наиболее значимые волевые свойства: решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание, самостоятельность.
Производные от этих свойств: смелость, стойкость, дисциплинированность.
15. Cтруктура интеллектуальной компетентности
Интеллектуальная компетентность (интеллектуальное лидерство) как способность создавать условия для нахождения подчиненными лучших вариантов решений задачи и оптимальных вариантов поведения. Это степень умения заставлять подчиненных сотрудников думать и решать нестандартные задачи. Наборы профессиональных и личностных критериев:
· способность к проблематизации
· синтетические способности
· нестандартность мышления
· способность работать с большим объемом информации
· способность систематизировать информацию
16 Структура карьерной компетентности
- знания, умения и навыки, позволяющие планировать и реализовывать карьерный профессиональный рост.
Карьера – это не столько продвижение по должностным ступеням, сколько процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях проф. деятельности.
Мотивационные особенности карьеры:
· Статусное продвижение в организации
· Профессиональное развитие
· Автономия
· Безопасность
· Творчество
Демотивация карьры:
· Растерянность
· Оборона
· Надежда
· Потеря готовности к сотрудничеству
· Окончательное разочарование
17. Коммуникативные явления: заражение, внушение, убеждение, подражание
Заражение - это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Мера заражения зависит от уровня развития личности
Внушениепроцесс воздействия на другого человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичным восприятие этим человеком информации, реализации ее, отсутствием целенаправленного понимания, анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Имеет навязчивый характер.
Убеждение– в отличие от внушения, построено на том, чтобы с помощью логического рационального обоснования добиться добровольно осознаваемого согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие.
Подражание –следование какому – либо образцу.
18. Коммуникативные процессы: эмпатия, идентификация, атрибуция, аттракция, рефлексия.
Эмпатия (от греч. empathea — сопереживание) — проникновение в эмоциональные и иные состояния другого человека, постижение их. Это — особый способ понимания внутреннего мира другого, основанный не столько на рациональном его осмыслении, сколько на стремлении эмоционально откликнуться и вникнуть в его проблемы.
Идентификация как коммуникативный процесс буквально означает уподобление себя другому. Действительно, одним из самых простых способов, механизмов понимания другого является именно уподобление себя ему. Понять партнера можно лучше всего, встав мысленно на его точку зрения.
Процессы атрибуции позволяют «перекинуть мост» от восприятия коммуникативной информации к ее осмыслению и являются, поэтому одним из основных регулятивных средств, обеспечивающих эффективность коммуникации. Атрибуция — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания.
Процесс аттракции, обеспечивает формирование эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, в частности к партнеру по коммуникации. Аттракция дословно означает привлечение, притягивание. Это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего, и одновременно продукт этого процесса, т.е. некоторое качество коммуникативного отношения. В результате процессов аттракции складывается система социальных установок, частично стереотипизированных.
Рефлексия определяется в психологии и как особый психический процесс, и как свойство личности, и как психическое состояние. Как специфическая для человека способность, рефлексия — это принципиально присущая ему возможность восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира. Это — способность к самоотражению своей психики, что является основой свойства и феномена сознания. Как состояние, рефлексия характеризуется погруженностью человека в свои мысли и чувства, его отстраненностью от окружающих событий и явлений.
19. Вербальные и невербальные средства коммуникации
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:
- речевому (вербальному)
- неречевому (невербальному)-мимика, жесты.
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Речь бывает:
- внутренняя (внутренний голос)
- внешняя (устная - общение, письменная.)
20. Социальная перцепция– процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.
Существуют следующие социально – перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик.
21. Роль эмоций и чувств в деятельности менеджера
Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.
Однако именно эмоции лежат в основе так называемого дара убеждения, которым владеют хорошие менеджеры. Однако эмоции необходимо держать под строгим контролем, иначе может пострадать логика. Необходимо спокойно подумать. Вместо того, чтобы, горячась, убеждать противоположную сторону в неправоте, менеджеру следует объяснить, почему он относится к подчиненному так, а не иначе. Известно, что гнев — плохой советчик. Если кто-нибудь обошелся с вами несправедливо, не спешите ему отплачивать той же монетой, «включите рассудок».
Не следует идти на поводу у своих чувств. Обдумав все и успокоившись, можно смело высказывать свои претензии и замечания, если вы считаете их обоснованными.
Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.
В деятельности менеджера эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Особенно большое значение они приобретают для коммуникативной деятельности: человек, способный откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение.
Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.
Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируют эмоции человека.
22.Роль воли в деятельности менеджера
Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. В зависимости от степени развития волевых процессов и того, какую роль они играют в личностной организации, различают тот или иной уровень волевых свойств личности. К числу наиболее значимых среди них обычно относят самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание. Производными от них, но имеющими более общий характер являются также свойства дисциплинированности, смелости, стойкости.Что не мало важно в управленческой деятельности.
23. Роль внимания в деятельности менеджера
В трудовой деятельности выделяется устойчивый круг объектов, на которые чаще и направляется произвольное внимание человека. Эти объекты, выделяемые в связи с содержанием деятельности, а также целями, выражающимися в речевой форме, начинают постепенно занимать все больше и больше места в сознании. Возникает привычка обращать внимание на этот круг предметов и на определенную деятельность. Знания позволяют подмечать такие детали в предметах или мыслях, мимо которых проходит неспециалист. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.
24.Роль памяти в деятельности менеджера
Память — это психический процесс формирования, хранения и воспроизведения связей между предметами и явлениями окружающего мира. Способность менеджера хранить свой индивидуальный жизненный опыт является существенной стороной его психической характеристики, что непосредственно отражается на его профессиональной деятельности.
Память бывает:
- Краткосрочная
- Долгосрочная
- Оперативная
По происхождению:
- Эмоциональная
- Опорно-двигательная
- Словесно-логическая
- Образная
Опорно-двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться с самого начала осуществлять соответствующие действия. Менеджеры должны опираться на этот тип памяти при обучении рабочих рациональным приемам выполнения соответствующих отдельных элементов операции.
Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.
Образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке подавляющего большинства людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.