Зеленые деревья и кусты
В традиционных колодах семейства Райдер-Уэй-Смит зелень изображается довольно скупо, скорее как некий символ, недели неотъемлемая часть ландшафта. В карте Императрица она говорит о плодородии, изобилии и росте. Деревянные жезлы в масти Жезлов обычно изображаются с почками, указывающими на то, что это не простом ертвые инструменты, но источники нового роста, идей и перемен. Это же можно сказать и о дереве, с которого свисает Повешенный; его состояние – не стагнация, а пауза, которая ведет к внутреннему росту. Еще один сходный символ – вспаханное поле, которое есть в картах Смерть и Рыцарь Пентаклей. Оно символизирует состояние сна, содержащее потенциал для нового роста – семена будущих перемен, а в случае с Рыцарем – для материального вознаграждения и богатства.
Времена года
В некоторых колодах масти ассоциируются с временами года. Возможно, это лучше всего проиллюстрировано на примере колоды Путь предков (Ancestral Path). В этой колоде каждой масти соответствует свое время года и одна из великих исторических цивилизаций прошлого. Цивилизации подобраны с учетом западного, восточного, северного и южного направления. Заметим, что соответствия мастей временам года и сторонам света совсем не такие, как в системе Золотой Зари.
*
Числа
Числа в Таро отображаются и используются по-разному. Мы решили сосредоточить внимание в основном на старших арканах, поскольку с числовыми соответствиями Младших проблем, как правило, не возникает, а их нумерологические значения уже обсуждались в приложении 2. В Младших арканах числа представлены символами мастей, которые являются частью изображения (иногда к ним добавляются дополнительные символы, как, например, знак бесконечности на Двойке Пентаклей). В противоположность им, в Старших арканах числа символизируют различные эзотерические понятия и присутствуют в изображении не так явно. В этой части приложения мы будем обсуждать версию Универсальный Уэйт колоды Райдер-Уэйт-Смит. Многие из символов, о которых мы будем говорить, носят религиозный или метафизический характер, но мы описываем их вне какой бы то ни было связи с конкретными системами верований.
Ноль
Число ноль ассоциируется только с Шутом. В ранних колодах Таро старшие арканы вообще не имели номеров. Это были просто двадцать две непронумерованные карты, из которых двадцать одна считалась козырями, а Шут стоял отдельно, как бы не принадлежа к ним, и вследствие этого не находился ни в начале, ни в конце списка, ни где-нибудь посередине. В игре в тарок у него были свои особые правила счета. Тем не менее, среди тарологов до сих пор ведутся споры, стоит ли считать Шута первым или последним в ряду Старших арканов, причем, возможно оба мнения следует считать правильными. В качестве нулевого аркана Шут представляет прямую инкарнацию вселенского Ничто, ибо самосознание появляется только у первого аркана, Мага. Циклический аспект нуля присутствует также и в двух других картах – в Колесе Фортуны (десятый аркан) и в мире (двадцать первый аркан). Эти три карты представляют начало, середину и конец последовательности старших арканов и, соответственно, путешествия Шута. Они формируют нескончаемый цикл, круг или спираль, в которой и разворачивается танец воплощения. Циклическая природа этих карт говорит о том, что Старшие арканы следует рассматривать не как линейную последовательность, а как повторяющийся цикл или спираль.
Один
Рассматривая цикл Шута-Колеса Фортуны-Мира мы обнаруживаем, что есть три карты, чьи номера можно сократить до единицы – это сам Маг, а также колесо Фортуны и солнце. Колесо Фортуны, как мы уже говорили, это ось или поворотная точка всего цикла старших арканов. Маг и солнце – это две карты, наиболее точно представляющие разум и сознание. Маг есть первый проблеск сознания, а солнце – окончательная его интеграция со всеми остальными аспектами «я». Это говорит о том, что первая и вторая половина Старших арканов как бы отражают друг друга – разумная и духовная или темная части Я должны стать единым целым.
Два
Говоря о цветах и природных ландшафтах, мы уже упоминали о том, как в Старших арканах проявляется идея двойственности. Это многочисленные сочетания мужского/женского, инь/ян, позитивного/негативного, пассивного/активного, солнца/луны, сознательного/бессознательного и т.д., представленные в виде комбинаций черного/белого и красного/белого цветов, двойных гор или башен, овальных символов инь/ян, роз и лилий. Кроме того, есть карту вроде Любовников или Дьявола, где особую роль в композиции изображения играют фигурки двух людей – в первом случае за ними наблюдает ангел, а во втором – Дьявол. Есть также карты типа Умеренности и Звезды, на которых вода переливается из одного сосуда в другой, а центральная фигура стоит одной ногой на земле, а другой в воде. Два ключа в руках у Иерофанта – это ключи от земли и неба. Как вверху, так и внизу. Идея двойственности является неотъемлемой частью концепции Старших арканов и подчеркивает тот факт, что у каждой карты есть темная и светлая сторона.
