Движения глаз: бессознательная коммуникативная система?

Все новые и новые розетки и квадраты прибавлялись к бабуш­киной скатерти. Мое сидение рядом тоже было не напрасным: я одолевала ряд за рядом, создавая свое первое творение. Мое уди­вительное ученичество растянулось на долгие дни и недели.

Исследователи давно заинтересовались движениями глаз как опре­деленной системой моделей, отражающих внутренние состояния. Состо­яние глаз (моргание, круговые движения, расширение зрачков) традици­онно служило индикатором гипнабельности и глубины транса. С началом исследований деятельности полушарий и их специализации (связанных с открытием Сперри и Богена), ученые обратили внимание на зависимость между различными моделями движения глаз и изменениями в работе мозга. Ряд ученых считают, что движения глаз указывают на различную интенсивность познавательных процессов и на главенствующую роль од­ного из полушарий. Существует также связь между типом познаватель­ной задачи (словесно-аналитической или пространственно-целостной) и преобладающей активностью одного или другого полушария.

Согласно методике НЛП, движение глаз служит как бы внешним графиком, отражающим внутреннюю познавательную деятельность органов чувств. Например, график НЛП для типичного правши чита­ется следующим образом: (1) движение глаз влево и вверх означает стимуляцию прошлых зрительных воспоминаний, (2) движение вправо и вверх указывает на построение новых или будущих образов; (3) отсутст­вие фиксации взгляда отражает погруженность в работу воображения, (4) движение глаз влево и вниз соответствует внутреннему слуховому процессу, (5) горизонтальное движение глаз влево или вправо указыва­ет на слуховое восприятие, и (6) движение вправо и вниз означает вос­приятие кинестетических (осязательных) ощущений.

       
  Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru
    Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru
 

Паттерны движения глаз






       
  Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru
    Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru
 

Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru

Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru ВЛЕВО ВНИЗ

 
  Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru

Внутренний слух

ВПРАВО ВНИЗ Кинестетика

Нам, клиницистам, эта система зависимостей интуитивно пока­залась вполне достоверной, и мы широко использовали ее в своей практике. Но мы чувствовали, что не мешает подкрепить интуицию научными данными. Мы провели компьютерный поиск соответству­ющей базы данных психологических исследований за период с 1967 года по май 1984 года включительно. Мы обнаружили 101 упомина­ние о паттернах движения глаз, но ни одной ссылки на изложенный выше график НЛП. Нами была отмечена незавершенность исследова­ний в этом направлении. Значительное число ученых не смогли уста­новить зависимость между движением глаз и мозговой деятельностью, хотя отмечали необходимость дальнейшего поиска. На эту мысль от­кликнулся Росси в одной из своих неопубликованных работ (1984):

"Не исключено, что широкомасштабные статистические исследо­вания вытеснили из поля зрения в высшей степени индивидуализиро­ванную, однако надежную зависимость между паттернами глазных дви­жений и работой мозга, которая может оказаться весьма ценной в клинических исследованиях. Если такая зависимость существует, то материал о подтверждающих ее практических случаях должен публи­коваться, чтобы с ним могли ознакомиться и использовать в своей работе другие клиницисты".

Такие случаи были в нашей практике, и мы надеемся, что их пуб­ликация, как советует Росси, принесет определенную пользу.

Движения глаз можно рассматривать как еще одну систему ми­нимальных сигналов, которые можно использовать при создании те-

рапевтической метафоры. Терапевт не только учитывает сознатель­ный чувственный опыт ребенка, настраиваясь на него с помощью со­ответствующих предикатов, но и точнее отражает его бессознательный чувственный опыт, отмечая движения глаз. Например, рассказывая о каком-то случае, ребенок в основном употребляет зрительные преди­каты, но смотрит при этом вправо и вниз (кинестетическое направле­ние). Учитывая эту информацию, терапевт вплетает в свою метафору как визуальные, так и кинестетические предикаты. Следующий слу­чай служит примером спонтанного использования глазных сигналов непосредственно во время лечебного сеанса.

Глаза Анни

Эту симпатичную темноволосую девочку привели ко мне родите­ли. Анни стала плохо заниматься в школе. Родители утверждали, что девочка была одной из первых учениц и не по годам рассудительной, "пока не попала в одну дурную компанию, где все баловались нарко­тиками; она была идеальным ребенком, пока не сошлась с ними!"

Я попросила Анни рассказать, что она сама думает по этому пово­ду. На первых же словах она повернула глаза влево и вверх.

