Сравнительные особенности функционирования мозга взрослого и новорожденного
Принципы функционирования мозга взрослого | Принципы функционирования мозга новорожденного | |
1. | Ведущая роль коры в обеспечении психических функций | Незрелость коры, при значительной сформированности подкорковых структур |
2. | Внутриполушарная специфичность и взаимодеиствие отделов внутри полушарий | Слабо выраженная система вертикальных и горизонтальных связей внутри полушарий |
3. | Ассиметрия полушарий | Относительная (по сравнению с мозгом взрослого) эквипотенциальность полушарий |
4. | Межполушарное взаимодействие, обеспечиваемое в основном мозолистым телом | Незрелость мозолистого тела, являющегося основной комиссурой, связывающей полушария у взрослого человека |
Формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе.
1. | Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), |
2. | от правого полушария мозга к левому (справа налево), |
3. | от задних отделов мозга к передним (сзади наперед). |
4. | Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным. |
Уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.
Уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе. | Возрастные этапы | Блоки мозга | Гетерохрония отдельных функций и их ансамблей | |
1. | Транскортикальные связи стволового уровня, мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной области и базальных ядер | От внутри-утробного периода до 3 лет | 1й блок | Закладывается базис для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных и нейрохимических ассиметрий, лежащих в основе соматического, аффективного и когнитивного статусов ребенка. |
2. | Межгиппокампальные комиссуральные системы | От 3 до 7-8 лет | 2й блок | Закрепление межполушарных ассиметрий операционального уровня. |
3. | Комплекс транскаллозальных связей (зрелое мозолистое тело) | От 7 до 12-15 лет | 3й блок | Межполушарная организация психических процессов на регуляторном, социкультурально опосредствованном уровне их протекания. |
Литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное
пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
3. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.
Дополнительная литература:
1. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии – 1962.- №3.-С.15-22.
2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.
3. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
Семинар 4.
Тема 4.Нейропсихологические факторы и их роль в развитии психической деятельности ребенка.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Дать характеристику нейропсихологическим факторам
2. В чем особенности проявления различных факторов в детском возрасте.
3. Как отражается на учебной деятельности недостаточность кинетического фактора.
Вопросы для самостоятельной работы:
1.Рассмотреть различные подходы к определению понятия «нейропсихологический фактор».
2. Рассмотреть возможности коррекции при недостаточной сформированности различных факторов у детей.
Литература:
1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
3. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник.- М.: УМК «Психология», 2002.
Дополнительная литература:
1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Семинар 5.
Тема 5.Нейропсихологическая диагностика детей.
Вопросы к семинарским занятиям:
1.Что необходимо знать нейропсихологу для квалификации, имеющей у ребенка недостаточности при нейропсихологическом обследовании?
2. Перечислить какие психические функции рассматриваются при полном нейропсихологическом обследовании.
3. Что предшествует использованию методов нейропсихологического обследования?
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Рассмотреть что входит в анамнестические данные ребенка.
2. Изучить различные методы исследования латеральных предпочтений.
Литература:
1.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
3.Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. – М – Воронеж, 2009.
Дополнительная литература:
1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.
2.Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998.
Семинар 6.
Тема 6.Пространственные представления при отклоняющемся развитии.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Рассмотреть возрастные аспекты развития пространственных представлений.
2. Рассказать о методах исследования пространственных представлений.
3. Какую роль играют пространственные представления в учебной деятельности ребенка.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Рассмотреть типологию пространственных представлений и их нарушения у детей.
2. Рассмотреть модель иерархического строения пространственно-временных представлений.
Литература:
1.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
Дополнительная литература:
1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
Семинар 7.
Тема 7.Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Какое авторское содержание внесли в понятие «нейропсихологический синдром» А.В.Семенович и Л.С.Цветкова.
2. Рассмотреть особенности синдромов несформированности различных отделов мозга.
3. Охарактеризовать синдромы дефицитарности различных отделов мозга.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какие факторы могут быть несформированы при синдромах несформированности различных отделов мозга.
2. Рассмотреть какую роль играют нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития в учебной деятельности учащихся.
Методический материал