Материалы для индивидуальной работы. Практикум по возрастной и педагогической психологии // Учеб

Практикум по возрастной и педагогической психологии // Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. Под ред. Щербакова А. И.. — М. 1987,

1. «Галина Алексеевна вышла из учительской и деловым шагом направилась к классу. Коридор почти опустел, и только у кабинета химии толпились ребята, окружив Маргариту Михайловну.

«Как всегда! — усмехнулась Галина Алексеевна. — Вечно виснут на ней. Как это она их называет? «Мои Чебурашки»! Надо же так выдумать! И сейчас все расстаться не могут».

— Добрый день, Галина Алексеевна, — приветливо сказала Маргарита Михайловна, увидев коллегу.

— Здравствуйте. Между прочим, урок уже начался.

— Ой, ребятки, — засуетилась Маргарита Михайловна, — звонок прозвенел, а мы и не слышали. Бегите скорее на урок. У вас сейчас что? Физкультура? Извинитесь обязательно перед Михаилом Борисовичем.

Галина Алексеевна неодобрительно покачала головой. Как она с ними нянчится! Ведь они буквально сели ей на голову. Чуть что звонят по телефону или еще того хуже — бегут к ней домой и секретничают, у кого любимая собака пропала, у кого старший брат ушел служить в армию, кто вчера в театре был, а кто с другом поссорился. А вчера одна сидит в учительской, домой не уходит, Ждет Наденьку Лаврову, та задачку не поняла, и она ей объяснить должна.

Так можно потерять уважение к себе. Нет, их надо держать на расстоянии.

...Она вошла в класс. Прежде всего, посмотрела на доску. Мел на месте. И тряпка тоже. Мокрая, кажется. И класс вроде бы проветрили на перемене. И нет опоздавших. «Вот главное, Маргарита Михайловна», — закончила свои размышления учительница.

Галина Алексеевна любила минуты перед опросом. Она открывала журнал и медленно спускалась взглядом сверху вниз по фамилиям: от Акимова до Яхонтовой. Она делала это всегда, хотя каждый раз знала еще до урока, кого сегодня спросить. Она делала вид, что раздумывает, сомневается. Класс замирал. Тогда Галина Алексеевна поднимала голову и видела: кто готов, а кто — нет. Вот Павлов, взъерошив волосы, лихорадочно листает учебник, что-то бормочет. А Журавлева? Сидит, как статуя, глаза опустила, ни учебника у нее на столе не видно, ни тетради. Не нравится она ей последнее время, ох, как не нравится. На тройки сползла.

— Журавлева!

Девочка вздрогнула, но продолжала сидеть.

— Журавлева, встань, сделай милость, ведь я с тобой разговариваю.

Девочка неохотно поднялась.

— Я не готова, — сказала девочка еле слышным голосом.

— Ты можешь не бурчать себе под нос, а говорить внятно?

— Я не выучила урок. Простите.

— Какой урок? Что было на сегодня задано? Ты даже этого не знаешь?

В классе поднялся шум, несколько человек говорили что-то с места, а вот этого Галина Алексеевна не любила больше всего.

— Я вам слова не давала. Я говорю с Журавлевой, а остальных прошу молчать.

Призвав строгим взглядом класс к тишине, она повернулась снова к Журавлевой:

— Ну, конечно, мы стали взрослыми, нам ни к чему выполнять домашние задания. Посмотри, что у тебя в журнале. Ты же, Журавлева, без пяти минут двоечница. Хочешь составить компанию Кузькину и Малышеву?

— А причем здесь мы? — вскочили мальчики.

— Помолчите! Журавлева, я вижу, наш диалог бесполезен. Пусть придет в школу мать.

Девочка закрыла лицо руками и, рыдая, бросилась к двери. В классе установилась напряженная тишина.

— Только еще истерики здесь не хватало. Нервные очень стали. Только у вас нервы, а у учителя их нет. Тебе что, Шапочннкова? Я тебя, кажется, не вызывала.

— Как вы можете, как вы можете... — голос у девочки срывался. — Ведь у Лены Журавлевой мама умерла. Слышите, умерла! А вы, вы просто...

Девочка не закончила фразу. Класс смотрел на учительницу осуждающе, враждебно.

2. ...Когда все учащиеся десятого класса записывали план темы, Балашов вынул расческу и долго причесывался.

— Сейчас не время заниматься этим, — заметила учительница, Балашов в ответ грубо ответил:

— В поучениях представительницы детских яслей не нуждаюсь.

«Выгнать наглеца из класса, уйти самой...» — мелькнула мысль у молодой учительницы, но, подумав, она приняла другое решение.