Анни:Я как-то почувствовала, что мне скучно, хочется повеселить­ся. А потом эти ребята встретились. (Глаза повернулись в сторону те­рапевта.)

Терапевт:Анни, а как ты вспомнила об этой встрече?
А: Что? '

Т: Эти ребята у тебя в уме, как на картинке? \

А: (Пауза, глаза метнулись влево и вверх.) Вроде помню, как их увидела, когда они мне встретились.

Ответы Анни и движения ее глаз подтверждают, что у нее визу­альная бессознательная система общения и она может быть выведена на сознательный уровень с помощью вопроса. Если бы Анни не смог­ла на него ответить и не имела представления о том, как работает ее память, тогда ее визуальная система рассматривалась бы как "внесоз-нательная" чувственная система, т.е. заблокированная, находящаяся вне пределов осознанного восприятия, а стало быть, порождающая новую проблему или осложняющая существующую.

Т: Что же было дальше?

А: Ребята приняли меня хорошо, а я им сказала, что я "мамина до­чка". Тогда они сказали, что мне надо делать то же, что и они... подза­рядиться как следует и дернуть с уроков вместе с ними.

Т: Ну, а ты что решила?

А: (Глаза снова метнулись влево и вверх) Ну, меня прямо зло взяло —

курить травку. (Снова смотрит на терапевта.) А сейчас чувствую, что здорово увязла. Мне страшно. Не вижу никакого выхода.

Т: (Слегка склоняюсь к девочке и смотрю ей прямо в глаза.) Пред­ставляю, как тебе ужасно ощущать, что ты так увязла. Я хочу протя­нуть тебе руку и помочь выбраться из этой ситуации. (На мгновение замолкаю и слегка касаюсь руки Анни.) Вдвоем мы найдем выход, и ты почувствуешь себя гораздо лучше... Вот увидишь, ты снова будешь счаст­ливой, станешь похожей на себя прежнюю.

В этом диалоге раппорт устанавливается сначала на сознательном уровне с помощью кинестетических предикатов (со стороны Анни). Они удерживают сознание в данном времени и в данных обстоятельст­вах. Но с появлением визуальных предикатов сознание смещается внутрь, начинается бессознательный и интенсивный поиск: поскольку внут­ренняя зрительная система используется бессознательно, девочке не­обходимо изменить состояние своего сознания, чтобы извлечь из памя­ти образы, обозначаемые визуальными предикатами. Подбор предикатов, соответствующих ее бессознательной чувственной системе, тем самым усиливает состояние раппорта и измененного сознания (транс, погру­женность в себя). Таким образом, сознательная и бессознательная сис­темы общения получают доступ к заблокированной, "внесознательной" чувственной системе, где и следует искать пути к исцелению.

Предложения, иллюстрирующие подбор предикатов с учетом со­бственной сенсорной системы Анни, могут показаться несколько надуманными или искусственными, особенно когда их видишь на бумаге. Действительно, тщательный подбор слов в каждом индиви­дуальном случае — дело непростое и требует навыка и времени. Толь­ко практика дает умение естественно и искренне входить во внут­ренний мир ребенка.

В случае с Анни можно видеть, как система вопросов помогает получить подтверждение того, что движения глаз отражают внутрен­ний чувственный процесс. Вопросы могут быть как прямыми, так и наводящими:

Прямой:"А как ты вспомнила об этой встрече?" Наводящий:"Эти ребята у тебя в уме, как на картинке?"

Как правило, мы начинаем с прямого вопроса. Если ребенку он непонятен или он не знает, как на него ответить, мы задаем наводя­щий вопрос. Иногда он нужен только потому, что еще нет привычки к расспросам, касающимся внутреннего сенсорного опыта. Вопросы та­кого порядка кажутся необычными и не всегда понятными. И это вполне естественно, потому что терапевт пытается получить инфор­мацию о подсознательном, о сокровенном. Наводящий вопрос как бы поясняет, чего добивается терапевт.

Не напоминает ли наводящий вопрос подсказку свидетелю в судеб­ном процессе? Ведь можно предположить, что терапевт, говоря о кар­тинке (или звуке, или ощущении), как бы подталкивает ребенка к нуж­ному ответу. Как показывает наш опыт, дело обстоит совсем не так. Если сенсорная информация доступна и имеет возможность выхода, как в случае Анни, ее легко получить с помощью вопросов. Если она заблоки­рована, ребенок не сможет уловить смысл вопроса, а если и ответит, то такой ответ мало что будет значить для сбора информации терапевтом.

