Психологическая характеристика волевого самоконтроля

Аристотель ввёл понятие воли как объяснительное, дабы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта, от поступков, вызванных его желаниями, и не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а сила, вызывающая действие согласно разуму. Она - сила зарождается в разумной части души посредством соединения разумного решения с желанием, придающим решению побудительную силу, и само желание обуславливается побудительной силой стремления, а волю Аристотель сводил к управлению, а именно:

а) посредством разума побудительной силой желания человека;

б) либо путём придания исходному желанию дополнительного побуждения к предмету;

в) посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.

Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель считал произвольными. Он считал, что воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление, а способность человека владеть собой приписывал действию волевого начала, но любое волевое движение по Аристотелю имеет природные основания.

Рене Декарт [30] считал, что задача воли - борьба со страстями, которые возникают под влиянием вещей.

Воля может тормозить движения, вызываемые страстью.

Он считал что:

· разум-орудие воли;

· воля помогает следовать определённым правилам, вытекающим из понятий о добре и зле;

· воля связана с нравственностью.

Так А.Н. Леонтьев [30] рассматривал развитие произвольного поведения в связи с развитием и дифференциацией мотивационной сферы.

· Воля как долженствование

Этот подход к пониманию воли присущ грузинским психологам. Они рассматривали её как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью. По мнению Д.Н. Узнадзе [30], механизмы воли таковы, что источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а установка на действие (намерение).

Ш.Н. Чхарташвили: «Воля призвана служить побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего внешним общественным требованиям, которые приняты субъектом (я должен).

· Воля как особая форма психической регуляции

Одним из первых исследователей обративших внимание на волю как особую форму психической регуляции поведения был М.Я. Басов [30]. Он говорил: «Воля - психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции…»

Власть личности над своими душевными состояниями отмечал он только при наличии в составе её душевного единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. Имя его - воля»

Регулирующую роль воли отмечают также А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, Н.П. Ранохин М. Брицихин [23] и др.

· .Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.

К.Н. Корнилов [30]: «О воле человека судят, прежде всего, по тому, насколько он способен справляться с трудностями».

По Б.Н. Смирнову [23] воля в единстве с разумом и чувствами регулирует поведение и деятельность в затруднённых условиях.

По А. Рудику [30] - способность действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

П.В. Симонов [23] рассматривал волю как потребность преодоления препятствий (рефлекс свободы).

И.П. Павлов [30]: «Рефлекс свободы - это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит адекватным стимулом».

· Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.

Е.Д. Хомская [30] пишет: Под произвольностью высших психических функций понимается возможность сознательного управления психическими функциями, а Б.В. Зейгарник [30] с соавторами упоминают о «развитии саморегуляции как осознанного управления своим поведением».

Понимание воли можно встретить и у В. Калина [30]: «Воля - это система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление…».

У В.И. Селиванова [30] находим: «Основная особенность волевой регуляции заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий».

· Воля как самоуправление

Воля (или произвольность) - это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения (пресловутая» свобода воли), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. В лингвистике прибавление местоименного прилагательного само к тому или иному слову имеет вполне определённое словообразовательное значение, смысл которого заключается в обозначении направленности действия на того, кто его производит. Отсюда главной сущностью воли является самость. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного. И именно её имел в виду Аристотель, когда говорил о произвольной регуляции.

Самоконтроль включён во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную, военную и др.

Я.И. Цурковский первым приступил к изучению самоконтроля в области спорта. Именно ему принадлежит создание теории контрольных психических процессов.

Он ввёл 4 фазы:

· исходную толчковую;

· начальную созидательную;

· центральную отменяющую;

· завершающую преобразующую

Первая фаза есть фаза запуска самоконтроля.

Вторая фаза заключается в сопоставлении отражаемого и преобразуемого с практикой.

Третья фаза - фаза утверждения в контролируемых сопоставлениях либо несоответствия отражаемого и преобразуемого на практике, либо отсутствия неадекватности между ними.

На четвёртой фазе осуществляется преобразующая коррекция, т.е. исправление «забракованных отражений и преобразований как неадекватных практике» [30].

В процессе опознания в качестве контролируемой переменной будет перцептивный образ стимула, а роль эталона будет выполнять извлекаемый из памяти образ уже ранее воспринятого стимула «меру схожести, с которым и будет помогать и устанавливать контроль». Если же рассматривать самоконтроль в сфере поведения, то там, в роли контролируемой переменной может выполнить намерение в совершении поступка, а эталоном выступит образец поведения принятый в обществе.

Но в первом и другом случае функция самоконтроля выражается в установлении степени совпадения сличаемых компонентов.

Самоконтроль включён во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную, военную и др.

Существуют следующие виды классификаций самоконтроля:

временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля.

Во временной принцип входят: предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий виды самоконтроля.

В соответствии с пространственным принципом контролируемая составляющая и сам эталон поступает в операцию сличения по каналам разной модальности.

В связи с этим различают: зрительный, слуховой, тактильный и др. виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы обратной связи, по которым поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в поведенческой практике человека.

В соответствии со структурным принципом присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля подчиняется иерархическому принципу организации и т.д. и т.п.

Самоконтроль в экстремальных условиях

Большое значение для эффективного решения поставленных задач перед спецконтингентом имеет очень важная черта характера человека, помогающая ему управлять самим собой, собственным поведением, сохранять способность к выполнению действий в затрудненных условиях, такая черта как самообладание.

Если эта черта у человека сильно развита, то он может при любых, даже чрезвычайных обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не допустить деструктивного поведения в ситуации, требующей самоорганизованности и самообладания. Основное содержание этого свойства составляет работа двух психологических механизмов: самоконтроля и коррекции (воздействия).

С помощью самоконтроля субъект следит за своим эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с обычным фоновым состоянием) в характере его протекания. С этой целью он задает себе контрольные вопросы типа: не выгляжу ли я сейчас взволнованным; не слишком ли я жестикулирую; не говорю ли я излишне тихо, или наоборот, громко, слишком быстро, сбивчиво и т.п. Если самоконтроль фиксирует факт рассогласования, то этот результат является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло.

Наши рекомендации