Сравнительные особенности функционирования мозга взрослого и новорожденного

  Принципы функционирования мозга взрослого Принципы функционирования мозга новорожденного
1. Ведущая роль коры в обеспечении психических функций Незрелость коры, при значительной сформированности подкорковых структур
2. Внутриполушарная специфичность и взаимодеиствие отделов внутри полушарий Слабо выраженная система вертикальных и горизонтальных связей внутри полушарий
3. Ассиметрия полушарий Относительная (по сравнению с мозгом взрослого) эквипотенциальность полушарий
4. Межполушарное взаимодействие, обеспечиваемое в основном мозолистым телом Незрелость мозолистого тела, являющегося основной комиссурой, связывающей полушария у взрослого человека

Формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе.

1. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх),
2. от правого полушария мозга к левому (справа налево),
3. от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).
4. Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным.

Уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.

  Уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Возрастные этапы Блоки мозга Гетерохрония отдельных функций и их ансамблей
1. Транскортикальные связи стволового уровня, мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной области и базальных ядер От внутри-утробного периода до 3 лет 1й блок Закладывается базис для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных и нейрохимических ассиметрий, лежащих в основе соматического, аффективного и когнитивного статусов ребенка.
2. Межгиппокампальные комиссуральные системы От 3 до 7-8 лет 2й блок Закрепление межполушарных ассиметрий операционального уровня.
3. Комплекс транскаллозальных связей (зрелое мозолистое тело) От 7 до 12-15 лет 3й блок Межполушарная организация психических процессов на регуляторном, социкультурально опосредствованном уровне их протекания.


Литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное

пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

3. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии – 1962.- №3.-С.15-22.

2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

3. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

Семинар 4.

Тема 4.Нейропсихологические факторы и их роль в развитии психической деятельности ребенка.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Дать характеристику нейропсихологическим факторам

2. В чем особенности проявления различных факторов в детском возрасте.

3. Как отражается на учебной деятельности недостаточность кинетического фактора.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Рассмотреть различные подходы к определению понятия «нейропсихологический фактор».

2. Рассмотреть возможности коррекции при недостаточной сформированности различных факторов у детей.

Литература:

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник.- М.: УМК «Психология», 2002.

Дополнительная литература:

1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

Семинар 5.

Тема 5.Нейропсихологическая диагностика детей.

Вопросы к семинарским занятиям:

1.Что необходимо знать нейропсихологу для квалификации, имеющей у ребенка недостаточности при нейропсихологическом обследовании?

2. Перечислить какие психические функции рассматриваются при полном нейропсихологическом обследовании.

3. Что предшествует использованию методов нейропсихологического обследования?

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Рассмотреть что входит в анамнестические данные ребенка.

2. Изучить различные методы исследования латеральных предпочтений.

Литература:

1.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

3.Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. – М – Воронеж, 2009.

Дополнительная литература:

1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

2.Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998.

Семинар 6.

Тема 6.Пространственные представления при отклоняющемся развитии.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Рассмотреть возрастные аспекты развития пространственных представлений.

2. Рассказать о методах исследования пространственных представлений.

3. Какую роль играют пространственные представления в учебной деятельности ребенка.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Рассмотреть типологию пространственных представлений и их нарушения у детей.

2. Рассмотреть модель иерархического строения пространственно-временных представлений.

Литература:

1.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога. М., 2000.

Семинар 7.

Тема 7.Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Какое авторское содержание внесли в понятие «нейропсихологический синдром» А.В.Семенович и Л.С.Цветкова.

2. Рассмотреть особенности синдромов несформированности различных отделов мозга.

3. Охарактеризовать синдромы дефицитарности различных отделов мозга.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие факторы могут быть несформированы при синдромах несформированности различных отделов мозга.

2. Рассмотреть какую роль играют нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития в учебной деятельности учащихся.

Методический материал

Наши рекомендации