Приведем пример. Ребенок рассказывает о ссоре с матерью, при этом его взгляд устремляется вправо и вниз (кинестетическое положе­ние). В этот момент терапевт спрашивает: "Что ты сейчас чувству­ешь?" Ребенок непонимающе смотрит на терапевта и отвечает: "Ниче­го". Врач может даже попросить ребенка смотреть в том же направлении и продолжать рассказ о ссоре. Ребенок говорит еще несколько минут и затем терапевт спрашивает: "Ты что-нибудь чувствуешь, когда рас­сказываешь об этой ссоре?"

"Нет", — отвечает ребенок {глаза в кинестетическом положении).

"А на что направленно твое внимание?" — спрашивает терапевт. "Ковер загнулся" {видит боковым зрением).

Такой буквальный ответ определяется заблокированностью сен­сорной системы. Если доступ к ней открыт, своим ответом ребенок отражает какую-то из сторон своего внутреннего сенсорного опыта: "у меня в животе словно узел завязался", или "у мамы лицо стало крас­ное и злое", или "она так ужасно кричала". Если с помощью вопросов можно получить подобную информацию, ее можно считать достовер­ной. Если вопросы не дают результата, то налицо "внесознательная" сенсорная система, которая является частью основной проблемы, о чем мы расскажем в следующем разделе.

Следует отметить, что движения глаз не всегда так фиксированы и очевидны, как в приведенном выше примере. В клинической прак­тике не так уж часто встречаются случаи, когда ребенок смотрит то на терапевта, то в определенном фиксированном направлении. Как пра­вило, детские глаза весьма подвижны. Но наметанный глаз сумеет выделить устойчивые паттерны глазных движений, воспроизводящие бессознательные сенсорные стратегии, с помощью которых ребенок обрабатывает поступающую извне информацию. Приемы эти видоиз­меняются в зависимости от уверенности или слабости ребенка. На­пример, в областях, где ребенок чувствует себя неуверенно, он может отдавать предпочтение кинестетической системе, а там, где ему хоро­шо, на передний план выступает зрительная система.

Мы ограничиваемся здесь обсуждением какой-то одной модели как отражающей определенную бессознательную систему общения из соображений простоты и наглядности. У некоторых детей таких сис-

\







тем может быть две, т.е. характер движения глаз указывает, например, на то, что они обрабатывают получаемые извне впечатления как визу­ально, так и кинестетически.

. "Внесознательная" сенсорная система: ; новая перспектива в теории?

Мы занимались вязанием ежедневно. Бабушка показывала мне какой-нибудь новый узор и отправляла домой практико­ваться. На следующий день я приносила на ее суд плоды трудов предыдущего дня. С каждой новой деталью все больше прорисо­вывалась изысканная красота всей скатерти. Я училась.

Прежде чем перейти к теоретическим рассуждениям, давайте по-житейски задумаемся. Кто из нас, наших друзей или клиентов не давал себе зарок бросить курить или сбросить лишний вес? И все доводы за и против мы знаем чуть ли не наизусть, но всегда что-то мешает осущес­твить решение. Привычка крепко засела в нас и сколько бы мы, психо­терапевты, ни старались, ни нам, ни нашим клиентам не удается до­стичь устойчивых успехов в этой области работы над собой. В этом разделе мы осмеливаемся предположить, что нашему положительному желанию перемены мешает "внесознательная" сенсорная система. До­клад на эту тему был сделан нами на ежегодном научном собрании Американского общества клинического гипноза в Далласе, штат Техас, в 1983 году. Ниже мы цитируем наши выступления, предварявшие до­клад, поскольку они подводят нас к абстрактным и теоретическим по­нятиям через непосредственные и личные впечатления.

Джонс Миллз:"Хочу привести пример из личного опыта. Рань­ше я боялась летать самолетом, не помогали и многочасовые сеансы гипнотерапии. Наконец, мне довелось познакомиться с доктором Сти­веном Геллером, от которого я впервые узнала о понятии "внесозна­тельная сенсорная система". Все мы в разной степени и на различ­ных уровнях сознания пользуемся основными каналами чувственного восприятия (визуальным, аудиальным и кинестетическим). У меня доминирует визуальная система, но также и кинестетическая, об этом свидетельствует хотя бы мой страх перед полетами. А что же делает во время паники аудиальная система?