— Наглость никогда не была признаком ума. Вы позорите школу, — сказала она и продолжила урок.

Чарская Л.А. «Записки маленькой гимназистки». Повесть М.- 2011

Дверь отворилась, и в класс вошел Василий Васильевич Яковлев, учитель русского языка. Он был в хорошем настроении, потому что с удовольствием потирал, свои красные с холода руки и поглядывал на нас добрыми через очки глазами.

- Холодно, девицы! Ну и денек! - произнес он, оглядывая класс. - Небось, нащипало вам нос и щеки, пока из дому бежали в гимназию, а?

Но «девицы» хранили упорное молчание. Тогда Яковлев понял, что с классом что-то не так, и сразу изменил свое обращение.

- Госпожа Ивина! - послышался его резкий голос, совсем иной, нежели тот, которым он разговаривал за минуту до этого. - Извольте прочесть заданное!

Хорошенькая Ляля Ивина быстро поднялась со своего места и громко, отчетливо произнесла на весь класс:

- «Демьянова уха», басня Крылова.

- Отлично-с! Ну-с, отвечайте басню.

- Хорошо! - так же бодро отчеканила Ляля и начала, предварительно откашлявшись:

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру,

На ель Ворона взгромоздись

Позавтракать было совсем уж собралась.

Да призадумалась, а сыр ...

- Довольно! Довольно! - неистово замахал руками учитель. - Вы сами не понимаете, что говорите сейчас. Госпожа Рош, отвечайте басню ... Госпожа Ивина, садитесь и придите в себя. Вы нездоровы, должно быть, и это избавит вас от единицы.

Ивина уселась на свое место, обводя класс торжествующими глазами, а вместо нее поднялась Женя Рош.

По улицам слона водили,

Как видно, на показ, -

Известно, что слоны в диковинку у нас ... – пропищала она тоненьким-претоненьким голоском.

У учителя глаза стали вдруг круглыми, как орехи. Он смотрел то на толстушку Рош, то на классный журнал. Наконец, он покраснел и, махнув рукою Рош, чтобы она садилась, поставил ей крупную единицу.

- Стыдно школьничать! - произнес он строго. - Но вы обе на дурном счету, поэтому с вас и взятки гладки, как говорится ... Госпожа Приженцова, потрудитесь прочесть вы «Демьянову уху», - обратился он к первой ученице класса.

Танюша поднялась вся красная со своего места. Слезы стояли у нее на глазах, когда она начала, захлебываясь и волнуясь:

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки,

Лишь стоит завести очки.

- «Демьянову уху», «Демьянову уху» прошу читать, а не «Мартышку и очки»! – закричал не своим голосом учитель. - Да что вы, извести меня поклялись все, что ли? И это вы! Приженцова! Первая ученица, моя гордость! - произнес он дрожащим от волнения и гнева голосом. - На вас-то уж я надеялся! Ну... да уж, садитесь, - присовокупил Василий Васильевич с горечью, и новая единица прочно воцарилась в клеточке журнала.

- Степановская ... Рохель ... Мордвинова ... Шмидт ... - сердито вызвал девочек Яковлев, и каждая из них говорила всевозможные басни, только не ту, которую требовал учитель, заданную на сегодня.

За черноглазой и черноволосой Сарой Рохель поднялась Жюли и начала, дерзко глядя в самые глаза учителя:

Проказница - Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Достали нот, баса ...

- Молчать! - прервал Жюли грозным голосом учитель и изо всей силы ударил кулаком по столу.

Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!» Тула, 1996.

Когда все расселись и в классе наступило временное затишье, Зинка Фокина закричала:

– Ой, ребята! Это просто какое-то несчастье! Новый учебный год еще не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки!

В классе снова поднялся ужасный шум.

– В таких условиях я отказываюсь быть главным редактором! (Это сказала Эрка Кузякина.)

– А еще слово давали, что исправятся! (Мишка Яковлев.)

– Трутни несчастные!

– Только наш класс позорят!

– Да выгнать их из нашей школы и все!

Меня и Костю больше всего разозлило, что громче всех орал Венька Смирнов. Уж чья бы корова мычала, а его бы молчала. У этого Веньки успеваемость в прошлом году была еще хуже, чем у нас.

– Рыжий, – закричал я на Веньку, – а что ты орешь громче всех? Если бы первым вызвали тебя к доске, ты бы не двойку, а единицу схлопотал! Так что молчи в тряпочку!

– Эх ты, Баранкин, – заорал на меня Венька, – я же не против тебя, я за тебя ору! Я что хочу сказать, ребята! Нельзя после каникул к доске вызывать. Надо, чтобы мы сначала пришли в себя.

