Средние значения насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми весами

Городская выборка Сельская выборка
Уровень ИИ Среднее значение Уровень ИИ Среднее значение
ПД 2,16 ПД 2,7
ВСИ 3,24 ВСИ 2,16
Л 1,13 Л 2,31
МИ 1,62 МИ 1,08

Согласно полученным данным в городской и сельской выборках обнаружены как сходства, так и различия. Сходным является то, что выделено одинаковое количество значимых факторов, показатели сред­ней насыщенности каждого уровня значимыми весами обнаруживают наличие сходства по уровню метаиндивидуальности и психодинами­ческим особенностям, что свидетельствует о приблизительно одина­ковом вкладе показателей данных уровней в приспособительную дея­тельность старших школьников.

Различия связаны с более значимым влиянием особенностей по­знавательных функций (уровень вторичных свойств индивида) в струк­туре индивидуальности у городских школьников и личностных качеств у сельских школьников.

2. Наполняемость выделенных факторов разноуровневыми пока­зателями интегральной индивидуальности.

Как видно из таблицы 1, в городской выборке один из пяти факто­ров (2-й) является полным, то есть содержащим показатели всех уров­ней интегральной индивидуальности, а остальные четыре — частич­ными, но тем не менее они содержат показатели 3-х уровней ИИ.

В сельской выборке из пяти факторов один полный (1-й), один фак­тор содержит показатели 3-х уровней ИИ (3-й) и 2 фактора состоят из Показателей 2-х уровней (2-й и 5-й факторы). То есть по сравнению с сельской выборкой у городских школьников обнаруживаются более Упорядоченные, целостные структуры ИИ, хотя как в той, так и в других выборках обнаружено одинаковое количество полных и частичных факторов.

3. Количество облических зависимостей в структуре ИИ.

У городских школьников выявлена одна облическая зависимость между показателями психодинамического уровня, в то время как у сельских школьников — три облические зависимости, одна между психодинамическими свойствами и две между свойствами личностного уровня. Эти данные говорят о том, что у школьников сельского социума структуры интегральной индивидуальности более пластичны и не так жестко детерминированы, как у школьников городского социума.

Таким образом, внешняя детерминация (принадлежность к различному социуму) оказывает воздействие на структурирование интегральной индивидуальности. Однако следует отметить, что это влияние — результат не только одностороннего процесса (специфических условий жизнедеятельности, обстоятельств и т. д.), это и результат встречного процесса — процесса развития специфических внутренних особенностей индивидуальности, проживающей, в частности, в конк­ретном социуме. Внешняя и внутренняя детерминация не взаимоисключающие понятия, они являются взаимодействующими факторами.. «Строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренним причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоя­тельства» (С. Л. Рубинштейн «Человек и мир», 1997).

Это подтверждают полученные данные. Особенности структуриро­вания ИИ показывают специфику внутренних условий индивидуальности в условиях различного социума — значимость познавательны)! особенностей в деятельности у городских школьников и, напротивj личностных — у сельских; более целостные, сформированные структуры индивидуальности у городских школьников, но более пластичные, менее жестко заданные — у сельских.

2.2. ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НА СПЕЦИФИКУ ВЗАИМОСВЯЗИ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Проблема изучения своеобразия индивидуально-психологических качеств личности в зависимости от особенностей семейного воспитания была предметом исследования в трудах целого ряда отечествен­ных психологов. Ее изучали Л. Баркан, Л. И. Божович, М. И. Буянов. А. Бодалев, А. И. Захаров, И. С. Кон, С. В. Ковалев, А. Е. Личко, £. В. Макарова, Т. М. Мишина, В. Н. Мясищев, А. Н. Обозова, р. А. Смехов, В. Я. Титаренко, Э. Г Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др. Подходы к рассмотрению роли семьи в формировании личности ребенка связаны, в большинстве случаев, со следующими аспектами анализа:

■ структурой семьи (полная — неполная);

■ стилями воспитания (авторитарный, демократический и т. д.);

■ уровнем эмоциональных контактов каждого члена семьи с ребен­ком (негативные отношения, позитивные отношения);

■ психосоциальными особенностями составляющих семью лиц (лица с аддиктивным поведением, родители, страдающие алко­голизмом и наркоманией, акцентуированные личности и т. д.);

■ типами патогенного родительского поведения. Исследование указанных аспектов семейной ситуации составляет «объективную картину» жизни семьи, то есть картину, какой она пред­ставляется исследователю. Но на сегодняшний день не менее актуаль­ной и в практическом аспекте мало изученной является проблема ис­следования «внутренней картины семьи» в восприятии ее самими членами семьи.

Значимость такого подхода обусловлена уже тем, что «без ответа остаются пока многие важные вопросы: о сущности и структуре се­мейных представлений, путях их формирования, способах, какими они оказывают воздействие на жизнь семьи, видах их нарушений и причи­нах этого» (Э. Т. Эйдемиллер, 1990, с. 39).