Три
Тройка – главное мистической число западной традиции; оно используется для отображения целого корпуса схожих понятий, таких как разум-тело-дух, отец-сын-святой дух, алхимические принципы расширения-объединения-сжатия, рождение-жизнь-смерть, а также Дева-Мать-Старуха. В концепции Древа Жизни над материальным миром располагаются три царства, которые нужно пройти ищущему, чтобы достичь Источника. Их символизируют три первичных стихии – воздух, огонь и вода, а также три основных цвета – желтый, красный и синий. Этому также соответствуют три «материнских» буквы древнееврейского алфавита. Эти три высших царства или сферы представлены на карте Иерофант тремя поперечными перекладинами на его жезле власти, тремя ярусами тиары и тремя точками на самом верхнем из них. Некоторые авторы считают, что старшие арканы первоначально были объединены в группы по три, причем третью позицию в каждой из них занимала одна из семи канонических добродетелей (игра в тарок предназначалась для трех игроков – если убрать Шута, то останется двадцать один козырь, что прекрасно делится на три). И, наконец, на карте Суд воскресающие люди представляют собой семьи, состоящие из отца, матери и ребенка.
Четыре
Четверка – еще одна центральная концепция в нумерологии. Существуют четыре стихии, четыре масти, четыре буквы мистического слова таро или рота. Все это наглядно отображено в картах Колесо Фортуны и мир, особенно колесо Фортуны. Уэйт сделал это главной концепцией придуманной им колоды Таро и, продублировав четверку, пришел к Колесу с восемью спицами. Имя Бога в древнееврейском языке состоит из трех букв, одна из которых повторяется дважды, так что получается четыре; они изображены на ободе колеса, перемежаясь мистическими буквами слова ТАРО. Четыре крылатые фигуры вокруг Колеса представляют четыре фиксированных знака зодиака – Тельца (бык), Льва (лев), Скорпиона (орел) и Водолея (человек). Каждая из них изображается с крыльями и открытой книгой, что отражает концепцию знания как пути к божественному. Эти же символы в несколько измененной форме присутствуют и по углам Мира, концептуально объединяя эти две карты. Четыре колонны, поддерживающие сень над Колесницей также суть отражение интеграции четырех стихий в дополнение к символу инь/ян и другим объединяющим символам этой карты.
Пять
Пять – число пентаграммы и число пятого элемента – духа. Можно считать, что в колоде Таро присутствуют пять мастей: четыре масти представляют четыре стихии, а в Пятую включены Старшие арканы. Сама пентаграмма явным образом фигурирует только на карте Дьявол, причем в перевернутом виде, ибо она представляет противоположность духовной интеграции. Белая роза о пяти лепестках на карте Смерть служит алхимическим символом Ордена Розенкрейцеров и идентична пентаграмме, направленной вершиной вверх и символизирующей триумф духа над низшими материями, очищение человеческих желаний и устремление к Богу. На одном из трех ярусов тиары Иерофанта изображены пять точек, говорящие о том, что в его руках находятся ключи к этому знанию.
Шесть
Шестерка редко появляется в Старших арканах и более явно представлена в шестилучевой Звезде Давида, которая находится внутри лампы Отшельника и источает свет. Шестилучевая звезда есть древний символ равновесия между направленными внутрь и наружу потоками энергии, мужским и женским принципами, огнем и водой (которые представлены треугольниками с вершинами, направленными вверх и вниз) и другими полярными противоположностями. Отшельник достигает прсветления через совершенное равновесие этих энергий – вспомните наш список ключевых слов для Шестерок – и это активное, текучее, а вовсе не статичное равновесие. Этот символ представляет сердечную чакру и шестую сефиру каббалистического Древа Жизни – Тиферет, высшую точку, которой человек способен достичь в смертном теле. Путь от нее к другим сефирот образует шестиконечную звезду, и это единственная из доступных нам сефирот, имеющая прямой выход на Источник всего сущего. Все это понятия, вполне достойные Отшельника, который взыскует подлинного просветления, тем более, что его карта – последняя в первой половине Сатрших арканов перед поворотом Колеса, ведущим в иной мир. Также шестилучевая звезда присутствует в декоре короны Императрицы.