– Смирно! – крикнула на Веньку Зинка Фокина.

– И вообще, – продолжал кричать Венька, – предлагаю, чтобы в течение первого месяца никому не задавали никаких вопросов.

Здесь опять все ребята закричали в один голос и так громко, что уже нельзя было разобрать ни одного слова.

– Ой, тише, ребята, – сказала Фокина, – замолчите! Пусть говорит Баранкин!

– А что говорить? – сказал я. – Мы с Костей не виноваты, что Михаил Михайлович в этом учебном году вызвал нас к доске первыми.

– Ты бы лучше не острил, а брал бы пример с Миши Яковлева,– сказала Фокина.

Ребята опять засмеялись, а Эрка покачала головой, как большая, и сказала:

– Баранкин! Ты лучше скажи, когда будешь исправлять свои двойки.

–Малинин! – сказал я Косте. – Разъясни…

– Вот пристали! – сказал Малинин. – Да исправим мы ваши двойки… То есть наши.

– Когда?

– Юра, когда мы исправим? – спросил меня Костя.

– Ребята, это что же получается? Класс должен всю четверть переживать эти несчастные двойки? И не пойдем в поход?

– Баранкин! – сказала Зина Фокина. – Класс постановил, чтобы вы исправили двойки завтра.

– Извините, пожалуйста! – сказал я. – Завтра воскресенье.

– Ничего позанимаетесь!

– Привязать их веревками к партам! – сказала Эрка Кузякина.

– А если мы не понимаем с Костей решение?

– А я вам объясню! (Миша Яковлев.)

Мы с Костей переглянулись и ничего не сказали.

– Молчание – знак согласия! – сказала Зинка. – Значит, договорились на воскресенье! Утром позанимаетесь с Яковлевым, а потом придете в школьный сад – будем сажать деревья!

– Что? – заорали мы с Костей. – Еще и деревья сажать? Да мы же устанем.

– Алик! – сказала староста нашего класса. – Смотри, чтобы они не сбежали!

– Не сбегут!..

В. Крапивин «Колыбельная для брата», М. 1980

Женя знала, что Еву Петровну следует искать в биологическом кабинете, и поднялась на второй этаж. ***Женя проскочила кабинет и оказалась перед закрытой дверью лаборантской комнаты. Ева Петровна обычно сидела там. Женька хотела постучать и в этот момент услышала голоса: один незнакомый, мужской, другой - Евы Петровны. Мужчина говорил быстро и почти весело. А может быть, нервно. В голосе у Евы Петровны звучала вежливо замаскированная досада.

- ...Я уже поняла. Вы и директору сказали то же самое.

- И могу повторить,- откликнулся мужчина.

- Не надо,- сказала Ева Петровна.- Мне все Понятно. Но я на вашем месте смотрела бы на вещи не так. Гораздо проще. И случись это с моим сыном, я бы ему...

- Я вас понял,- перебил мужчина.- Хотя, честно говоря, мне это странно слышать от учителя. Я ни разу в жизни сына пальцем не трогал. И не трону. Подло это. Если я Кирилла ударю, мы же потом всю жизнь будем глаза прятать друг от друга.

"Отец Кирилла!"- поняла Женька. Можно было, пожалуй, уходить, но она словно приклеилась к месту.

- Вы все же меня не так поняли!- заявила Ева Петровна.

- Неужели? Очень хорошо, если не так. А как я должен был понять?

- Я хотела сказать, что если ученик виноват, родители вместе со школой должны действовать.

- Да, но в чем все-таки виноват? Не могу же я всерьез принять этот бред насчет кошелька! Простите... Виноват, что не дал себя обыскать? Мне жаль тех ребят, которые дали... Виноват в том, что не хочет петь из-под палки?

- Мы готовим хор к районному фестивалю, а ваш сын совершенно не думает о чести школы!

Женька услышала шаги, словно человек быстро ходил из угла в угол.

- О чести,- спросил он. - О чести... А вам не кажется, что честь начинается с любви?

- Простите... с чего? - пролепетала Ева Петровна

- С любви, уважаемая Ева Петровна. Не пугайтесь, объясню. Человек болеет за честь того, что ему дорого, что он любит. Я вот на своем заводе с ученика начинал, там меня человеком сделали, там у меня друзья, и я за честь завода - руками, ногами и зубами... А есть у нас на заводе случайные люди: им бы отработать смену - и домой. Работают неплохо, ну, а дальше какой с них спрос?

- Так что же получается? Вы хотите сказать, что ваш сын случайный человек в школе? Он здесь с первого класса...

