Стравливание соперников

Стравливание соперников – одна из самых любимых женских игр. Классический сюжет для фильма или книги – ветреная кокетка делает многозначительные намеки двум кавалерам, заставляя их вступить в бой. Классический вариант – женщина сталкивает двух мужчин, прямо или косвенно давая им понять, что победитель завладеет ею. После «поединка» она исполняет свое обещание.

Мужчины, впрочем, могут затеять эту игру помимо воли женщины, когда она сделала свой выбор или просто не хочет этой схватки. При этом исход игры неясен и может быть даже трагичным. Женщина становится в этой игре такой же пешкой, какой она в первом варианте сделала мужчин.

В третьем варианте женщина тоже давно сделала свой выбор, только ни один из вступивших в борьбу соперников никакого отношения к нему не имеет. На примете у кокетки – кто‑то третий, с кем она исчезнет в то время, пока обе сражающиеся стороны будут увлечены схваткой друг с другом. Честное состязание – для глупцов, побеждает женщина и ее избранник, который даже не планирует вступать в схватку. Он и так победил.

Классический пример этой игры – поведение Ольги в знаменитом романе Пушкина «Евгений Онегин»:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, втайне усмехаясь,

Подходит к Ольге. Быстро с ней

Вертится около гостей,

Потом на стул ее сажает,

Заводит речь о том, о сем;

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

Буянов, братец мой задорный,

К герою нашему подвел

Татьяну с Ольгою; проворно

Онегин с Ольгою пошел;

Ведет ее, скользя небрежно,

И наклонясь ей шепчет нежно

Какой‑то пошлый мадригал,

И руку жмет – и запылал

В ее лице самолюбивом

Румянец ярче. Ленской мой

Всё видел: вспыхнул, сам не свой;

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет.

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла...

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Не в силах Ленской снесть удара;

Проказы женские кляня,

Выходит, требует коня

И скачет. Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его.

Динамо

Динамо – игра, с которой, наверное, сталкивалось абсолютное большинство представителей сильного пола. У нее, как и у предыдущей игры, может быть несколько вариантов. В каждом из них женщина, как правило, сначала демонстрирует свою доступность, а потом, когда мужчина попадается на крючок, моментально изображает возмущение и увеличивает дистанцию.

Первый вариант – это легкий флирт. Женщина оказывает мужчине знаки внимания, демонстрируя свой интерес к нему. В ответ, как правило, следуют комплименты и лесть. Женщина с удовольствием выслушивает их. Главное для нее – добиться знаков внимания со стороны мужчины. Как только она их получает, она считает себя выигравшей и резко заканчивает игру. Впрочем, игра может растянуться на целый вечер, чтобы женщина смогла полнее ощутить свое превосходство. Выигрыш здесь заключается в том, чтобы получить как можно больше комплиментов и знаков внимания, ничего не отдавая взамен.

В игре «Динамо» второй степени главное для женщины – не выслушать комплименты мужчины, а отвергнуть его. Поэтому она старается скомпрометировать его как можно сильнее. Знаки внимания с ее стороны уже более серьезные, но когда мужчина начинает адекватно реагировать, со стороны женщины следует резкая смена курса – она с негодованием отвергает наглые домогательства этого субъекта! Подобная смена тактики приводит мужчину в замешательство и, если замысел женщины удается на все сто процентов, выставляет его на всеобщее посмешище.

Третья степень еще более жестока. Здесь женщина способна пойти на интимный контакт, чтобы скомпрометировать мужчину. Как правило, применяется она против женатых мужчин, наивно рассчитывающих, что их похождения останутся в тайне, но равным образом может быть использована и против холостых. Берн пишет по этому поводу:

«Динамо» третьей степени – это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Женщина склоняет мужчину к компрометирующему интимному контакту, а затем заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой‑то невосполнимый ущерб. В наиболее циничном варианте женщина начинает свою атаку сразу после близости с мужчиной фальшивым воплем: «Насилуют!». Если женщина хочет выдать случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги, либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую функцию. Они навязывают женщине игру, к которой она совсем не склонна, потому что у них на уме другая игра – стравливание. Они ставят ее в ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей приходится кричать «Насилуют!». Это особенно часто происходит с молодыми девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из‑за того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они вынуждены превратить свой роман в игру «Динамо» третьей степени.

