Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А.Ц. Пуни)

 
№ п/п Элементы готовности Характеристика  
Трезвая уверенность в своих силах Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований  
Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели  
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований  
Высокая помехоустойчивость Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию  
Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам  

32. Темперамент и способности к соревновательной деятельности

Активный, сангвиник, сильный сильные, Уравновешенные, подвижные

Экспансивный, холерик, безудержный сильные, Неуравновешенные, подвижные

Спокойный, флегматик, инертный сильные, Уравновешенные, малоподвижные

Подавленный .меланхолик. слабый слабые. Неуравновешенные. малоподвижные

под темпераментом понимает «... совокупность устойчивых, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов».

Исходя из этих признаков, в результате исследований методом условных рефлексов, он пришел к определению четырех основных типов нервной системы: 1) живой (сильный, уравновешенный, подвижный); 2) слабый, медлительный (сильный, уравновешенный, инертный); 3) возбудимый, безудержный (сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением); 4) слабый тип.

Типические особенности на темпераментном уровне характеризуются, в отличие от свойств нервной системы, различиями психической деятельности, а не физиологических процессов. К свойствам темперамента относятся:

реактивность, которая характеризуется интенсивностью психических реакций (степень страха, глубина переживания чувств и т.д.);

сензитивность, которая определяется наименьшей интенсивностью внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию (чем выше сензитивность, тем быстрее появляется психическая реакция). Сензитивность связана со свойствами нервной системы (слабая нервная система — высокая сензитивность);

активность — энергичность человека в делах, поступках (преобладание процессов возбуждения);

пластичность выражается в легкости приспособления к новым условиям (противоположное свойство — ригидность, которое означает инертность установок, замедленность переключения с одних условий (ситуации) на другие);

экстравертированность связана с направленностью личности на окружающее (легкость контактов с незнакомыми людьми и т.п.);

интровертированность определяется направленностью личности на себя (особое отношение к собственным мыслям, переживаниям, трудность установления контактов с другими людьми и т.п.);

эмоциональная возбудимость по существу тождественна сензитивности.

33 Социальная психология спортивных групп

Спортивная команда - это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.

Социальная среда - сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения - группы. Существуют понятия большие и малые группы:

а) большие - государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;

б) малые - небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами малых групп являются: семья, школьный класс, спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов. Особое место в социально-психологической характеристике групп и коллективов занимают взаимоотношения

Как известно, взаимоотношения бывают: официальные и неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские.

Спортивная группа - это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.

Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами.

Деятельность физкультурных групп, хотя и регламентирована временем занятий, правилами, нормами, физическими усилиями и контролем сверху, не направлена на достижение высоких личных или командных результатов в смысле спортивной компетенции. Физкультурные группы преследуют цель укрепления здоровья, снятия умственной и физической усталости, восстановления психического равновесия и хорошего настроения.

Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер - спортсмен) и по горизонтали (спортсмен - спортсмен), сплоченности и согласования. Следует помнить о том, что существуют взаимопроникновения и взаимоотношения между этими подструктурами. Таким образом, структуру спортивной группы можно представить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур, каждая из которых, в соответствии с общими законами существования малых групп, делится на формальную и неформальную структуры.

Формальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, взаимоотношениям спортсменов.

Неформальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Это нерегламентированные, спонтанно возникающие нормы поведения и действия.

36 Психологические основы отбора в спорте

Основу спорта составляют три элемента: отбор, тренировка, соревнования

Необходимость отбора обусловлена тем, что:

1) период активной спортивной жизни человека невелик (в среднем 5-10 лет);

2) индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки.

Цель отбора - выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.

Наши рекомендации