Формирование и развитие личности
· · В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Данная тенденция нашла свое выражение в теории Э. Эриксона, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа:генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.
Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Поэтому Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные варианты личностного развития человека.
Э. Эриксон выделил восемь стадий развития,которые соотносимы с кризисами возрастного развития. На первой стадии(раннее младенчество – от рождения до 1 года) развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей , в первую очередь матери. Здесь уже могут возникнуть предпосылки к появлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.
Вторая стадия(позднее младенчество – от 1 года до 3 лет) – формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Оно зависит в значительной степени от характера общения и обращения взрослых с ребенком. К трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения , т.е. ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность.
Третья и четвертая стадии(раннее и среднее детство – от 3 до 11 лет) в целом совпадают с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка. Отличие взглядов наших ученых от позиции Э. Эриксона заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).
Особую позицию по вопросу о личностном развитии занимает Э. Фромм. Он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества.Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, – важнейшая задача воспитания.
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.
Проблема устойчивости личности
В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими. В противном случае людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они были бы вынуждены заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
Насколько же и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы? В этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов. Разные теории личности решают эти вопросы по-разному. Например, даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства (а таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Мера этого постоянства для различных личностных черт, свойств неодинакова. Оказалось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Личная устойчивость характерна далеко не для всех людей.Наиболее существенные изменения могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например, в диапазоне от 20 до 40-45 лет. Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У людей, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами, устойчивость психологических особенностей личностного характера обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.
За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы: это агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость.
Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы: темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия - интроверсия и некоторые другие качества.
Но мнение о наличии устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими типичными умозаключениями ошибочного характера:
· · Многие индивидуальные особенности людей, такие, например, как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п., действительно достаточно устойчивы. Из-за этого мы приписываем стабильность и другим, внутренним психологически свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.
· · Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивое представление о них, которое и накладывает отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.
· · Само наше присутствие в определенной ситуации уже заставляет другого человека вести себя последовательно, так, как он вел себя с нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится как качество личности. Те же самые лица, которые ведут себя с нами определенным образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут себя вести по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив, устойчивость.
Стабильность оценок устойчивости не может быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств.Более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребенка.
Наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т.е. малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, – эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.
Зачастую меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Такого рода качество представляется весьма ценным, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентаций и т.п. Таким образом, если человек иной, чем вчера, значит, он развивается.
Контрольные вопросы
1. 1. Основные подходы к трактовке понятия личности человека.
2. 2. Формирование личности в онтогенезе.
3. 3. Принципы воспитания нравственной личности.
3.