Инструмент № 6: контроль открытости
Под этим подразумевается степень открытости или зажатости людей. «Полностью открытая» поза подразумевает, что ваши ноги расставлены, голова слегка приподнята, открывая шею, а руки не закрывают грудную клетку, например, лежат на бедрах; или, если вы сидите, ваши руки могут быть закинуты за голову, а пальцы переплетены. «Полностью закрытая» поза подразумевает, что ваши ноги тесно сжаты, голова склонена, а руки скрещены на груди или животе и плотно прижаты к телу. Степень открытости — один из наиболее значимых телесных признаков. Можно сделать вполне обоснованное
Стр. 87
первое суждение о состоянии ума человека, оценив степень его открытости с некоторого расстояния.
Степень открытости у животных обычно отражает, насколько уязвимыми они себя чувствуют к нападению хищников. Крайняя степень маскировки и самозащиты — излюбленная оборонительная позиция многих животных — это положение «плода в утробе». Другие животные инстинктивно стараются сделаться как можно более маленькими и незаметными, используя землю в качестве части маскировки, например, мышка в момент опасности на открытом пространстве. В условиях сильной физической угрозы люди могут проделывать и то, и другое. Важно отметить, что у людей защитный физический отклик вызывается не только физической, но и психологической угрозой.
Следовательно, степень открытости человека способна дать реальные подсказки о его ментальном состоянии. Принятая поза способна отражать степень уверенности человека, а также то, как он воспринимает свое положение (социальный статус) по сравнению с другими присутствующими людьми.
Давайте начнем со стереотипов. Представьте себе сценку у бассейна: сверхуверенный в себе и хорошо «накачанный» спасатель болтает с застенчивой «купальщицей» (которая одновременно старается разговорить его), впервые надевшей новое бикини. Скорее всего, его руки будут уперты в бедра, а ее — сложены на груди. Ноги его, вероятнее всего, будут расставлены на ширину плеч, как «на службе», а ее, возможно, слегка скрещены (если она стоит) или плотно прижаты одна к другой (если она сидит). Юноша демонстрирует свой могучий торс, что -
Стр. 88
свидетельствует о его ощущении безопасности; она частично прикрывает тело, излучая уязвимость и словно приглашая его, следуя клише, взять ее под защиту.
Конечно, в реальной жизни все опять-таки не бывает настолько прямолинейно. Люди — создания умудренные и имеют тенденцию понимать, какие потенциальные сигналы «посылают», поэтому умеют несколько маскироваться. Давайте немного поменяем роли. Вернемся к нашей паре у бассейна: добавим немного дополнительных деталей. Мужчина ощущает себя несколько неуверенно из-за своих накачанных мускулов (что в наши дни не редкость для поклонников бодибилдинга — так называемый синдром Адониса). Девушка же отлично сознает, что выглядит сногсшибательно в новом купальнике. Юноша полагает, что она слишком уж самоуверенна и предпочитает контролировать себя в их развивающихся отношениях. Девушка желает убедиться в том, соответствует ли личность юноши его великолепному телу. Она старается разговорить парня и быстро теряет интерес к нему. Он, не в силах найти слова, делает вид, что сохраняет сверхбдительность как человек, на котором лежит ответственность за безопасность отдыхающих. Обоим хочется сказать что-нибудь забавное, чтобы снять напряжение, но им ничего не приходит в голову.
Какое отражение может найти новая информация в позах наших героев? Он, находящийся на работе и на виду у всех, возможно, пытается сохранить некий уровень открытости — ноги расставлены, голова поднята, — но при этом держит руки сложенными на груди для обретения уверенности (и демонстрации своих бицепсов, которые в таком положении выглядят более выпуклыми!).
Стр. 89
Удивленная безуспешностью своих попыток, девушка слегка опустила голову. Ноги ее не скрещены, руки покоятся на бедрах, но она начинает ощущать себя слишком незащищенной. Сразу после того как парень скрещивает руки на груди, она делает то же самое, частично отражая его жест (так называемое «позиционное эхо»). Это приносит инстинктивное ощущение большего комфорта, а также придает одному из собеседников больше уверенности, так что тот набирается смелости пошутить.
Противоречащие «знаки» — сложенные руки, но расставленные ноги — составляют характерную часть межличностной «брони»: они «сбивают со следа» другого человека и не дают прочитать истинные чувства. Но людям свойственно использовать неодушевленные предметы для обоснования степени своей открытости или закрытости.
Совершим последний мысленный визит к бассейну. Разговор не клеится, и девушка готова покинуть «сцену», не подозревая, что и ее собеседник имеет то же намерение. У каждого из них имеется пара предметов: у него — свисток спасателя и солнцезащитные очки, у нее — маленькая сумочка, надетая через плечо, очки, поднятые на лоб, и накинутое на плечи полотенце. Во время разговора парень стоит в солнцезащитных очках. В начале встречи девушка слегка промокнула полотенцем волосы, для чего подняла руки к голове, открыв грудь. Собираясь теперь уходить, она защищающим жестом накинула полотенце на плечи. Кроме того, она тоже опустила на глаза солнцезащитные очки. Парень обеими руками поправляет очки, совершая «открывающий» жест, что слегка повышает его ощущение уверенности. Он также подносит
Стр. 90
свисток к губам, предположительно в качестве реакции на громкие всплески воды в бассейне, но на самом деле в качестве предлога, позволяющего уклониться от продолжения беседы. Девушка шарит в сумочке в поисках мелочи и, нащупав искомое, бросает взгляд в направлении ближайшего бара. Через несколько мгновений, после обмена кивками и улыбками, он резко свистит в свисток и отправляется в обход бассейна, а она идет в направлении бара.
Полезные советы
Большинство типов открытого или протективного поведения не окажут отрицательного воздействия на технику вашей игры, хотя действительно «закрытая» поза способна реально ограничить звуковой резонанс и свободу дыхания. Вам стоит как можно лучше освоить этот аспект языка тела — это один из наиболее инстинктивных аспектов, поэтому при осознанном его использовании в игре с другим актером он может придать сцене большую жизненность. Двум людям свойственно менять открытость позы в качестве непосредственной реакции на поведение друг друга, и эти перемены являются очень «плавными» (быстрыми): если вы «зажметесь» на сцене или съемочной площадке, то рискуете «отстать» от партнера в его смене степени открытости или закрытости.
Перемена открытости позы может также помочь аудитории понять отношение вашего персонажа к появлению на сцене нового действующего лица.
Стр. 91
Индивидуальные упражнения
1. В следующий раз, если вы почувствуете себя под напряжением в обществе — например, на вечеринке, — постарайтесь обратить внимание на степень открытости вашей позы. Если вы обнаружите, что каким-то образом «закрылись», постарайтесь принять явно открытую позу, например, поместите руки на бедра. Сохраняйте такое положение тела в течение некоторого времени, анализируя, как оно влияет на ваши чувства. Отметьте также, изменится ли поведение других людей по отношению к вам.
2. Выберите какой-нибудь современный натуралистический монолог, с которым вполне освоились, который вы прекрасно знаете и который обращен к отсутствующему персонажу. Попробуйте произнести этот монолог, используя все свои знания об открытости. Используйте несколько легких смен положения тела.