Единственным способом противодействия этой игре со стороны мужчины может быть полный отказ в ней участвовать. Если ставится такая задача, он может даже навязать женщине собственную игру, основанную на ее желании победить – стремясь заставить его поддаться, она неизбежно начнет оказывать ему все более и более серьезные знаки внимания и, таким образом, сама рано или поздно окажется на его месте. Правда, умная и коварная женщина даст на это адекватный ответ, натравив на неуступчивого противника другого ухажера. Известно, как отвергнутые женщины сообщали своим мужьям о том, что отвергнувший их на самом деле активно проявлял к ним свое расположение и даже домогался их в грубой форме. Если мужья занимали достаточно высокое положение в обществе, участь несчастных становилась незавидной.

Впрочем, игру «Динами» может вести и мужчина, если у него есть нечто, привлекательное для женщин – например, деньги или возможность предоставить хорошую работу. Этим часто пользуются, например, режиссеры, обещая предоставить начинающей актрисе роль, или начальники по отношению к своим подчиненным женского пола.

Чулок

«Чулок» – это, по сути дела, разновидность игры «Динамо». Женщина старается открыто продемонстрировать свою доступность, чтобы привлечь к себе внимание мужчин. В игре есть определенная доля эксгибиционизма. Классический вариант: женщина приходит в незнакомую компанию и, обнажая ногу, говорит: «Господи, у меня пополз чулок!». Результат вполне предсказуем: сексуальный интерес у мужчин и раздражение у женщин.

Смысл игры заключается как раз в том, чтобы нарушить покой окружающих людей. На любые обвинения в провокационном и бестактном поведении женщина, естественно, отвечает бурным негодованием. Но от классического «Динамо» игра отличается тем, что здесь применяется «оружие массового поражения», действующее не на конкретного человека, а на целую группу людей. При этом главная героиня даже не делает попыток адаптироваться к аудитории, ее маневры чужды любой тонкости и изяществу.

Семейный скандал»

Эта игра, как правило, возникает в семьях, где есть дочь‑подросток и сексуально заторможенная мать. Но это, так сказать, классический вариант. В принципе игра «Скандал» разворачивается между мужчиной и женщиной, испытывающих влечение друг к другу, но по какой‑то причине не способных ее реализовать. Например, мужу нравится подруга жены, но они оба считают немыслимой интимную связь, ведь это станет предательством по отношению к жене и подруге. Смысл игры – в том, чтобы снять накопившееся напряжение путем выплеска эмоций. Берн описывает ее так:

Классический вариант этой игры обычно разыгрывается между авторитарным отцом и дочерью‑подростком. Причем мать в такой семье чаще всего сексуально заторможена. Отец приходит с работы и начинает придираться к дочери, а она в ответ грубит. Первый ход может сделать также и дочь. Нагло разговаривая с отцом, она вызывает придирки с его стороны. Постепенно и голоса становятся громче, и ссора набирает силу. Исход зависит от того, на чьей стороне инициатива. Существуют три возможных исхода 1) отец уходит в свою комнату, хлопнув дверью; 2) дочь уходит в свою комнату, хлопнув дверью; 3) оба расходятся по своим комнатам, хлопнув дверью. В любом случае конец игры «Скандал» отмечен хлопаньем дверью. «Скандал» является мучительным, но эффективным способом решения сексуальных проблем, которые возникают в некоторых семьях между отцом и дочерью‑подростком. Они могут жить под одной крышей, только если постоянно злятся друг на друга и периодически хлопают дверью, что для каждого из них подчеркивает, что они спят в разных комнатах.

В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму: отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после ее возвращения тщательно осмотреть дочь, ее одежду и убедиться в том, что она осталась невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дому среди ночи. В конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий.

Как можно избежать этой неприятной игры? Самый благоприятный вариант – когда жена справляется со своей сексуальной заторможенностью, но он наименее вероятен, потому что она, во‑первых, не подозревает о причине «Скандала», во‑вторых, вряд ли сможет принять радикальные меры. В‑третьих, главные действующие лица решают найти выход своей энергии «на стороне»: к примеру, семейные скандалы с участием дочери прекратятся, если муж заведет себе молодую любовницу. В свою очередь, дочь может рано выйти замуж и уйти из родительского дома. Эти варианты, естественно, хуже, потому что первый из них грозит новыми осложнениями, а во втором брак, как правило, оказывается скороспелым и потому несчастливым.

Умение соблазнять

Я уже говорил, что самое важное в жизни нормального человека, который хочет добиться результатов в жизни, – это умение раскрепощаться. Удивляться на самом деле не стоит, это действительно основное правило, необходимое, чтобы произвести впечатление уверенного в себе человека.