Выяснилось, что я совершенно неосознано постоянно веду с со­бой внутренний диалог о разных жутких катастрофах, которыми может закончиться полет, а моя внесознательная аудиальная система исправ­но поддерживает этот диалог. В ответ воображение послушно создает кошмарные картины (визуальная система), а те, в свою очередь, вызы­вают ощущения страха и тревоги (кинестетика). Тревожное состояние порождает еще более устрашающие диалоги и т.д. Порочный круг за-

мкнулся. Необходимо было найти способ прервать негативную утили­зацию моего внутреннего слухового процесса. Использовав гипноз и метафору, Ричард смог справиться с моей фобией".

Ричард Кроули:"Проблема заключалась в том, что все прежние попытки лечения сводились к перестройке визуального и кинестети­ческого восприятия (т.е. клиентке следовало увидеть, как ей хорошо в самолете), в то время как аудиальной системе не уделялось никакого внимания. Поэтому все старания представить себя спокойной и рас­слабленной на борту самолета сводились на нет все теми же устраша­ющими картинами, порожденными внесознательным диалогом. Надо было установить, какие слуховые ощущения доставляют удовольствие Джойс и связать их каким-то образом с ее состоянием во время по­лета. Путем расспросов я выяснил, что Джойс любит смотреть бей­сбольные матчи. Эта игра ей нравилась по многим причинам, в том числе и за состояние возбуждения и подъема, связанное с криками одобрения или возмущения со стороны болельщиков. Надо было ис­пользовать эту положительную внешнюю звуковую активность, что­бы заглушить негативный внутренний звуковой фон.

Когда Джойс вошла в транс, я предложил связанную с бейсболом метафору с включенными в нее внушениями и знакомыми позитив­ными звуковыми ассоциациями — ее собственные возбужденные воз­гласы во время игры, звук ударяющегося о биту мяча, звуки одобри­тельно вопящей толпы болельщиков, выкрики продавцов мороженого, сладостей и напитков. Далее я сравнил многогранный звуковой фон полета в самолете с полетом мяча:

Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru Чем мощнее подача, тем выше летит мяч под одобрительный гул зрителей. Вот он взмывает в небо и летит, сопровождаемый знакомыми радостными звуками... Вот он высоко в небе... уверенно летит к своей цели... Какое красивое зрелище, ты только посмотри. Представь, что это ты так славно рассекаешь воздух... и счастлива от того, что слышишь мощ­ный гул одобрения с трибун, это придает тебе еще больше сил и ты ровно и плавно летишь все дальше и дальше. Так же, как мяч приземляется на "' свою площадку, так и ты вернешься домой в целости и сохранности и смо­жешь гордиться собой: ты победила.

Когда Джойс в очередной раз должна была лететь самолетом, она бессознательно обратилась к бейсбольной метафоре, чтобы придать своим внутренним диалогам приятную окраску, что, в свою очередь, положительно воздействовало на визуальную и кинестетическую сис­темы. Теперь все три сенсорные системы работали в лад, создавая в Полете ощущение спокойствия и безопасности. Такой терапевтичес­кий подход помог Джойс избавиться от страха и в других областях *изни: она стала отличной лыжницей, научилась плавать в открытом океане и даже путешествовать по рекам на плоту!

Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru i

       
    Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru
  Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru
 

 
  Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru

Следует заметить, что желаемые перемены не всегда наступают, если человек старается вспомнить метафору на сознательном уровне. Если бы сознание располагало решением проблемы, то она не возни­кла бы вовсе. Надо сказать, что, оказавшись в ситуации, для которой, собственно говоря, и придумана метафора, человек редко когда о ней вспоминает. Метафора скорее выступает здесь в роли положительно­го, постгипнотического внушения, которое либо перекрывает, либо вытесняет создавшее проблему негативное программирование".

"Внесознательная система" как понятие возникла в связи с необ­ходимостью разграничить уровни или характер бессознательных про­цессов, ибо разные уровни требуют дифференцированного клиниче­ского подхода. Само собой разумеется, что, например, у человека, не замечающего очки у себя на носу, и у человека, который не осознает, что ведет внутренний негативный диалог с самим собой, бессозна­тельные процессы находятся на разных уровнях.

Еще Фрейд и Юнг подняли вопрос о различии в характере бессо­знательных процессов. Фрейд четко определил в них два уровня (1936), сформулировав мысль о бессознательно-предсознательных "функци­ях психического аппарата". В своей книге "Душа и символ" (1958) Юнг говорит о трех уровнях бессознательных процессов.

