Схематизация и табулирование
Способ схематизации актуализирует процесс мыслительной деятельности как при построении, так и при декодировании схемы. Сама же схема может выступать в качестве материальной основы психического образа, придавая ему лаконичность и сжатость при сохранении содержания [15].
С помощью схем можно более наглядно представить структуру сложных психических явлений, например, памяти, мышления, личности, коллектива и т.д. Схемы полезны также для наглядного представления системного характера таких феноменов, как человек, личность, коллектив. В частности, сущность человека можно схематически изобразить следующим образом [60].
Рис.1. Схематическое изображение сущности человека
В процессе построения схемы раскрывается динамизм психических процессов и свойств; тенденции направленности влияния элементов структуры.
В этом плане весьма показательна схема динамической структуры личности, предложенная К.К. Платоновым [47].
Рис.2. Схема динамической структуры личности
Методика применения
В ходе лекции простые схемы можно построить на доске во время изложения материала. Более сложные схемы удобнее подготовить заранее на плотном картоне больших размеров (или на слайдах). Высокая графическая культура исполнения схем не только облегчает понимание, но вызывает внимание аудитории и повышает ее интерес к изучаемой проблеме.
Продуктивно применение схем на семинарских занятиях, а также на зачетах и экзаменах (если схемы не носят характер подсказки). На практике достаточно эффективным оказался следующий комплект схем и таблиц.
Изучаемая тема | Название схем и таблиц |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Причины, влияющие на продуктивность навыка Строение мотивационной сферы учения |
ОБЩЕНИЕ | Схема непосредственного общения формирующейся личности Структура общения формирующейся личности |
КОЛЛЕКТИВ | Социограмма группы Социально-психологические свойства коллектива Схема процесса управления Психологическая структура коллектива Групповая интеграция |
ЛИЧНОСТЬ | Схема анализа личности Личность организатора Схема качеств направленности личности Психологическая структура личности по К.К. Платонову Структура направленности личности |
ВНИМАНИЕ | Свойства внимания Виды внимания и их сравнительная характеристика Изучения объема и распределяемости внимания Колебания внимания (4 схемы) |
ОЩУЩЕНИЕ | Ощущения: классификация и общие закономерности |
ВОСПРИЯТИЕ | Явление одновременного контраста Осмысленность восприятия (3 схемы) Иллюзия восприятия глубины Переоценка вертикальных линий |
ПАМЯТЬ | Этапы смыслового запоминания Цикл усвоения и забывания учебной информации Схема причин, влияющих на продуктивность памяти Кривые забывания Продуктивность памяти |
МЫШЛЕНИЕ | Структура задач Этапы мыслительного действия |
ВОЛЯ | Этапы волевого действия |
ТЕМПЕРАМЕНТ | Темперамент и особенности нервной системы Рисунки Х. Бидструпа, иллюстрирующие некоторые типы темперамента |
ХАРАКТЕР | Структура характера |
СПОСОБНОСТИ | Процентное распределение детей с различными интеллектуальными показателями |
При повторении материала по разделу, включающему несколько тем, целесообразно в часы самостоятельной работы под руководством преподавателя или во время консультации провести активное обсуждение нескольких схем по вопросу: «Какие закономерности психики отражены на данной схеме?».
Частным случаем схематизации можно считать табулирование, т.е. построение таблиц, более наглядно раскрывающих закономерности статистических распределений как результатов эмпирических исследований, когда каждой варианте xi приписывается ее частота fi и частость wi.
В качестве примера можно привести таблицу распределения объема памяти в выборке из 35 человек.
Таблица 1
Результаты заучивания десяти двухзначных чисел после первого предъявления[1]