Инструмент № 6: контроль открытости

Под этим подразумевается степень открытости или зажатости людей. «Полностью открытая» поза подразу­мевает, что ваши ноги расставлены, голова слегка при­поднята, открывая шею, а руки не закрывают грудную клетку, например, лежат на бедрах; или, если вы сидите, ваши руки могут быть закинуты за голову, а пальцы пе­реплетены. «Полностью закрытая» поза подразумевает, что ваши ноги тесно сжаты, голова склонена, а руки скрещены на груди или животе и плотно прижаты к телу. Степень открытости — один из наиболее значимых теле­сных признаков. Можно сделать вполне обоснованное

Стр. 87

первое суждение о состоянии ума человека, оценив сте­пень его открытости с некоторого расстояния.

Степень открытости у животных обычно отражает, на­сколько уязвимыми они себя чувствуют к нападению хищников. Крайняя степень маскировки и самозащи­ты — излюбленная оборонительная позиция многих жи­вотных — это положение «плода в утробе». Другие живот­ные инстинктивно стараются сделаться как можно более маленькими и незаметными, используя землю в качестве части маскировки, например, мышка в момент опаснос­ти на открытом пространстве. В условиях сильной физи­ческой угрозы люди могут проделывать и то, и другое. Важно отметить, что у людей защитный физический от­клик вызывается не только физической, но и психологи­ческой угрозой.

Следовательно, степень открытости человека спо­собна дать реальные подсказки о его ментальном состо­янии. Принятая поза способна отражать степень уверен­ности человека, а также то, как он воспринимает свое положение (социальный статус) по сравнению с други­ми присутствующими людьми.

Давайте начнем со стереотипов. Представьте себе сценку у бассейна: сверхуверенный в себе и хорошо «на­качанный» спасатель болтает с застенчивой «купальщи­цей» (которая одновременно старается разговорить его), впервые надевшей новое бикини. Скорее всего, его руки будут уперты в бедра, а ее — сложены на груди. Ноги его, вероятнее всего, будут расставлены на ширину плеч, как «на службе», а ее, возможно, слегка скрещены (если она стоит) или плотно прижаты одна к другой (если она си­дит). Юноша демонстрирует свой могучий торс, что -

Стр. 88

свидетельствует о его ощущении безопасности; она частич­но прикрывает тело, излучая уязвимость и словно при­глашая его, следуя клише, взять ее под защиту.

Конечно, в реальной жизни все опять-таки не бывает настолько прямолинейно. Люди — создания умудренные и имеют тенденцию понимать, какие потенциальные сиг­налы «посылают», поэтому умеют несколько маскиро­ваться. Давайте немного поменяем роли. Вернемся к на­шей паре у бассейна: добавим немного дополнительных деталей. Мужчина ощущает себя несколько неуверенно из-за своих накачанных мускулов (что в наши дни не ред­кость для поклонников бодибилдинга — так называемый синдром Адониса). Девушка же отлично сознает, что выглядит сногсшибательно в новом купальнике. Юноша полагает, что она слишком уж самоуверенна и предпочи­тает контролировать себя в их развивающихся отноше­ниях. Девушка желает убедиться в том, соответствует ли личность юноши его великолепному телу. Она старает­ся разговорить парня и быстро теряет интерес к нему. Он, не в силах найти слова, делает вид, что сохраняет сверхбдительность как человек, на котором лежит ответствен­ность за безопасность отдыхающих. Обоим хочется ска­зать что-нибудь забавное, чтобы снять напряжение, но им ничего не приходит в голову.

Какое отражение может найти новая информация в позах наших героев? Он, находящийся на работе и на виду у всех, возможно, пытается сохранить некий уровень открытости — ноги расставлены, голова поднята, — но при этом держит руки сложенными на груди для обрете­ния уверенности (и демонстрации своих бицепсов, кото­рые в таком положении выглядят более выпуклыми!).

Стр. 89

Удивленная безуспешностью своих попыток, девушка слегка опустила голову. Ноги ее не скрещены, руки по­коятся на бедрах, но она начинает ощущать себя слиш­ком незащищенной. Сразу после того как парень скре­щивает руки на груди, она делает то же самое, частично отражая его жест (так называемое «позиционное эхо»). Это приносит инстинктивное ощущение большего ком­форта, а также придает одному из собеседников больше уверенности, так что тот набирается смелости пошутить.

Противоречащие «знаки» — сложенные руки, но расставленные ноги — составляют характерную часть межличностной «брони»: они «сбивают со следа» дру­гого человека и не дают прочитать истинные чувства. Но людям свойственно использовать неодушевленные предметы для обоснования степени своей открытости или закрытости.

Совершим последний мысленный визит к бассейну. Разговор не клеится, и девушка готова покинуть «сцену», не подозревая, что и ее собеседник имеет то же намере­ние. У каждого из них имеется пара предметов: у него — свисток спасателя и солнцезащитные очки, у нее — ма­ленькая сумочка, надетая через плечо, очки, поднятые на лоб, и накинутое на плечи полотенце. Во время разгово­ра парень стоит в солнцезащитных очках. В начале встре­чи девушка слегка промокнула полотенцем волосы, для чего подняла руки к голове, открыв грудь. Собираясь те­перь уходить, она защищающим жестом накинула поло­тенце на плечи. Кроме того, она тоже опустила на глаза солнцезащитные очки. Парень обеими руками поправля­ет очки, совершая «открывающий» жест, что слегка повы­шает его ощущение уверенности. Он также подносит

Стр. 90

свисток к губам, предположительно в качестве реакции на громкие всплески воды в бассейне, но на самом деле в качестве предлога, позволяющего уклониться от про­должения беседы. Девушка шарит в сумочке в поисках мелочи и, нащупав искомое, бросает взгляд в направле­нии ближайшего бара. Через несколько мгновений, пос­ле обмена кивками и улыбками, он резко свистит в сви­сток и отправляется в обход бассейна, а она идет в направлении бара.

Полезные советы

Большинство типов открытого или протективного поведения не окажут отрицательного воздействия на технику вашей игры, хотя действительно «закрытая» поза способна реально ограничить звуковой резонанс и свободу дыхания. Вам стоит как можно лучше освоить этот аспект языка тела — это один из наиболее инстин­ктивных аспектов, поэтому при осознанном его исполь­зовании в игре с другим актером он может придать сце­не большую жизненность. Двум людям свойственно менять открытость позы в качестве непосредственной реакции на поведение друг друга, и эти перемены яв­ляются очень «плавными» (быстрыми): если вы «зажме­тесь» на сцене или съемочной площадке, то рискуете «от­стать» от партнера в его смене степени открытости или закрытости.

Перемена открытости позы может также помочь аудитории понять отношение вашего персонажа к появ­лению на сцене нового действующего лица.

Стр. 91

Индивидуальные упражнения

1. В следующий раз, если вы почувствуете себя под напряжением в обществе — например, на вечеринке, — постарайтесь обратить внимание на степень открытости вашей позы. Если вы обнаружите, что каким-то образом «закрылись», постарайтесь принять явно открытую позу, например, поместите руки на бедра. Сохраняйте такое положение тела в течение некоторого времени, анализируя, как оно влияет на ваши чувства. Отметьте также, изменится ли поведение других людей по отношению к вам.

2. Выберите какой-нибудь современный натуралистический монолог, с которым вполне освоились, который вы прекрасно знаете и который обращен к отсутствующему персонажу. Попробуйте произнести этот монолог, используя все свои знания об открытости. Используйте несколько легких смен положения тела.

Наши рекомендации