Психосоматические симптомы
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ АНОРЕКСИЯ
Находясь под влиянием возрастающей ответственности или сексуальных желаний, женщины могут начать ограничивать свое питание, считая, что тем самым приобретают самоконтроль и над другими своими побуждениями. Доводя себя до истощения, они продолжают считать, что нуждаются в диете - по отношению к реальности их самооценка запаздывает. Для этих людей упитанность означает отсутствие воли, и они отказываются от приема пищи ради того, чтобы почувствовать себя сильными.
БУЛИМИЯ
Находясь под стрессом, большинство женщин склонны не к ограничениям, а, наоборот, к неразборчивости и бесконтрольности в потреблении пищи. Психологически такое питание играет роль вознаграждения за мифические лишения, служит средством обретения силы и уверенности, может быть заменой сексуальных удовольствий или безопасным выходом раздражения. Люди, склонные реагировать на стресс таким образом, постоянно что-то жуют, стараясь хоть как-нибудь подсластить свою жизнь, возместить недостающее.
АЛКОГОЛИЗМ
Хотя злоупотребление спиртными напитками не является для женщин характерным симптомом стресса, это все же одна из возможных реакций на стрессовую ситуацию. Алкоголь действует одновременно и как успокаивающее, и как растормаживающее средство. Обе эти функции могут временно смягчить восприятие стресса. С одной стороны, спиртное замедляет мышечные реакции и вызывает ощущение расслабленности; с другой стороны, - воздействует на мозговой центр и отражается на эмоциональном поведении, разрешая опьяненному человеку вести себя импульсивно, с меньшим чувством ответственности.
КУРЕНИЕ
Многие курильщицы видят в сигарете “лучшую подругу женщины”, дающую возможность посмаковать или снять напряжение.
Не забывайте, что проявления стресса во многом зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного человека.
Уровень стресса, при котором проявляется симптом, для каждой женщины может быть разным.
Один и тот же стресс может различно воздействовать на разных женщин.
Порог реакции на стресс зависит от психологического и эмоционального состояния женщины во время, предшествовавшее стрессу.
Продолжительность проявления симптомов меняется от женщины к женщине и зависит от ее готовности бороться или капитулировать.
ЧТО ПРОВОЦИРУЕТ СТРЕСС?
Люди испытывают стресс и от ситуаций, которые объективно не могут быть признаны стрессовыми; общество привыкло к ним и считает стандартными. Тем не менее, зачастую именно они являются факторами, способствующими возникновению и развитию женских стрессов.
ТРЕВОГИ
Общество до сих пор требует от женщин: «Контролируйте себя! Не прибегайте к слезам на работе - это бесчестное манипулирование своей слабостью. Не ругайтесь с мужчинами - это неприлично. Не кричите - от этого могут произойти физиологические сбои. Не хвалите себя - вы не на конкурсе».
Женщин с малых лет приучают обходиться без агрессии, упрямства, настойчивости. Можно представить, каково им приходится, когда возникает тревожная для них ситуация, а им необходимо контролировать свои естественные импульсы. Самоконтроль, подавление сильных желаний требуют расхода огромного количества энергии и часто способствуют крушению надежд, появлению депрессии и стрессового синдрома.
СТРАХ НЕУДАЧИ
Страх неудачи может быть страхом оказаться предметом насмешек окружающих. А боязнь успеха может быть страхом показаться “слишком сильной” и “слишком энергичной”, неженственной. У женщин нередко чувство страха перед неудачей и сознание необходимости настойчивости в достижении цели присутствуют одновременно. Противоречивость этих чувств еще более усугубляет стрессовый синдром. Понимание необходимости упорства помогает женщинам двигаться в направлении выбранной цели. Страх неудачи, напротив, отдаляет женщин от их целей. К тому же, неудача в таких случаях означает не просто разочарование, а позор. В стремлении его избежать человек придумывает всевозможные защитные стратегии. Например, женщина может планировать на одно и то же время слишком много дел или не начинать выполнение задания до последней минуты. Боязнь провала заставляет постоянно оправдываться и обороняться, а то и другое истощает силы, так необходимые для достижении цели!
2. Методы и приемы регуляции эмоционального состояния
2.1 Психокатализ телесных ощущений
После непродолжительного разговора человеку предлагается обратиться к своим внутрителесным ощущениям и определить их конфигурацию: где происходит скопление ощущений тепла, тяжести, где, напротив, ощущается недостаток наполнения.
Когда локус переживания выявлен, ведется разговор об оценке этого образования, субъективно ощущаемого внутри тела. Выяснение характеристик того, что мешает, может идти в двух ключах: вопросы так называемого второго уровня требуют от организма больше энергии для осуществления реакции, ибо предполагаемый ответ — неопределенный, творческий. “Где страх?” — “В животе”. — “Что там по ощущению?” — “Медуза”.