Отец Кирилла вздохнул и, видимо, сел - скрипнул стул.

- Вы не обижайтесь, Ева Петровна... А впрочем, и обижайтесь - это, может быть, к лучшему... Мне кажется, здесь все у вас какие-то случайные.

- То есть? Я вас совершенно не понимаю.

- Я ведь в школе не первый раз. И с Кириллом говорил... Все у вас на окрике. Не набрал макулатуры - запись в дневник, не пришел на сбор - двойка, пробежал по коридору хвать за воротник... Вот сейчас по школе шел, а какая-то дама, весьма почтенная, кричит на первоклашек так, что окна, простите, вот-вот лопнут... Ну, зачем она пошла в учителя?

- Я знаю, о ком вы говорите... Кстати, она очень неплохой учитель, с опытом. Но случаются и у педагогов срывы. Одно дело - красивые слова, а другое - ежедневная работа. И когда кругом тысяча человек, бывает порой не до тонкой педагогики. Приходится проявлять прямую и жесткую требовательность. И долг родителей внушить детям, что обижаться на нее не следует.

- А они и не обижаются на требовательность. Возьмите Веру Сергеевну. Такая учительница, что требовательнее не бывает. А ребята на нее чуть не молятся. Почему?

- Ребятам всегда нравится, если учитель говорит им "вы"...

- Она не только говорит им "вы". Она к ним относится "на вы" - вздохнул отец Кирилла.- И требовательность её не в том, чтобы мальчик не перечил ей, а чтобы он учился... Когда Кирилл лежал с воспалением, Вера Сергеевна несколько раз приходила к нам, давала задания, следила, чтобы не отстал. А казалось бы, что ей какой-то Векшин? Один из сотен, даже не из её класса...

- Так...- медленно сказала Ева Петровна.- Ну что же, я принимаю ваш упрек. Я действительно не собралась тогда навестить Кирилла...

- Да нет здесь упрека. Разве об этом речь...

- Не все обладают опытом и талантом Веры Сергеевны.

- Дело не только в опыте. Помните молодого историка, Дмитрия Ивановича? Год всего и поработал, а ребята за ним по пятам ходили. На вокзал толпой отправились, когда он в армию уезжал… Опыт опытом, а ещё и душа...

- Ну что же... Остается сделать вывод, что мы здесь, за редкими исключениями, работаем без души. Почему бы вам не избавить сына от этой "бездушной атмосферы" и не перевести в другую школу?

Отец Кирилла с усмешкой ответил: - Вы так сказали, будто меня к стенке пригвоздили. Видимо, при таких словах многие родители восклицают: "Нет, мы совсем так не думаем, мы совсем не хотели..." Я извиняться не буду. И Кирилла переводить в другую школу не стану. Я ему особой жизни не хочу. Его переведешь, а здесь-то всё равно ничего не изменится, в этой школе.

- Кстати, одной из лучших в районе...

- Ну, что ж... Одной из лучших. Первое место займёте на фестивале - станете еще лучше. Никто ведь не спросит, сколько человек в хоре пели с радостью, а сколько под угрозой двойки.

- Я вижу, мы с вами не нашли пока общего языка,- со сдержанной печалью произнесла Ева Петровна,- Жаль. Всего доброго.

- До свидания.

Литература

Основная

1.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 137 – 186.

2.Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003.

3.Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – с.193-218.

4.Зимняя И.А. Учебно-педагогическое сотрудничество // Педагогическая психология. М,2004

5.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: 1986.

6.Майерс Д. Конликт и примирение // Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011. – С. 200 – 384.

7.Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология/ Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб.:Питер, 2010. – С. 507-652.

8.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, СПб. 1999

9.Социальная психология: Учебное пособие / Авторы-составители: Р.И. Мокшанцев, А.В.Мокшанцева. - М., Новосибирск: Инфра-М, 2001. – С. 363 – 401.

10. Учитель и ученик: общение и сотрудничество в образовательном пространстве // Педагогическая психология. Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. СПб. Питер, 2010, с. 342-367

11. Фельдштейн Д.И. Конфликты в условиях школы // Психология взросления. М., 1999

Дополнительная

1.Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

2.Воробьева Л.И. Неосознаваемые причины конфликтного поведения учителя // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986

3.Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М., 1975.

4.Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987

5.Формирование интереса к учению у школьников. Под ред. А.К. Марковой. М., 1986.

6.Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.

7.Шурухт С.М. Конфликтологический подход к практике образовательного учреждения // Конфликты в школе. Ч.1/ под ред. Н.Н. Юрьевой СПб., 1994

Наши рекомендации