Методики по изучению свойств внимания (В)
Диагностируемые параметры В: виды В (непроизвольное, произв-ое, послепр-ное) и его св-ва (объём, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение, колебания внимания).
В может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в завис-сти от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы проявления В: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Особенности В могут изучаться и у детей, и у взрослых. Для изучения св-в В применяют группу методик «Корректурная проба». К. П. — бланковый тест скорости. Предложена Бурдоном в 1895 г. Методика исследует степень концентрации и устойчивости внимания, а также темп психомоторной деят-ти, работоспособность и устойчивость к монотонной деят-ти, требующей постоянного сосредоточения В. Обследование проводится с помощью спец-ых бланков с рядами расположенных в случайном порядке цифр. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает опред-ые указанные в инструкции цифры. Результаты пробы оценивают по кол-ву пропущенных (не зачеркнутых) цифр или других знаков, а также по времени выполнения заданного кол-ва строк.
Наиболее известными модификациями К. П. являются кольца Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Такой вариант К. П. более удобен для обслед-я детей младшего возраста); проба Иванова-Смоленского (набор различных вариантов сочетаний букв). Направлен на оценку уровня переключаемости внимания, некоторых динамических особенностей высшей нервной деят-ти. Результаты выполнения К. П. легко выразить количественно.
Так, уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности: K= , где — число строк таблицы, проработанных испытуемым; п — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид: , где s — количество знаков в проработанной испытуемым части корректурной таблицы, t — время выполнения.
Показатель переключаемости (с) вычисляется по формуле: где — количество ошибочно обработанных строк; S — общее количество строк в проработанной части таблицы. При оценке переключаемости В испытуемый получает инструкцию вычеркивать разные наборы знаков в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
К. П. относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки В и психомоторных особ-стей. Различные модификации К. П. до наст. времени широко применяются в клинической, професс-ой, школьной ПД благодаря простоте и надежности отражения особенностей В и функц-го сост-я, работоспос-сти испытуемого.
Для опред-я устойчивости В и динамики работоспособности применяют методику «Таблицы Шульте». Для изучения избирательности внимания у старших школьников и взрослых используется «Тест Мюнстенберга». Стимульный материал: блок с напечатанными буквами, куда вставлены 24 слова (солнце, район, новость, факт, любовь и др.). Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди кот. есть слова в именительном падеже единств-го числа. Вам необходимо найти эти слова среди букв и подчеркнуть их. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание нужно выполнять быстро и точно». Выполнение задания начинается по сигналу. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания, кол-во найденных слов, кол-во слов, неправильно воспринятых испытуемым, кол-во слов, неправильно подчеркнутых. При обработке и интерпретации результатов время выполнения теста переводится по специальной (конверсионной) таблице в Т-баллы, определяется успешность (А) выполнения теста по формуле: А=В+Т, где В=(с-m)/(с+n), с – общее кол-во выделенных слов; m – кол-во ошибочно выделенных слов; n – кол-во пропущенных слов; Т – поправка на время. Чем успешнее выполнено задание, тем лучше избирательность В.