Задание 23. Исследование самооценки личности

(методом ранговой корреляции)

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей. Она относится к базовым качествам личности. Самооценка во многом определяет взаимоотношения с окружающими и связана с одной из основных потребностей человека – потребностью в самоутверждении.

Самооценка может быть адекватной (человек объективно оценивает себя) либо неадекватной (завышенной или заниженной).

Цель исследования: определить уровень самооценки.

Инструкция: «Прочитайте внимательно набор из 20 качеств, характеризующие человека (см. бланк).

Проранжируйте эти качества, оценив каждое в баллах от 20 до 1. В колонке «Я – идеальное» оценку 20 поставьте слева от того качества, которое вы более всего цените в людях. Оценку 1 в этой же колонке – тому качеству, которое является самым нежелательным с вашей точки зрения. Все остальные оценки от 19 до 2 расположите в порядке убывания значимости качеств. Ни одна оценка не должна повторяться дважды.

В колонке «Я – реальное» (справа от качеств) оценку 20 поставьте тому качеству, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток). Оценку 19 – тому качеству, которое развито у вас чуть меньше. Тогда оценкой 1 у вас будет обозначено качество, присущее вам меньше, чем все остальные или отсутствующее».

Таблица 14

Бланк

«Я – идеальное» Качество личности «Я –реальное» d d2
  Вспыльчивость      
  Настойчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Заботливость      
  Пассивность      
  Искренность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      
  Решительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Аккуратность      
  Инициативность      
  Застенчивость      
  Смелость      

Обработка результатов

1. Подсчитываем по формуле разность рангов (оценок)

Задание 23. Исследование самооценки личности - student2.ru ,

где Ri1– номер i–го качества в первом столбце («Я – идеальное»),

Ri2– номер i–го качества во втором столбце («Я – реальное»).

Вычисляем коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена

Задание 23. Исследование самооценки личности - student2.ru ,

где n – число предложенных качеств личности (n = 20);

d – разность номеров рангов.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет вид

Задание 23. Исследование самооценки личности - student2.ru .

Полученный коэффициент ранговой корреляции сравниваем со шкалой

Таблица 15

Шкала

Уровни само–оценки Неадек–ватно низкий Низкий Ниже сред–него Сред–ний Выше средне–го Высо–кий Неадек–ватно высокий
Шкаль–ные оценки   (–1)– 0   0 – 0,2   0,21 – 0,30   0,31 – 0,50   0,51 – 0,65   0,66 – 0,89   0,90 – 1,0

Анализ результатов

При адекватной самооценке человек достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели.

При неадекватно завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности, ценности, возможностей. Восприятие реальной действительности часто искажается.

При неадекватно заниженной самооценке у человека появляется неуверенность в себе, в своих возможностях, робость, излишняя критичность. Сложившаяся самооценка может влиять на уровень притязаний личности.

Наши рекомендации