Ю.В. Сметанова ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Психология религии.
Предмет психологии религии.
В начальный период формирования дисциплины считалось, что её предмет – субъективный опыт верующего: его эмоции, восприятия, волевые акты, переживания и т.п. Так считал Уильям Джеймс. В работе «Многообразие религиозного опыта» он собрал и систематизировал данные о разных видах переживаний верующих, при этом он считал, что речь должна идти об опыте «гениев религиозной жизни», т.е. наиболее ярких, убедительных свидетельствах – это метод анализа крайний состояний. Он считал, что именно личная, субъективная область религии должна рассматриваться психологом. Данный подход связан с концепцией религии, по которой во всём комплексе религиозной жизни субъективный опыт является первичным и генетически, и функционально, в то время как все остальные компоненты религиозного «целого» - организация, культ, вероучение – вторичны, производны от этого опыта. Религиозный опыт здесь источник религии как таковой, и главным звеном взаимосвязей и элементов, составляющих религию.
Данные взгляды в первую очередь не разделяли конфессиональные психологи. Они связывали происхождение религиозных традиций не с опытом, а с Откровением, к опыту же они относятся с недоверием до сих пор. Во главу угла они ставят общую природу души человека, понимаемую изначально как homo religious. Психология религии здесь понимается как часть религиозной антропологии.
Также концепцию, основывающуюся на религиозном опыте, критиковали и с иных позиций. К примеру, бихевиоризм отрицает необходимость исследовать субъективные состояния религиозных индивидов – внимание исследователя должно быть направлено на поведение субъекта, соответственно в области религии психолог может изучать только культ или другие формы религиозного поведенияиндивида в его соотношении со средой, выявляя такие компоненты как стимул и реакция, по возможности более полно абстрагируясь от веры и т.п.
Но не только бихевиоризм выступал со своей концепцией. Сдвиги в отношении объекта психологии религии происходили по мере накопления опыта и инструментария, различными школами. Ученые обратили внимание на то, то граница между внешней и внутренней сторонами религии проходит не так четко и жестко, как это предполагал Джеймс. Существует пласт религиозных явлений, которые имеют интерсубъективный характер и образуют пограничную область между внутренним и внешним. К ним относятся в первую очередь вероучение и система религиозной социализации. Вероучение имеет объективную составляющую, зафиксированную в текстах или устной традиции, и сохраняется усилиями религиозной организации. Для каждого нового адепта оно первоначально существует вне и независимо от него, однако будучи интериоризированно, оно встраивается в систему мировоззрение субъекта, воспринимается им как система своих внутренних ценностей, систему его внутренней религиозности, приобретая субъективный аспект. Также и религиозная социализация: она существует как некие закрепленные стандарты: учебники, меры воспитания), но в конечном итоге формирует стереотипы внутренней религиозности индивида. Психология также обратилась к исследованию вероучений и текстов различных религий.
В общем, развитие психологии религии как науки привело к отказу сводить ее объект только к тому, что «является субъекту» в качестве его собственного переживания, в кругозоре психолога теперь весь спектр явлений религиозной жизни. Ныне предмет психологии религии составляют психологические аспекты и закономерности всех религиозных явлений.
Предмет психологии религии
По статье
Ю.В. Сметанова ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Психология религии – отрасль психологического знания посвящена научному анализу феноменов духовности и бездуховности, религиозности и антирелигиозности.
Психологию религии как научное направление долгое время относили к разделу общей психологии, объясняя это существованием общих научных понятий (психических состояний, процессов и особенностей личности). Со временем, большинство авторов пришло к единому мнению, что нельзя сводить результаты психологических исследований религии к категориям общей психологии.
До сих пор не сложилось однозначного понимания предмета и задач психологии религии.
Ø Одни авторы (Т. Флурнуа, Т. Рибо) считали, что предметом данной отрасли являются все элементы религиозного комплекса в его влиянии на личность, а непосредственной задачей должно стать изучение только эмоциональной стороны психической жизни верующего.
Ø Другие (Г. Олпорт, У. Кларк)– что все элементы человеческой психики так или иначе присутствуют в религиозных переживаниях и поэтому должны быть исследованы.
Ø В. Грюн утверждал, что предметом психологии религии является весь «набожный человек во всех его формах и видах». Тогда как Э. Фромм прибавлял к этому и социальные процессы взаимодействия верующих.
Ø Исследователи школы научного атеизма определяли в качестве предмета психологии религии «изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении».
В принципе, проблема определения предмета науки является особенностью всей психологии в целом.
Следует ли относить психологию к психологии или к религиоведению, если к психологии, то какая из областей последней — индивидуальная или социальная — должна быть преимущественно представлена в исследованиях. До появления научной психологии В. Вундтом в 1879г. проблемы психологии религии относились главным образом к философии или теологии.
Большинство концепций в психологии религии обязано своим происхождением психологии индивидуальной: психологии бессознательного, психологии поведения (П Жане).
Начало психологии религии обычно связывают с появлением исследований, опиравшихся на более или менее основательную эмпирическую базу.
Вундт выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурных явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть поняты посредством исторических и этнографических методов изучения.
Основателем психологии религии в Америке, да и вообще пионером американской психологии справедливо считается Стенли Холл (1844-1924), который основал первый научный журнал о религиозной психологии и образовании.
Принципиально другой подход представлен признанным классиком психологии религии философом Уильямом Джеймсом (1842— 1910). В отличие от представителей школы Кларка, Джеймс предпочитал исследовать редкие и необычные случаи проявления религиозности. Ценность его ставшей классической работы «Многообразие религиозного опыта» (1902) определяется подчеркнуто эмпирическим подходом к индивидуальным религиозным переживаниям.