Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения научить человечество обращаться с этим сокровищем. Н. К. Рерих
Как и любая другая наука, общая психология имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектомявляются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом— специфика формирования, развития и проявления этих феноменов.
Задачиобщей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология — фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимаются. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутренний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отношение ко всему происходящему вокруг них.
Кроме того, общая психология закладывает основы для изучения человека как существа действующего, творящего, преобразующего окружающую действительность с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершающего конкретные действия и поступки.
Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.
Н. Г. Чернышевский
Глава ПЕРВАЯ
1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Общая психология— отрасль психологической науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.
Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурного развития.
Психика— это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Психика многообразна в своих формах и проявленнях. Психика человека — это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. с. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Сознаниечеловека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.
Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.
Бессознательное— это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.
Личность— это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Деятельность—это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Поведение— внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.
Основной задачейпсихологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.
1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.
3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).
Глава первая
1.2. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие общественные наукипредоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества И человеческих отношении.
Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.
Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, психология,изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение.
Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Глава первая
1.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Психология— одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.
Мы | еще толком не знаем даже, | почему | человек смеется | лишь че- | |
ловек, и никто другой. | |||||
п. | Севак |
Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.
Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого И свою собственную психику, влияние этого мира на нее.
При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.
Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека.
Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявить, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.
Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять.
Ф. Бич
Глава первая
1.4. МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Мир психических явлений— это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.
Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.
Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Социально-психологические явления и процессы — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.
Именуют богатством блага те, что вовне, Настоящее благо Существует во мне. Р. Тагор
Глава первая
1.5. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПСИХИКИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Психологические феномены существуют в форме:
1. Процессов:
^ индивидуальных, внутренних (психических): ощущений, восприятий, представлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, мотивации, усвоения, запоминания, забывания, обобщения, повторения, привыкания, рефлексии, самоактуализации, самовнушения, самонаблюдения, самоопределения, творчества и т. д.;
^ индивидуальных внешних (поведенческих): действий, деятельности, жестикуляции, игр, импринтинга, мимики, подражания, поступков, реакций, упражнений и т. д.;
^ групповых, внутренних (психологических): общения, межличностного восприятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, идентификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм;
^> групповых внешних (поведенческих): ькжгрутюъых отношений и взаимодействия.
2. Состояний:
^ индивидуальных, внутренних (психических): адаптации, аффектов, влечений, возбуждения, галлюцинаций, интересов, любви, меланхолии, намерений, напряжения, настроений, отчуждения, рассеянности, самоактуализации, самообладания, склонности, страсти, стремлений, стрессов, стыда, тревожности, убежденности, притязаний, привязанности, усталости, утомления, фрустрации, эйфории и т. д.;
> индивидуальных, внешних {поведенческих): готовности, интереса, поведенческой активности и т. д.;
^ групповых, внутренних (психологических): конфликтов, сплоченности, внут-ригрупповой поляризации, психологического климата и т. д.;
> групповых внешних (поведенческих): паники; страха, открытости группы, закрытости группы и т. д.
3. Качеств:
> индивидуальных, внутренних (психических): авторитарности, агрессивности, активности, акцентуации, боязливости, инертности, интровертиро-ванности, интуитивности, общительности, работоспособности, решительности, самолюбия, трудолюбия и т. д.;
> индивидуальных, внешних (поведенческих): авторитетности, человечности, внушаемости, настойчивости, обучаемости, организованности, трудолюбия, фанатизма, честолюбия, эгоизма, экстравертированности и т. д.;
> групповых, внутренних (психологических): совместимости, стиля взаимодействия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решений, эффективности совместной деятельности и т. д.;
> групповых внешних (поведенческих): организованности, соперничества и т. д.
Глава первая
1.6. СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Ощущение— это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Восприятие— это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Внимание— это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Память— это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Воображение— это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.
Мышление— это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Речь— процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Эмоции и чувства— это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.
