Развитие психоанализа в работах

Карельский Государственный Педагогический Университет

Кафедра общей и практической психологии

Проблемы педагогической психологии

в психоанализе.

Петрозаводск

Содержание.

§1. Теория З.Фрейда.

§2. Развитие психоанализа в работах Анны Фрейд.

§3. Эпигенетическая теория Э.Эриксона.

§4. Аналитическая психология К.Юнга.

§5. Индивидуальная психология А.Адлера.

Список литературы.

Теория З.Фрейда.

Психоанализ - как клиническая концепция есть совокупность методов психотерапии неврозов, основанных на выявлении бессознательных следов аффективных переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

В 1882 г. венский невропатолог Йозеф Брейер показал, что может излечить случаи истерии, если, погрузив в гипнотическое состояние, заставлять его припоминать те аффективные переживания или конфликты, которые когда-то испытывались им, а затем были на длительное время забыты. Как показал опыт, всплывание этих переживаний в сознании вело к их осмысливанию и выздоровлению больного. Этот особый метод гипнотерапии был назван катартическим – от древнегреческого термина «катарсис» – очищение, впервые примененного Аристотелем к учению о трагедии.

В своей книге «Психологический автоматизм», опубликованной в 1899 г., Жанэ описывает клинический эксперимент с больной Мари, ослепшей на левый глаз.

Фрейд узнал о катартическом методе Брейера, еще в ноябре 1882, но не решался использовать гипноз для лечения неврозов. Лишь в декабре 1887 г. он приступил к лечению истерии одним гипнотическим внушением.

В 1893 г. Фрейд существенно изменил этот метод. Он показал, что выявление аффективных переживаний, ставших бессознательными, возможно и без применения гипноза. Для этого достаточно предлагать больному длительно, в совершенно спокойном состоянии, высказывать все мысли и ассоциации, которые, казалось бы случайно приходят ему в голову, ничего не задерживая и по возможности ничего активно не изменяя в их течении.

По мнению Фрейда, став «бессознательными», забытые переживания продолжают оказывать влияние на психическую жизнь больного, проявляясь каждый раз, когда бодрствующее сознание оказывалось ослабленным; в состоянии сна или в предсонном состоянии, при отвлеченном внимании, утомлении, при развитии припадка истерии и прочих состояниях, связанных с торможением функции коры головного мозга. Характерным при этом, пишет Фрейд, было то, что во всех этих состояниях бессознательные, аффективные «комплексы» проявлялись часто не открыто, а в замаскированном, извращенном, зашифрованном виде, подвергаясь переработке, замещаясь родственными образцами или связанными с ними, по какому-нибудь частному признаку, ассоциациями.

Катартический метод основывался на том предположении, что в гипнозе человек переносится в то психическое состояние, в котором первый раз появился невротический симптом.

Если заставить рассказывающего больного заполнить изъяны его памяти напряженной работой внимания, то можно заметить, что возникающие по этому поводу мысли вытесняются всеми средствами критикой до того, что ему в конце концов становится не по себе, когда действительно появилось воспоминание. Амнезия является результатом процесса вытеснения.

Термином «бессознательное» Фрейд обозначал особую область психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

Фрейд говорил о том, бессознательное очень сильно проявляется в искусстве. Чел создает себе мир иллюзий. Анализируя плоды творчества можно многое узнать о человеке.

Психоаналитический метод используется не только как метод свободного рассказа пациентов о своих переживаниях, но и как толкование сновидений больного, открывающий самый простой подход к ознакомлению с бессознательным, его непредсказуемыми действиями, совершаемыми безо всякого плана, и ошибочными действиями, в повседневной жизни (обмолвки, оплошности, ошибки, забывания и т.п.).

После полной интерпретации сновидения, что оно всегда является исполнением какого-нибудь желания.

Фрейд выделяет специфические особенности сновидений:

- видимое содержание

- скрытое содержание

Между видимым и скрытым осуществляется вся работа сновидения.

Большую роль в терапевтическом механизме психоанализа Фрейд отводит трансферу. Этим термином Фрейд обозначает перенос на личность психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, перевод на аналитика аффективных потребностей пациента. Трансфер - это отношения между аналитиком и пациентом, наполненные глубоким доверием и неограниченной откровенностью, которые существуют между любящими друг - друга людьми. Трансфер может происходить и в обычной жизни, когда другой человек все больше становится предметом воображения.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых располагаются основные структуры личности.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности – Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта.

Фрейд считал, что существуют два основных врожденных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, т.к. невозможна разрядка.

Либидо и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Содержание бессознательного постоянно расширяется, т.к. те стремления и желания, которые человек не смог реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности-Эго, которая также врожденна и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Так мы всегда можем осознать свое Я, хотя это и нелегко. Содержание эго сужается, т.к. ребенок включает себя в окружающий мир.

Третья структура личности – Супер Эго, которая формируется в процессе жизни. Механизм ее формирования – идентификация с близким взрослым своего пола. В ее процессе у детей формируется эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).

Между этими структурами существует неустойчивое равновесие.

Развитие психоанализа в работах

Анны Фрейд.

Основные ее труды были посвящены исследованию «трудных детей», прежде всего агрессивных и тревожных. Она считала, что в структуре личности ребенка с самого начала проявляется агрессивность. Согласно А.Фрейд нормальное детское поведение предполагает существование элементов двух основных стремлений. В нормальном поведении агрессивность сдерживается либидо.

А.Фрейд обратила внимание и на патологические проявления детской агрессивности. Исследуя влияние психической депривации на развитие ребенка она пришла к выводу, что такая агрессивность возникает при аномальных условиях развития ребенка (без родителей, в домах ребенка); она считала причинами появления агрессивности либо полное отсутствие объектов любви в окружении ребенка, либо частую смену этих объектов.

Исходя из этих утверждений, А.Фрейд пришла к выводу, что в таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций.

Под влиянием психоанализа крупный педагог А.С.Нейлл предложил новый тип образования – «антиавторитарный». Он считал, что агрессивность ребенка возникает внутри личности и готова проявиться как ненависть против жизни, как сексуальное отталкивание, как стремление к драке. По мнению Нейлла, проблема появляется тогда, когда взрослые начинают обучать детей, передавая им все отрицательное, что есть у них. Для Нейлла влияние среды всегда отрицательно, и он пришел к выводу, что если в этом мире никак нельзя уничтожить влияние среды, то можно это влияние ограничить, т.к. «свобода излечивает большинство нервных расстройств у детей».

Наши рекомендации