Характеристики ребенка, имеющего сенсорные нарушения

__________________

Общие сведения

Фамилия, имя ребенка.

Дата рождения.

Место рождения.

Домашний адрес.

Посещает образовательное учреждение №_______

( указать какого округа, района); возрастная группа.

Когда и в каком возрасте поступил/а/ в школу (ДОУ).

Время и причины нарушения слуха.

Данные о состоянии слуха/ зрения (последние две графы

заполняются по соответствующему медицинскому

заключению врача-сурдолога или офтальмолога).

Данные о развитии ребенка до поступления в школу

(в ДОУ):

посещал ли другую школу (ДОУ), какого профиля,

сколько лет;

Какая проводилась работа по развитию речи, слухового восприятия

/ коррекции зрения

Данные о состоянии речевого развития ребенка при поступлении

в школу (ДОУ): состояние звукопроизношения и всей

произносительной стороны речи в целом, уровень развития фразовой речи, словарного запаса, овладения грамматическим строем речи.

Характеристика семьи

Состав семьи.

Где и кем работают родители, их возраст и образование.

Возраст родителей на момент рождения ребенка.

Есть ли у ребенка братья, сестры; их возраст; где они учатся или воспитываются.

Имеются ли случаи тяжелого или частичного нарушения слуха/зрения у родителей, братьев, сестер или других родственников (если есть, то указать, у кого, какова степень отмечаемого нарушения слуха/зрения, время и причины его возникновения).

Материально-бытовые условия семьи.

Наличие обстоятельств, травмирующих ребенка (если есть, то указать какие).

Общее состояние здоровья ребенка

Какие заболевания перенес до поступления в ДОУ

(школу), в каком возрасте.

В каких лечебных учреждениях и какую врачебную по мощь получал ребенок при тяжелых заболеваниях (использовались ли в процессе лечения такие ототоксичные лекарственные препараты, как мономицин или стрептомицин).

Не отмечаются ли у ребенка другие дефекты развития

(нарушения речи, опорно-двигательного аппарата,

задержка психического развития и др.).

Сведения о болезнях ребенка в период пребывания в ДОУ.

Усвоение знаний

Данные об усвоении общеобразовательного материала програм-мы обучения и воспитания в школе (в детском саду) в целом.

Какими разделами программы ребенок овладел полностью.

Какой программный материал усвоен недостаточно.

При усвоении каких предметов или разделов программы ребенок испытывает наибольшие затруднения. Возможные причины этих затруднений.

Какие разделы программы вызывают наибольший интерес.

Характеристика речи

В какой мере уровень развития речи ребенка соответствует его возрасту.

Состояние звукопроизношения; особенности произносительной стороны речи.

Словарь ребенка, его особенности.

Состояние грамматического строя речи (характер отмечаемого

аграмматизма).

Особенности спонтанной речи ребенка.

Степень и характер использования устной словесной речи в це- лях общения.

Особенности учебной деятельности и поведения

Активен ли на занятиях, в играх; внимателен ли, усидчив.

Работоспособность на занятиях (как включается в работу, способен ли активно работать в течение всего занятия, быстро ли утомляется; отмечаются или нет колебания работоспособности в течение дня и др.).

Соблюдает ли дисциплину на занятиях.

Как относится к затруднениям при выполнении заданий

(старается преодолеть их самостоятельно, обращается за помощью к взрослым или другим детям, оставляет трудные задания невыполненными).

Что лучше организует деятельность ребенка ‒ поощрения или порицания.

Выполнение общественных поручений (например, обязанностей дежурного и др.).

Культурно-гигиенические навыки (самообслуживание, поведение в столовой, в спальной комнате и др.).

Особенности личности

Интересы и склонности.

Предпочитает ли какие-либо учебные занятия.

Чем любит заниматься в свободное время. В какие игры любит играть. Проявляет ли особые интересы в предметно-практической деятельности (указать, какой именно).

Имеется ли какой-нибудь устойчивый интерес, отчетливо выраженная склонность к определенной деятельности.

Способности и одаренность

В каких видах учебных занятий и других видах

деятельности обнаруживаются особые успехи.

Черты характера

Отношение к пребыванию в в школе (ДОУ), к другим

детям.

Отношение к учителям (воспитателям, сотрудникам ДОУ).

Есть ли друзья среди других детей группы (класса).

С кем предпочитает проводить свободное время.

Любит ли помогать другим детям.

Обидчив ли, часто ли жалуется на других детей.

Как относятся другие дети группы к данному ребенку.

Отношение к учебной деятельности: наличие

стойкой мотивации, организованность, инициативность,

настойчивость, критичность и др.

Отношение к самому себе

Как ребенок оценивает свои возможности. Как

относится к успехам и неудачам в учебной и других

видах деятельности. Как относится к своему

дефекту (нарушению слуха/ зрения).

Основные сведения о поведении ребенка дома

Чем любит заниматься дома. Где бывает. Как себя ведет

дома и в общественных местах. Как относится к взрослым,

другим детям.

Общее заключение

Что наиболее характерно для данного ребенка в учебной и других видах деятельности, индивидуальные особенности личности.

Педагогические соображения относительно дальнейшей учебно- воспитательной работы с данным ребенком.

Наши рекомендации