Воля— это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовыватъ все свои силы на достижение поставленных целей.
Направленностьличности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности.
Темперамент— это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Характер— это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.
Способности— это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Кроме того, предметом общей психологии являются психические образования, т. е. все то, что связано с результатами освоения человеком окружающей действительности и совершенствования им своего внутреннего мира (знаний, навыков и умений, профессионального мастерства и т. д.), а также психические состояния, т. е. пассивность, активность, рабочий настрой, депрессии, удовлетворенность и неудовлетворенность.
Общая психология вместе с тем закладывает основы методологии осмысления феноменов других отраслей психологической науки.
Глава первая
1.7. СООТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Житейская психология— это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.
Они обладают следующими основными отличительными характеристиками:
> конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
< интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;
^ ограниченностью, т. е. недостаточными представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;
> основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;
< ограниченностью в материалах, т. е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.
Научная психология— это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.
Этим знаниям присущи свои особенности:
> обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;
> рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;
> неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;
^ основываются на эксперименте, т. е. научные психологические знания исследованы в различных условиях;
^ слабая ограниченность в материалах, означающая, что в научных психологических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливался.
Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы до сих пор сидели бы в пещерах.
А. и Б. Стругацкие
Глава первая
1.8. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
1-й этап.Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
2-й этап. В XVIIв. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
3-й этап.Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
4-й этап(современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Российская психологическая наука придерживается диалектико-матери-алистического взгляда на происхождение психики.
Глава первая
1.9. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Наблюдение— наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невклю-ченным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя вдеятельности, которую он изучает; в невключением этого не требуется.
Эксперимент— метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
Метод обобщения независимых характеристикпредполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Анализ результатов деятельности— метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос— метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Опрос бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.
Тестирование— метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивида (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования.Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме.
Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включает:
1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения;
2) определение цели и задач;
3) объяснение и анализ основных задач;
4) предварительный системный анализ объекта исследования;
5) выдвижение рабочих гипотез;
6) составление принципиального (стратегического) плана изучения;
7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.
Сбор фактических данных.Па этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.
Качественная и количественная обработка данных.Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляются описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализа.
Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем.На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендации для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И наконец, может быть составлен прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.
зо
Глава первая
111 ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ РОССИЙСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ, СТОЯВШИЕ У ИСТОКОВ
ЕЕ ЗАРОЖДЕНИЯ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Бехтерев Владимир Михайлович(1857-1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию.
Блонский Павел Петрович(1884-1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.
Корнилов Константин Николаевич(1879-1957)— известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологин воли и характера.
Ланге Николай Николаевич(1858-1921) — один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами.
Нечаев Александр Петрович(1870-1948) — один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей.
Выготский Лев Семенович(1896-1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы российской психологической науки.
Запорожец Александр Владимирович(1905-1981) — видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.
Леонтьев Алексей Николаевич(1903-1979) — выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.
Рубинштейн Сергей Леонидович(1889-1960) — выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.
Сеченов Иван Михайлович(1829-1905) — великий русский физиолог ипсихолог. Разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения.
Павлов Иван Петрович(1849-1936) — великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.
Лурия Александр Романович(1902-1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию, проблемам локализации высших психических функций.
Глава первая
1.12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Психоанализ— одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.
Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.
Бихевиоризм— направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в.; отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды.
Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S—R (при необходимости она может быть и усложнена) даст возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.
Гештальтпсихология— направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, — первичных по отношению к своим компонентам.
Восприятие как психический познавательный процесс, например у геш-тальтпеихологов, не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпеихологии.
Гуманистическая психология— одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму.
Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды.
Трансперсональная психология— новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.
2 - 969
Глава первая
1.13. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки
КОММЕНТАРИИ
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Общая психологияизучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.
Социальная психологияисследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология(или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Педагогическая психологиязанимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и пр.
Возрастная психологияизучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.
Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.