Правовые и организационныеосновы ведения переговоров
В современных условиях сотрудникам правоохранительныхорганов нередко приходится вести переговоры с преступниками.
Переговоры – один из ненасильственных способов борьбы с преступностью, основанный на законе, нравственности, психологии и представляющий собой в ряде криминальных ситуаций диалог с преступниками (преступными организациями, обществами, группами) в целях склонения их к отказу от дальнейшей преступной деятельности, а также активного содействия раскрытию и расследованию преступлений, розыску и задержанию совершивших их лиц, устранению причиненного вреда, получения оперативной и криминалистически значимой информации. Таким образом, суть переговоров - правомерное психологическое воздействие.
Переговоры с преступникамии их психологическое обеспечение основываются на ряде нормативно-правовых источников как на уровне федеральных законов, так и подзаконных актов.
В Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ содержится специальная норма, регламентирующая особенности ведения переговоров с террористами (ст. 14). Переговоры с преступниками как правовое явление базируются на требованиях Конституции РФ (ст. 2), уголовно-правовых институтах крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), добровольного отказа от преступления (ст. 31 УК РФ), обстоятельств, смягчающих наказание (ст. 61 УК РФ, п. "и"), освобождения от уголовной ответственности лиц при условиях, перечисленных в примечаниях к ст. 126, 205, 206 УК РФ (похищение человека, терроризм, захват заложников) мерах, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК РФ).
Важное значение для психологического обеспечения переговоров с преступниками имеют законы РФ "О безопасности"(ст. 2), "О милиции" (ст. 11, 12), а также Указ Президента РФ от 7 марта1996 г. № 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом", предусматривающий создание системы подготовки специалистов по ведению переговоров с террористами (ст. 6).
На уровне межведомственных и ведомственных нормативных актов, относящихся к этой проблеме, следует отметить приказ МБ РФ и МВД РФ от 15 декабря 1992 г. № 0228/086, приказ МВД РФот 12 января 1996 г. № 20, указание МВД РФ № 1/2511 - 1992 г., регламентирующие организацию и тактику ведения переговоров с преступниками при пресечении проявлений терроризма и захвате заложников.
Закон дает перечни конкретных ситуаций криминального характера, в которых ведутся переговоры. Он определяет понятия "террористическая акция" и "преступления террористического характера" (ст. 3 закон а "О борьбе с терроризмом"), указывая, что к преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях. На практике переговоры с преступниками нередко ведутся в ряде ситуаций, связанных с задержанием преступников, в том числе вооруженных, в случаях действий, дезорганизующих нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ), при массовых беспорядках и др.
К компетенции правоохранительныхорганов отнесена борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявленияи пресечения преступлений террористического характера, преследующих конкретныецели.
Эта борьба, включая использование возможностей переговоров с преступниками, должна проводиться с учетом принципов (ст. 2 закон а "О борьбе с терроризмом") законности, приоритета мер предупреждения терроризма, неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности, сочетания гласных и негласных методов борьбы с терроризмом, комплексного использования профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер, приоритета защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций, минимальных уступок террористу, единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, минимальной огласки технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что пресечение и предупреждение террористических акций, в том числе захвата заложников, проводится, как правило, путем проведения специальных контртеррористических операций, в ходе которых в необходимыхслучаях ведутся переговоры.
Переговоры с преступниками одновременно являются средством получения оперативно-розыскной и криминалистически значимой информации. Диалоговое общение с преступниками, личность которых неизвестна, позволяет получить данные, необходимые для их идентификациии раскрытия преступления. Рекомендации оперативно-розыскной психологии дают возможность разобраться с ролью каждого участника террористической акции, собрать комплекс сведений, относящихся к предмету доказывания по уголовному делу. Материалы аудио- и видеофиксации переговоров с преступниками в дальнейшем становятся судебными доказательствами, по которым проводятся криминалистичеекие и иные экспертизы.
Обеспечение личной безопасности переговорщиков - важнейшая задача лиц, осуществляющих руководство переговорной деятельностью в экстремальных условиях совершения террористической акции.
Бытующие на Западе рекомендации по предпочтительности ведения переговоров "лицом к лицу" зачастую неприменимы в нашей стране из-за непредсказуемости поведения террористов. В этих случаях использование возможностей средств связи позволяет дистанцировать группу ведения переговоров и террористов. Не допускается распространение информации о лицах, принимающих участие в ведении переговоров с преступниками.
Ведение переговоров с преступниками - тяжелый напряженный труд. Международная практика выявила особый стресс - "стресс переговорщика" (Hostage Negotiator Stress), который вызывается нервным переутомлением. В этой связи необходима реализация мероприятий по психологической поддержке переговорщиков, восстановлению их психического и физического здоровья.
Переговорщики, как лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежат правовой и социальной защите, на них распространяются другие льготы, предусмотренные законодательством. Особенность психологического обеспечения переговоров с преступниками в экстремальных условиях состоит в том, что лица, ведущие такие переговоры, задействуются в составе групп ведения переговоров (ГВП).
В законе "О борьбе с терроризмом" подчеркнуто, что к ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (ст. 14, п. 1). Последние состоят из руководителя переговорщиков (их число определяется в зависимости от особенностей криминальной ситуации), консультанта-психолога, оперативных работников, обеспечивающих взаимодействие группы с другими подразделениями, задействованными в операции, переводчиков.
Переговорщики подбираются на добровольной основе с учетом личных и профессиональных качеств из числа сотрудников, владеющих даром убеждения, отличающихся самообладанием, эмоциональностью, быстротой реакции, наличием необходимых интеллектуальных, коммуникативных, характерологических задатков, гуманных побуждений. Они должны обладать достаточными знаниями в области психологии и педагогики, пройти специальную подготовку. В звене городских и районных органов внутренних дел должны выделяться прошедшие подготовку сотрудники, способные до прибытия группы переговоров вступать в диалог и устанавливать полезные психологические контакты с лицами, совершающими преступление.