Вопросы “первого уровня” менее энергоемки, однако и ответы на них более предсказуемы. Не зря их именуют наводящими вопросами. “Где ощущаете страх: в голове — в груди — в животе — еще где-либо? Это что-то большое — маленькое, светлое — темное, тяжелое — легкое, плотное — мягкое, еще какое-либо?” Можно спрашивать еще подробнее, доводя вопросы до “нулевого” уровня. “Весит сто граммов, двести, триста, пятьсот, килограмм — больше, меньше? Это по ощущению газ, жидкость, масса, камень, дерево, металл, еще что-либо? Это предмет, растение, животное, еще что-либо?” Серия может быть продолжена.
Однако переходить за “ноль”, т.е. утверждать что-либо, навязывать свои интуиции, крайне нежелательно. К сожалению, в жизни этот принцип весьма часто нарушается. (И, разумеется, всегда из самых благих побуждений!)
В случае если ощущение негативно влияет на состояние и строй жизни человека, психолог предлагает ему принять решение относительно этого образования. Правильным исходом этой части работы считается успокоение пациента, сопровождающееся наблюдением за процессом рассасывания, “усушения” исходного образования.
По завершении этого процесса диагностическая фаза повторяется. Ключевой вопрос этой фазы: “Что осталось на месте бывшего образования?” Определяется, как правило, нечто мизерное по размеру, объему, весу, нечто вроде точки или пятнышка. “Нужно ли оно для чего-то?” — уточняется еще раз. И если не нужно, человек наблюдает очищение организма от остатка переживания, портившего его состояние. Это происходит путем рассасывания, испарения, размывания и т.д. В ряде случаев “точка” просто “улетает”.
Итогом данной части работы становится восстановление равновесия ощущений в теле. Именно на основе этого состояния формируется программа действий на будущее, вырабатывается новый стиль поведения в проблемной ситуации, встреча с которой вызывала сбой в состоянии человека.
Серия подобных “прочисток” сознания приводит к новому уровню свободы в распоряжении своими психическими силами, к изменениям в образе жизни обратившегося человека.
Геометрический рисунок человека
Инструкция звучит следующим образом: “Нарисуйте символическую фигурку человека из квадратиков, кружков и треугольников, число элементов в фигурке —10. Если у человека возникают дополнительные вопросы, можно пояснить, что общее число элементов, из которых состоит фигурка, —10, но их количественное соотношение — произвольное. Желательно рисовать без особого раздумья. Вытягивать, менять размер квадратиков, кружков, треугольников можно. Выполняется рисунок на четверти стандартного писчего листа.
Можно предложить раскрасить фигуру и практически всегда — обозначить возраст персонажа.
При интерпретации важно учитывать возраст персонажа. Работа с рисунком становится актуальной только после того, как очевидные «перекосы» в состоянии человека отработаны. Психотерапевтическое общение переходит в новую фазу — фазу отработки «загрязняющих» сознание образований в систематическом режиме. Когда видно, что человек в общем спокоен, благополучен, экстренной темы для работы на сегодня у него нет, тогда он получает задание нарисовать символическую фигурку человека из квадратиков, кружков и треугольников.
После того, как рисунок исполнен, и возраст персонажа обозначен, внимание переводится на ощущения в теле, связанные либо просто с этим рисунком, либо (что чаще) с возрастом, обозначенным около рисунка. “Где ощущения, связанные с возрастом N лет? На уровне головы, груди, живота, еще где-либо?” Как правило, обнаруживаются ощущения на уровне одной из перечисленных зон и оказывается, что они связаны с каким-либо переживанием, чаще неприятным, иногда приятным, но всегда значимым.
Заужения (треугольники) показывают места ощущаемого опустошения, расширения (шары не на своих местах, например, шар на месте туловища) — места чрезмерного наполнения.После успешного сеанса меняется и рисунок.
Зона тела, концентрирующая ощущения в данный момент, предстает в рисунке “помеченной” расширением (круг) или дополнительным элементом, “обесточенная” — заужением (треугольник). Изображение наглядно представляет распределение внутренних ощущений в организме. Особенно отчетливо это проступает, если предложить человеку еще и раскрасить рисунок, а затем проградуировать использованные цвета по шкале приятности-неприятности, подобно тому, как это делается в тесте Люшера. Самый “неприятный” цвет показывает самую проблемную зону, самый “приятный” — зону с положительным потенциалом. Серия рисунков, соответственно, представляет серию проблемных состояний испытуемого, пребывающих в той или иной степени активированности. Двойная выразительность — геометрическая и цветовая — особенно облегчает выявление локуса переживаний.
Рисунок, как правило, показывает возраст, соответствующий возникновению состояния, точнее, возникновению “закладки” состояния.