Здесь опять существует небольшой нюанс: если вы не умеете раскрепощаться, то тогда нужно учиться производить впечатление. И либо умение произвести впечатление, либо раскрепощение все‑таки сослужат вам добрую службу. Еще в детстве детишкам очень рекомендуют посещать театральную студию, потому что искусство держать себя на сцене в дальнейшем помогает вести себя и в жизни.

Все равно жизнь – это театр, а люди в нем актеры, как говорил Шекспир. И все равно мы на сцене и на нас светят софиты, и мы ждем за наш выход признания, славы и аплодисментов. Хотя бы от тех, кто нас любит, и кто нам дорог. Как иные артисты говорят, мол, конечно, замечательно, когда тебя признают, но самый мой любимый зритель – это мама, или жена, или дети.

Безусловно, хороший актер любит и нуждается во всеобщем признании. Впрочем, мы тоже так живем, что иногда нам и в институт не поступить, и на права не сдать, и по служебной лестнице не продвинуться, если нас не признают совершенно посторонние нам люди.

Причем, посторонние – это в некотором роде утрированное определение. Ведь эти люди во многом являются своего рода крючками, которые могут цепляться за ноги, чтобы мы упали, но и одновременно дать возможность зацепиться за очередной рубеж. Поэтому нет людей плохих и хороших, а есть те, кто цепляют нас, как крючки, или вдергивают, как на крючья.

Крючья – это знаете, что такое? Во времена Средневековья инквизиция использовала для пыток такие огромные крючья, на них забрасывали живого человека и пробивали ребра насквозь. Приятного мало, конечно, но зато образ яркий, и мы сразу понимаем, о чем идет речь.

Образность тоже развивать полезно, потому что трудно сыграть на сцене жизни женщину‑вамп или женщину‑домохозяйку, если нет представления о том, что она в себе несет. Помните, я рассказывал про «перевертыши»? Так вот, образность, о которой я сейчас говорю, несколько иного характера. И она должна подчеркнуть достоинства, а не заретушировать грубым гримом недостатки. Это все равно, что на грязную кожу намазать какой‑нибудь дорогой крем. Или не мыться, а просто побрызгаться духами и явиться в гости. Шибанет так, что мало не покажется.

Поэтому нужно очень поступательно соблазнять тех, кто выставляет вам эти крючки и крючья. Опять предполагаю, что на лицах недоумение или легкая форма возмущения.

Что значит – соблазнять?

А кто сказал, что соблазняют только тех, кого хочешь затащить в постель? Это совершенно неоправданное мнение, мешающее нормально общаться мужчинам и женщинам, не говоря уже о начальниках и подчиненных, студентах и преподавателях, и так далее.

Я уже не говорю о гаишниках и тех, кто проштрафился за превышение скорости, поскольку это отдельная песня. Я сам люблю такие истории, ну и попадался пару раз сам. Еду однажды на нормальной скорости, меня почти подрезает милицейская машина. Я, естественно, смотрю на нее, и не помню, чтобы я улыбался, а тут мне из громкоговорителя весьма веско сообщают:

– Ну что смотришь? Сейчас оштрафую.

Вот тебе и история соблазненного наряда милиции. Называется, взглядами обменялись.

Вот эти «косые» взгляды всегда разводили общественное мнение на два лагеря. Одни лагерь был уверен, что если начальник разговаривает со своей подчиненной‑дамой и улыбается ей, это значит, что он уже хочет затащить ее в постель. Это же касается любого вида отношений между мужчиной и женщиной.

Другой же лагерь (и менее многочисленный) считает, что если начальник улыбается подчиненной, то он просто доволен ее работой и больше ничего.

Что думает начальник, вам интересно? Мне тоже, но я боюсь, что могу только догадываться. Например, что и он, и его подчиненная действуют, исходя из ситуации, которая им удобна и выгодна в данный момент. То есть, общественное мнение в какой‑то мере сослужило очень двусмысленную службу и позволило и начальнику и подчиненной видеть даже в рукопожатии не просто благодарность, но подчас признак здоровой сексуальной заинтересованности, именуемую повсеместно «сексуальным домогательством».

