Тема 2. Проблема факторов в нейропсихологии
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра клинической и специальной психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Специальность 030301.65 – «Психология»
Квалификация специалиста: «Психолог. Преподаватель психологии»
Курс 5 очной формы обучения (9 семестр)
Москва
Г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
(Протокол № 1 , от 26 августа 2011 г.),
На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений
(Протокол № 1 , от 26 августа 2011 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:
Старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии В.А. Борисова
Заведующий кафедрой:
Доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган
Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Цель курса – сформировать у студентов основные представления о
формировании функциональноймозговой организации в онтогенезе, о новых подходах к изучению видов отклоняющегося развития, их структуре, степени выраженности, а также возможностях нейропсихологической диагностики и коррекции отклонений развития.
Задачи курса:
- освоение студентами знаний по курсу детская нейропсихологии;
- развитие умений применять полученные теоретические знания для квалификации отклонений развития и оказания психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитывать у студентов интерес к изучению проблем детей с отклоняющимся развитием;
воспитывать чувство эмпатии к детям с трудностями в обучении;
- освоить основные формы практического использования знаний по детской нейропсихологии.
Курс детской нейропсихологии состоит из трех разделов.
В первом разделе: «Общие вопросы детской нейропсихологии» - рассматриваются теоретические подходы к изучению механизмов работы мозга, а также роли нейропсихологических факторов в развитии психических процессов у детей.
Во втором разделе: «Нейропсихологическая диагностика детского возраста» - представлены схемы нейропсихологического обследования детей и дается характеристика нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития.
В третьем разделе. «Нейропсихологические подходы к формирующему обучению» - рассматриваются нейропсихологические подходы к оказанию помощи детям с трудностями в обучении.
Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса, всего в курсе 7 тем. В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, вопросы для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.
В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для самоподготовки, примеры тестовых заданий, список литературы.
Программа очного варианта обучения рассчитана на 60 аудиторных часа (из них лекции – 32 часа, семинары – 18 часов)
По окончании курса студент должен:
· на основе усвоенных теоретических знаний, категорий и понятий научной психологии уметь ориентироваться в основных нейропсихологических концепциях детского возраста;
· владеть методологией и методами научного нейропсихологического исследования, уметь правильно поставить исследовательскую задачу;
· уметь применять на практике полученные знания об основных закономерностях формировании функциональноймозговой организации в онтогенезе.
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ.
Тема 1. Теоретические подходы к изучению механизмов работы мозга.
Предмет, задачи и области применения нейропсихологии. Направления нейропсихологии. Детская нейропсихология как наука о формировании функциональной мозговой организации вонтогенезе.
История изучения проблемы локализации психических функций. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия. Современные представления о принципах строения мозга. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А.Р. Лурия).
Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
Три блока концептуального аппарата нейропсихологии детского возраста по Л.С. Цветковой: социально-биологический, нейропсихологический, психологический. Морфогенез мозга.
Трехмерная модель формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Психофизиологические аспекты онтогенетического развития. Три основные уровня организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.
Тема 2. Проблема факторов в нейропсихологии.
Основные положения синдромного анализа нарушений высших психических функций. Уровни анализа нейропсихологических факторов по А.Р. Лурия: морфологический, физиологический, психологический.
Типы нейропсихологических факторов по Е.Д.Хомской.
Нейропсихологические факторы и их роль в развитии психической деятельности ребенка.
РАЗДЕЛ 2.НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА