При коррекции ротацизма у подростков
В дошкольном возрасте маленького ребенка не особо беспокоит правильность или неправильность собственной речи. Ему достаточно того, что родители понимают его, другие дети охотно играю с ним независимо от того верно или неверно он произносит звуки.
Младший школьник с ротацизмом также, как и другие дети, овладевает чтением и письмом.
Переходя из класса в класс ребенок может не обращать внимания на свое дефектное произношение, если в силу каких-либо обстоятельств, особенностей формирования личности не станет в классе или группе сверстников объектом для насмешек, а порой и унижений из-за нарушения звукопроизношения.
Следует заметить, что отнюдь не каждый подросток станет изгоем в группе сверстников только лишь по причине ротоцизма. Подростки с повышенной впечатлительностью, обостренным чувством собственной неполноценности, замкнутые, нерешительные, испытывающие трудности в установлении нормальных отношений с людьми, чрезмерно податливые внешним воздействиям как раз и могут испытывать дискомфорт в обществе из-за дефектного произношения.
Безусловно, истинной причиной отсутствия коммуникабельности, раздражительности, нежелания учиться являются особенности характера подростка, но если к этому добавить еще и нарушение произношения, то подросток, понимая свой речевой недостаток, акцентирует внимание только на нем. В связи с эти может постепенно развиться целый комплекс угнетающих эмоциональных переживаний, навязчивые идеи, логофобии. Подростки начинают испытывать затруднения во время ответов в классе, волноваться при разговоре с чужими людьми. Постепенно увеличивающаяся потребность и необходимость в речевом общении, усложнение взаимоотношений со сверстниками, нарастание требований, предъявляемых к речевой коммуникации в подростковом возрасте приводит к тому, что дефектное произношение становится источником постоянной психической травматизации, что может способствовать развитию патологических черт характера. Фиксация на своем дефективном произношении может привести к кардинальным расстройствам в психике подростка, к различным видам неврозов, описанных А.И. Захаровым [18], М.И. Буяновым [8], А.М. Свядощ [44]. На почве болезненной фиксации внимания на своем произношении может развиться невротическое заикание. Здесь уместно вспомнить слова С.Н. Давиденкова: «Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, есть чувство собственной неполноценности» [14, 93-94] .
Таким образом, логофобия, фиксация внимания на своем дефективном произношении, сродни феномену фиксированности заикающихся на своих речевых запинках ( пример пациентки Анастасии М.) , которые обуславливают возникновение невроза. Следовательно, в данной ситуации одной логопедической коррекции не достаточно. Первично подростку в таких случаях должна быть оказана помощь детского психоневролога или психолога. Еще Э. Фрешельс писал, что «болезненные психические состояния могут быть устранены воздействием на психику, и терапия ассоциативной афазии (нарушения произношения – автор) направленная только на речь, составляет лишь часть терапии»[52, 145].
Психологу и логопеду необходимо проводить комплексную психолого-логопедическую коррекцию речи подростка.
Наверное, будет правильным перед введением логопедических мероприятий провести тестирование на выявление скрытой или явной акцентуации у подростка по патохарактерологическому диагностическому опроснику А.Е. Личко [30] или исследовать степень тревожности по опроснику Спилберга [34, 353]. При выявлении акцентуаций характера в течение психолого-логопедической работы с подростком вести психокоррекцию, с целью профилактики эмоциональных срывов или различных нарушений поведения. В связи с выявлением акцентуации психолог может посоветовать логопеду, какую выбрать тактику воспитания речи у подростка, дать рекомендации по исключению из логопедической практики тех или иных провоцирующих воздействий.
В коррекционно-педагогической работе логопеду необходимо планировать индивидуальные логопедические занятия с подростком, учитывая возможную выявленную акцентуацию характера пациента, можно использовать психологические упражнения, которые рекомендует применять при психологическом сопровождении акцентуированных подростков Р.В. Овчарова [36].
После тестирования подростка, выявления особенностей его характера (ПДО) логопеду можно начинать непосредственно занятия по постановке звука. Целесообразно, если на протяжении всей коррекционной работы психолог и логопед будут работать с подростком совместно. Так в ходе логопедических занятий и логопед, и пациент представляют собой единое целое, стремясь вместе добиться от органов артикуляции нужного звука, а психолог в данном случае лицо как бы постороннее, которое может дать объективную оценку работы логопеда и пациента над речью, поддержать их в нужный момент, порадоваться их успехам.
Такая тактика в работе психолога на логопедических занятиях с подростками необходима. Если сопоставить то, что на логопедических занятиях с детьми присутствуют родители, которые искренне радуются успехам своего ребенка, а это является и залогом успешной работы самого логопеда, то на логопедических занятиях с подростками присутствие родителей не является необходимостью (а может даже и навредить), так как подросток будет себя скованно чувствовать. Но посторонний взгляд на труд логопеда и подростка над собой, необходим для поддержания успешной работы, и желательно, чтобы таким оценочным взглядом и был взгляд психолога.
Избавиться от «комплекса звука [р]» подростку помогут занятия по риторике, по формированию дикции, выразительному чтению. Цель этих занятий: научиться говорить красиво, четко, грамотно и выразительно. И здесь опять-таки необходимо включить занятия с психологом по формированию навыков общения, помочь в создании собственного имиджа.
В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф.Ф. Рау [42] выделяется два; в работах С.В. Правдиной [41], Б.М. Гриншпун [12] – три; в работах М.Е. Хватцева [54] – четыре этапа.
Поскольку значительных расхождений в понимании задач логопедического воздействия при дислалии нет, то выделение количества этапов не носит принципиального характера.
Исходя из особенностей подросткового возраста, автор предлагает выделить 4 этапа логопедического воздействия.
I Этап психолого – логопедическое обследование подростка.
Цель первого этапа – выявить индивидуальные особенности характера подростка, его отношение к своему дефекту речи.
Выделение данного этапа в логопедическом воздействии автор обосновывает тем, что подробная и правильная психологическая и психоневрологическая диагностика подростка - залог успешной логопедической работы.
На этом этапе необходимо решить ряд общепедагогических: психологических (о которых говорилось выше) и специальных логопедических задач.
Включить подростка в целенаправленный логопедический процесс:
1. Установить с подростком доверительные отношения.
2. Сформировать установку на логопедические занятия.
Часто подростки, имея неверное представление о логопедическом воздействии, приходят с просьбой «подрезать язык, чтобы правильно научиться выговаривать [р]». Поэтому логопеду необходимо объяснить подростку характер логопедической коррекции:
- ознакомить с этапами логопедического воздействия (гимнастика, постановка звука, автоматизация);
- объяснить, что сроки формирования правильного звука могут быть длительными (от 1,5 до 6 месяцев);
- добиться правильного произношения можно только благодаря систематическим занятиям ежедневно.
3. Вызвать интерес к занятиям, желание в них включиться.
4. Формировать осознанное отношение к занятиям.
Объяснить подростку, что от него самого потребуется много сил и терпения для того, чтобы привести свое произношение в норму.
Итак, особенностью логопедической работы с подростками, в отличие от детей- дошкольников является то, что подростку сразу же следует подробно объяснить все особенности логопедической работы, цель каждого этапа коррекции.