В то же время новейшие исследования в изучении обыденного со­знания (В. Ф. Петренко, 1988, Е. В. Улыбина, 2001), «наивных пред­ставлений» (D. Clauss, 1981), «ситуационныхсценариев» (Б. М. Велич-ковский, 1982) и процессов каузальной атрибуции (Г. Келли, 1984) создают благоприятную основу для использования этих методов ана­лиза и в области исследования семейных представлений, их влиянии на формирование и развитие личности ребенка. Проведенные иссле­дования, в частности Б. М. Величковским (1982), показали ошибоч­ность широко распространенного мнения о том, что представления человека о той или иной ситуации формируется исключительно тогда, когда он с ней сталкивается. Напротив, уже имеющийся у человека к Моменту встречи с такой ситуацией «сценарий» ее развития во многом предопределяет то, что он увидит в ней и как ее воспримет.

В нашем исследовании мы поставили задачу — изучить особенности восприятия образа ребенка в благополучных и неблагополучных семьях, а также установить индивидуально-психологические особенности подростков в зависимости от степени отверженности их родителями в этих семьях.

В исследовании приняло участие 30 семей. Были опрошены 15 подростков и их родители (в основном мамы) из благополучных семей и 15 подростков и их родителей из неблагополучных.

Как известно, в психологии понятие «неблагополучная семья» имеет несколько значений. Выделяют объективные и субъективные факторы семейного неблагополучия.

К объективным относят: состав семьи, наличие у родителей наркоманического, алкогольного, токсикоманического стереотипов поведения, семьи с разведенными родителями, негармоничные семьи. К субъективным — характер эмоциональных отношений в семье, преобладающие стили взаимодействия, коммуникативные и эмоциональные дистанции между членами семьи и т. д.

Объективные критерии семейного неблагополучия связаны с субъективным переживанием членами семьи негативных чувств по отношению друг к другу, с увеличением эмоциональной дистанции, с изменением стиля взаимоотношений между членами семьи.

При разделении семей на благополучные и неблагополучные мы использовали объективные критерии, а именно, принадлежность семей к категории негармоничных.

Ж. Н. Глозман (1981) выделяет следующие типы негармоничных семей:

■ распадающаяся семья;

■ неполная семья;

■ регидная псевдосолидарная семья;

■ распавшаяся семья.

Негармоничные семьи характеризуются преобладанием одного из типов патогенного родительского поведения.

В своей монографии А. А. Бодалев (1981) приводит следующую классификацию типов патогенного родительского поведения.

1. Тип А — оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

2. Тип В — ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;

3. Тип С — родители прибегают к угрозе покинуть семью или «разлюбить» ребенка в качестве дисциплинарных мер;

4. Тип Д — внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

5. Тип Е — отсутствие в окружении ребенка человека, способного по­нять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствую­щего или пренебрегающего своими обязанностями родителя. В нашем исследовании принимали участие испытуемые из непол­ных и распавшихся семей. Для этих типов негармоничных семей, по данным А. А. Бодалева (1981), характерно преобладание таких типов патогенного родительского поведения, как А, С, Е. То есть в этих се­мьях обнаруживается нарушение эмоциональных связей между члена­ми семьи, что может оказывать влияние на специфику восприятия ро­дителями образа собственного ребенка, а следовательно, создавать своеобразную установку при восприятии поведения подростка, его поступков, личностных особенностей.

Проблема изучения влияния деструктивных эмоциональных свя­зей в семье на развитие личности ребенка нашла свое отражение в ис­следованиях, проведенных М. Земска (1986). По данным этих иссле­дований, чрезмерная эмоциональная дистанция и доминирование как стиль поведения родителей с детьми приводят к возникновению у ре­бенка чувства ненужности родителям, ощущения себя лишним, состо­янию тревожности, отсутствию самостоятельности. В результате фор­мируются такие личностные особенности, как агрессивность, непослушание, лживость, девиантное поведение, а также чрезмерная впечатлительность, неуверенность и робость.

Напротив, уступчивость как стиль поведения родителей по отно­шению к детям, а также повышенная концентрация внимания на ре­бенке способствуют формированию таких поведенческих реакций, как доминирование личных потребностей ребенка над потребностями дру­гих, непослушание, отсутствие самостоятельности и ответственности за собственные поступки. Личностные особенности, характерные для этих детей, проявляются в отсутствии социальной зрелости — в беспо­мощности, чрезмерном преувеличении собственной значимости, не­способности устанавливать прочные эмоциональные контакты и т. д.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что восприятие ро­дителями образа собственного ребенка в благополучных и неблагопо­лучных семьях значимо различается и зависит от степени отверженно­сти ребенка в данных семьях.

Для изучения представлений родителей о своих детях была исполь­зована методика, предложенная А. И. Баркан (1999). Родителям предъявлялись два списка личностных черт (94 характеристики), оди­наковых по содержанию. В первом списке нужно было выделить те черты, которые родители хотели бы видеть у своих детей еще до их рождения. Во втором списке родителям предлагалось выделить те особенности, которые имеются у ребенка сейчас. Затем родители выделяли те качества (в списке они уже были отмечены специально — это нежелательные и отрицательные черты характера), которые у их ребенка наиболее выражены.

Далее осуществлялся подсчет общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в первом списке, затем общим количества черт характера ребенка со знаком «+» во втором списке и, наконец, общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух списках черт. После подсчета первичных результатов вычислялся процент совпавших черт и особенностей ребенка в двух списках. По мнению А. И. Баркан, «чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок родителями в семье» (1999, с. 395).

Еще одним показателем степени отверженности ребенка родителями служило процентное соотношение выделенных нежелательных и отрицательных черт характера по сравнению с положительными.

Таблица 3.

Наши рекомендации