Семь
На третьем ярусе тиары Иерофанта семь точек, что означает семь печатей Книги Откровения. Семью печатями запечатана Книга Господа, которая была вручена Иисусу, и который начал ее открывать. Со сломом каждой печати людям открывается что-то новое о Боге (отсюда и Откровение). Когда будет сломана седьмая печать, придет Страшный Суд. У семерки есть и другие значения – самые священные числа, три и четыре, в сумме дают семь, которое считается числом тайны и магии. В то время, когда открыли Таро, было известно семь планет (включая Солнце и Луну). В неделе – семь дней (названных по именам главных божеств римского пантеона); существует семь чудес света, семь добродетелей и семь смертных грехов; Господь создал мир за семь дней и за семь же дней царь Соломон построил свой Храм; людям известно семь наук и свободных искусств, отсюда использование символизма семерки в масонской традиции. Интересно, что в Таро это число фигурирует довольно мало, хотя Уэйт был адептом франкмасонства.
Восемь
Число восемь, как уже упоминалось выше, получается путем удвоения четырех в карте Колесо Фортуны и представляет собой важный повторяющийся символ в колоде Райдер-Уэйт-Смит. Колесо с восемью спицами часто появляется в колодах этого семейства, а сам Уэйт даже носил подвеску в виде такого колеса, которая служила ему напоминанием о Таро и о всем корпусе понятий, символизируемых колесом Фортуны. Первоначально оно появляется как элемент декора туники Шута, хотя из-за плохой графики во многих репродукциях колоды этого невозможно различить. Этот мотив появляется и в других картах, чаще всего в виде восьмиконечной звезды (в отличие от пятиконечной, шестиконечной и семиконечной звезд которые были более распространенными символами и тогда, и теперь) в картах Звезда и колесница. В первом случае в композиции присутствуют даже восемь восьмиконечных звезд.
Теперь мы пропускаем несколько чисел, которые никак не отражены в Таро.
Двенадцать
Число двенадцать появляется в Таро весьма часто и почти всегда ассоциируетс с двенадцатью знаками зодиака. Уэйт использовал двенадцать гораздо реже, чем другие авторы колод, у которых даже колесо Фортуны иногда имело двенадцать спиц. Если повнимательнее рассмотреть пояс возничего колесницы, то можно различить, что он состоит из астрологических символов, причем по всей его длине их явно двенадцать (и это еще один пример того, что Колесница символизирует мастерство и контроль во всех возможных сферах). В карте Любовники за спиной мужчины находится Древо Жизни с двенадцатью огненными языками. В колоде Уэйта на короне Императрицы красуется двенадцать звезд, что говорит о ее власти над двенадцатью месяцами года в ипостаси Матери-Природы.
Двадцать два
В древнееврейском алфавите двадцать две буквы, каждая из которых представляет также и число. На этом была построена целая мистическая система, основанная на параллелях с двадцатью двумя картами старших арканов и двадцатью двумя путями между сефирот каббалистического Древа Жизни. Никто не знает, можно ли считать, что Старшие арканы специально были созданы в таком количестве, чтобы соответствовать этому мистическому числу. Некоторые исследователи говорят, что арканов на самом деле двадцать один, плюс Шут. Тем не менее в ордене Золотой Зари считали, что связь между силом арканов и числом священных букв действительно существует. На долгие годы это стало предметом оживленных дискуссий среди тарологов.
В некоторых колодах (таких, например, как Спиральное Таро)на карты нанесены еврейские буквы, которые, как считается, соответствуют Старшим арканам; другие использует числовую систему еврейского алфавита, которая может значительно отличаться от привычных нам номеров Старших арканов. Число двадцать два в нумерологии известно как одно из «главных», наряду с одиннадцатью и тридцатью тремя. В числе символических значений этого числа – алхимия и вселенская трансформация, две концепции, которые всегда были тесно связаны с последовательностью Старших арканов.
Бесконечность
Положенная на бок восьмерка появляется на нескольких картах Таро и означает бесконечность и бесконечно повторяющиеся циклы. Этот символ находится над головой Мага, над головой женщины на карте Сила и на Двойке Пентаклей. Мне не известно, почему именно эти два Старших аркана получили знак бесконечности; можно развернуть целую дискуссию о том, что он бы лучше соответствовал другим картам. Интересно, что во многих ранних итальянских колодах на картах встречались фигуры в мягких шляпах с широкими полями, спереди загнутыми вверх, так что край полей образовывал как раз эту лежачую восьмерку или символ бесконечности. Никто на самом деле не знает, была ли шляпа создана по образцу символа, или символ вошел в обиход из-за шляпы, и была ли между ними вообще какая-то связь.
*