А никакого сексуального домогательства на самом деле не существует, а есть стереотипное мышление. Оно и вешает тот самый могучий ярлык на любой уровень отношений. К чему вам это знать, если ваша начальница женщина? Вопрос замечательный, только не забывайте, что сейчас вполне допустимы отношения и между женщинами. Кроме того, когда‑нибудь ваш сын станет взрослым, и у него будет подчиненная, которая решит, что открытый взгляд и пожатие руки это уже домогательство, и, не дай бог, от этого родит ребенка и предъявит свои протесты.

Жизнь настолько удивительна, что к некоторым вещам и событиям подготовиться невозможно. Тем паче актуальной становится тема про соломку, что нужно подстелить, чтобы было мягче, только никто не знает, где упадешь. Можно, конечно, попытаться предугадать, куда нас могут толкнуть во время очередного конфликта и там уже приготовить ложе, но чаще нам приходиться лететь на жесткие камни, да еще и мягким местом.

Тут важно умение сгруппироваться, чтобы не разбиться насмерть.

Как правильно падать?

Да‑да, правильно упасть тоже надо суметь. Актеров в театральном училище этому учат, а нас, к сожалению, нет. Ни в школе, ни дома. При падении очень важна улыбка, и мастерство подняться красиво и достойно. Да, да, например, скорость, с которой вы будете подниматься после падения – зачастую решает очень многое.

Конечно, можно просто вскочить и толкнуть в ответ. А если подумать? А если не торопиться? В эдаком рапиде, когда движения замедленные, но зато расчетливые и скорее достигнут цели.

Поэтому даже после поражения всегда надо думать, как нам ухитриться использовать его в своих целях. Иначе можно пострадать еще больше, ведь на сердитых, как известно, воду возят.

Что мы имеем из нашего арсенала?

Немного позитива, и все получится. Анекдот такой знаете?

Мальвина утешает папу Карло после того, как Буратино сломался:

– Зато у вас теперь будет новое корыто.

А ведь мы умудрились произвести впечатление своим падением или улыбкой, или тем достоинством, с каким поднялись на ноги. Это только кажется, что внешние эффекты не имеют значения для игровой реальности. Еще какое! Огромное!

Это ведь хлеб игрока, когда он умеет сыграть эффектно, да так, чтобы вызвать эмоции. Теория игр тем и хороша, что основывается на том, что мы должны исполнять наиболее подходящую к данной пьесе роль.

К примеру, совершенно неуместно играть трагедию Отелло, когда он убивает Дездемону – с песнями и плясками, и при этом думать, что большинство обязано понять это как оригинальный взгляд на проблему трагедии. Уместность – это не стереотипность, и не стоит путать одно с другим.

Если уместно смеяться, то смейтесь.

Если рыдать, то рыдайте.

Но никогда не позволяйте считать себя глупцом и невеждой. Поэтому, к примеру, на церковной службе лучше промолчать, чем неправильно произносить слова неизвестной вам молитвы. Может быть, вам оно и не надо совершенно, но при этом не позволяйте считать вас за лицемера или несведущего профана. Церковь – это в данном случае игровое поле.

Ваши неправильно произнесенные слова – это ошибочный ход. В результате вы проигрываете партию или слетаете в ранг лузеров. И это касается всего, что происходит вокруг – в любом игровом пространстве, ведь нам приходиться принимать условия игры. И если мы их приняли, то приходится играть по предложенным правилам. Правда, есть такая каста, как шулеры, и они действительно классные игроки, но при этом всегда рискуют, нарушая предложенные условия.

Я знаю, что они испытывают невероятный кайф, когда выигрывают, но мне лично интересно выиграть самому. Невероятный соблазн победить, когда ситуация уже вышла из‑под контроля, и трубы возвещают едва ли не поражение. Только это сложнее, чем бывает даже на ринге, когда нельзя ударить в челюсть хотя бы для острастки, когда уже проиграл по очкам.

И вот соблазнение – весьма выигрышный путь, только если соблазнять с чувством, с толком, с расстановкой. Причем я не настаиваю, что надо сразу заскочить в постель и таким путем добиться своего. Хотя, если подобный вариант существует и приносит кому‑то удовольствие и результат, то зачем стремиться сразу его отвергать?

И опять могу предположить, что смотрят на меня некоторые читатели возмущенно и, возможно, снисходительно А я разве говорил, что в игровой реальности все ходы чистые и безобидные? Мы живые люди, нам свойственно и ошибаться, и уставать, и искать там, где лучше Поэтому, прежде чем осуждать кого‑то за то, как человек добился результата – давайте взглянем на себя.

Со стороны виднее, но и бревна в своем глазу не просмотреть.

Наши рекомендации