Психика и её структура
Третьей формой отражения в эволюционном ряду является психика.
В естественнонаучной парадигме психика понимается следующим образом:
1. Психика – это активное отражение субъектом объективного мира, результатом которого оказывается построение неотчуждаемой от субъекта картины мира.
2. Психика – это ориентировочная деятельность (ориентация) в окружающей среде с целью удовлетворения потребностей организма[1].
3. Психика – это способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия[2](способность к поисковому поведению, способность к «гибкому» приспособлению к среде, т.е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане)[3].
Коротко говоря, психика –это способность животных ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью на основе активного отражения этого мира.
Можно сказать, что психика выполняет две основные функции: отражение окружающего мира и ориентация в этом мире. При этом отражение трактуется как активное, т.е идущее изнутри организма, носящее целенаправленный, надситуативный характер, а ориентация осуществляется для удовлетворения своих потребностей, приспособления к среде и выражается в способности психики управлять работой, поведением организма.
Психика появляется только у тех животных, у которых есть нервная система, то есть уже у червей, насекомых есть психика.
Таким образом, психика – это совокупный результат действия нервной системы, которая аналогична «бортовому компьютеру» организма, и обеспечивает получение информации из внешнего мира, целесообразное и целенаправленное поведение в нём.
В структуре психики можно выделить три уровня:
-- инстинкты (безусловные рефлексы);
-- условные рефлексы;
-- рассудочная деятельность (интеллект).
Попробуем дать определения названных феноменов.
Инстинкт – это врожденная, генетически запрограммированная реакция организма на тот или иной стимул окружающей среды.
Поэтому формула инстинкта такова:
S R
где, S – это стимул, а R – реакция.
Инстинктами целиком регулируется поведение низших животных, а у высших животных и тем более у человека инстинкты играют подчиненную роль. У ребенка, как вы знаете, сразу после рождения, еще в роддоме проверяют рефлексы, которых у него должно быть около пятнадцати, среди них хватательный, сосательный, реагирование на свет, звук и прочее. Интересно, что ряд инстинктов, свойственных новорожденным, с возрастом быстро угасает, например, хватательный рефлекс на ногах. Тогда как на руках (ладонях) такой рефлекс остается на всю жизнь, в чем вы можете убедиться, притронувшись пальцем одной руки к центру ладони другой.
Условные рефлексы – это приобретенные программы поведения, они имеют ту же самую формулу, что и инстинкты. Приобретаются они либо в ходе специального обучения (как у служебных собак), либо в ходе жизни животного в естественных условиях. Например, слова «Сидеть» или «Лежать», а также соответствующие жесты являются стимулами, запускающими нужную реакцию у служебной собаки.
Наконец, рассудочная деятельность или интеллект определяется как умение решать задачи, адекватно действовать в новых, незнакомых условиях. Интеллект связан с такой способностью, как предвидение, планирование действий, их предвосхищение в идеальном плане. Интеллект есть в зачаточной форме, по-видимому, уже у рыб, которые, как показали последние этологические исследования, умеют считать до 4. Среди других животных наиболее интеллектуальны обезъяны, дельфины, кошки, собаки и другие млекопитающие.
Как измерить интеллект животных, например, собак? Такая задача является не блажью, а необходимостью, например, при отборе наиболее умных собак в различные службы (в милицию, в спасательные службы и прочее). Один из простейших тестов состоит в том, что надо завернуть кусочек мяса или колбасы в носовой платок, завязать концы на один узел, но не очень сильно, и дать собаке. Если собака развяжет платок быстрее, чем за 20 секунд, ей ставится оценка «отлично», если от 20 до 30 – «хорошо», если от 30 до 40 – «удовлетворительно», более 40 – «неудовлетворительно».
Однако считается, что в основном поведение собак определяется не интеллектом, а условными рефлексами, и только у человека интеллект доминирует над условными рефлексами и инстинктами. Таким образом, чем сложнее и развитее нервная система и мозг, тем больше удельный вес внутри психики интеллекта и меньше – инстинктов. Поведение низших животных почти целиком регулируется инстинктами, а поведение человека, напротив, в основном интеллектом.
Справедливости ради надо отметить, что мы рассмотрели не всю сферу психики, а только ее когнитивную (познавательную) сторону. Кроме инстинктов, условных рефлексов, интеллекта, в психику также входят и чувства и эмоции, мотивы и волевые качества, но мы о них подробнее скажем, когда речь пойдет о структуре сознания.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Сознание формируется на основе такого атрибута материи как отражение. Отражение определяется как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Оно связано с обменом между телами энергией и информацией. В ходе эволюции природы отражение развивалось и усложнялось. Можно выделить 4 формы отражения: механическое, раздражимость, психику и сознание.
Учебный вопрос № 2