"Общее содержание бессознательного... распадается на три группы: во-первых, временно находящееся за порогом осознавания содержание, которое можно воспроизвести волевым усилием (память); во-вторых, бес­сознательное содержание, не воспроизводимое произвольно; в-третьих, со­держание, которое никогда не может быть осознано". (Курсив наш. — Авт.)

Интересно также упомянуть теорию "психологических типов" Юнга, согласно которой формирование личности зависит от степени выраженности четырех функций сознания: мысли, чувства, ощуще­ния, интуиции. Способы взаимодействия этих функций подразделя­ются Юнгом на первичные, вспомогательные и низшие или подавлен­ные. Сознательную первичную функцию обычно поддерживает бессознательная вспомогательная функция, и обеим противостоит на­именее развитая, реже всего используемая низшая функция.

Эта теория Юнга имеет непосредственное отношение к нашей идее внесознательного уровня сенсорных процессов. Во-первых, Юнг подчеркивал, что игнорирование различий в типах личности может привести к серьезным трудностям в установлении взаимопонимания во всех областях общественной жизни (включая и работу психотера­певта). Во-вторых, Юнг описал психодинамическую зависимость че­тырех функций сознания, подразделив ее на три вида: первичный, вспомогательный и низший, или подавленный. Здесь, естественно, возникает параллель с нашей идеей сознательного, бессознательного и внесознательного уровней чувственного восприятия.

"При всем разнообразии типов (личностей), с которым встречаешь­ся в практической работе, можно отметить одну надежную закономер­ность: помимо сознательной первичной функции существует относительно бессознательная, вспомогательная функция... Мне часто приходилось наблюдать, как аналитик, имея дело, например, с ярко выраженным мыс­лительным типом, буквально из кожи вон лезет, чтобы извлечь непосред­ственно из подсознания эмоциональную (низшую или подавленную) функцию. Такая попытка обречена на провал, потому что она слишком насильственно вторгается в сознательные установки... Только действуя через вспомогательную функцию, можно подобраться и раскрыть наибо­лее подавленную функцию, так сказать, с полного ее согласия, причем не нарушая защитную систему сознательных установок... Такой подход обес­печивает пациенту более развернутое понимание происходящего и своих возможностей, а сознание при этом в достаточной мере защищено от набегов подсознания".

Юнговский способ "извлечения на свет Божий" подавленной фун­кции напоминает наш метод утилизации речевых предикатов (созна­ние), характера движения глаз и минимальных сигналов (бессозна­тельное) для обнаружения внесознательной системы.

В другой книге — "Воспоминания, мечты и размышления" (1961) — Юнг описывает случай из личного опыта, который в каком-то смысле подсказал ему, как включить в общую работу сознания его собственную внесознательную систему. В главе "Лицом к лицу с бес­сознательным", Юнг с глубоким чувством рассказывает о том страхе, который охватил его, когда он попытался выйти на прямое общение со своим бессознательным.

"Неудержимый поток фантазий вырвался на свободу. Я изо всех сил старался не потерять голову и как-то разобраться во всех этих странных вещах. Беспомощно я взирал на этот чуждый мир, где все было сложно и непостижимо. Я жил в состоянии постоянного напряжения; временами мне казалось, что на меня рушатся гигантские глыбы. Один ураган следо­вал за другим. Требовалась просто физическая сила, чтобы все это выне­сти... По мере того, как мне удавалось перевести мои эмоции в образы, — вернее, извлечь скрывавшиеся в эмоциях образы, — внутреннее спокой­ствие и уверенность возвращались. Если бы я позволил этим образам и Дальше скрываться в эмоциях, они бы растерзали меня".

Если рассматривать переживания Юнга через призму сенсорных систем, то возможно следующее толкование вышеприведенного отрыв­ка: чем больше он пытался понять и осознать (мыслительное/аудиаль-Ное восприятие), тем сильнее было его смятение (кинестетическая пе-Регрузка). Внутреннее спокойствие и равновесие вернулись, как только ему удалось перевести свои эмоции (кинестетическое восприятие) в °бразы (визуальное), т.е. когда он смог подключить к своим пережива­ниям внесознательную визуальную систему. Без этого жизненно важ­ного момента его действительно ждало эмоциональное разрушение.

Движения глаз: бессознательная коммуникативная система? - student2.ru ft

Наши рекомендации