Когда кричат молчащие ягнята?

Как уже отмечалось, нередко мы начинаем вспоминать и понимать, что произошло с нами во время сессии в момент рисования или рассказа в группе. Что-то в наших внутренних пространствах совмещается именно тогда и дает силу нашей речи и энергию нашему пониманию. Этот тонкий момент интегративного процесса, который развивается не по понуканию или нетерпеливому подстегиванию, а в силу прохождения определенного смыслового пути, хорошо показан в известном фильме "Молчание ягнят".

Данный фильм интересен высвечиванием многих психологических проблем, скажем, одна из них -- сочетание каннибальства и гениальной проницательности у одного из центральных героев, садиста и людоеда Лектора. Другая проблема выражена в "молчании ягнят", их крике, застывшем в душе героини фильма. Здесь расследование преступления женщиной, молодой агенткой ФБР, является одновременно решением проблемы собственной жизни, когда пересекаются работа, жизнь и кошмары детства, когда Лектор, психологическая интуиция которого чудовищна, как и его аппетит, подсказывает ей не столько то, как найти преступника, сколько помогает ей перестать быть жертвенным ягненком, справиться с этим криком, который застыл в ней, девочке-подростке, при сообщении об убийстве отца. И спасение жертвы от рук маньяка становится собственным спасением от холода после утраты отца, след которого прорывается в памяти о тревожном молчании ягнят.

Таким образом, в контексте холотропной терапии, фильм особенно интересен как прекрасная демонстрация того, как часто себя мы не в состоянии понять ни через какие интеллектуальные усилия, что мы должны сперва что-то пережить, и только тогда, совместив в себе разные пространства, -- пройдя путь поиска, путь загадок, инсценированных Лектором, -- мы можем снять заклятье прошлого -- этого плача ягнят, который держал нас все эти годы.

При глубинной работе бессмысленно искать буквального смысла в действиях: его не существует, как не существует окончательных диагнозов, прочтений и интерпретаций. Или же можно сказать, что он есть, но не выразим, так что выбор десятка прочтений уже является искажением картины, потому что есть еще сотни. Но само действие является более совершенным, целостным в том смысле, что ставит точку в плоти ситуации. Результат сессии есть всегда, даже когда нам кажется, что его нет. Недовольства и эмоции возникают, когда мы чувствуем, что "не получилось". Оказывается мы всегда чего-то ждем, хотя тысячу раз слышали: не ожидайте ничего, принимайте с благодарностью все, что происходит. Масса ожиданий, куча самооценок промелькнула во время сессии, и в итоге создался определенного рода эмоциональный настрой, при котором ускользает главное: мы не видим, что с нами происходит прямо сейчас.

В холотропной терапии нужно учиться отличать простые подрыгивания капризных эмоций и писк желаний от подсказок духа. Тогда безжалостный клиницист -- людоед-Лектор -- внутри каждого из нас сможет проявить свое ничем не обусловленное Великое Сострадание и даст нам реальное знание, которое позволит нам слышать все голоса всех ягнят наших душ, но уже никогда не быть оглушенными ими.

ЛИТЕРАТУРА

1. С.Гроф. Путешествие в поисках себя. М., Изд-во ИТП, 2000.

2. G.V.Guenther. Kindly Bent to Ease Us. Part 1. Berkeley, Dharma Publishing, 1975.

* * *

ПРИЛОЖЕНИЕ

(Памятки составлены на основе многих источников. В них учтен многолетний опыт ведения семинаров по холотропному дыханию в России и мире. За основу взяты разработки К.Тэйлор из ее руководства по холотропному дыханию).

Памятка Cиттеров

Придите в зал заранее, чтобы иметь время для подготовки места и расслабления. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания.

Заключите контракт со своим партнером, обсудите его пожелания и предпочтения.

Во время дыхания сведите разговоры до минимума. При громкой музыке вы можете даже не осознавать, сколь слышен ваш голос.

Устроясь рядом с головой дышащего, сосредотачивайте на нем все внимание и не отвлекайтесь ни на что, происходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих, они могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.

Пребывайте с партнером в одном пространстве переживания. Чувствуйте это пространство, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, позволяя своему телу оставаться столь же спокойным. Если дышащий активен, вы можете слегка двигаться в том же самом ритме для того, чтобы лучше почувствовать его состояние.

Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий.

Не поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть "очищение ауры" или использование кристаллов.

Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время одного из ведущих.

Будьте внимательны к любому уязвимому месту на теле дышащего (если существует слабое или поврежденное место) и информируйте об этом ведущего, если он работает с вашим партнером.

Помогите дышащему, если он просит о чем-то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки.

Если у вас вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы проконсультироваться с ведущим.

Проследите, чтобы ваш партнер был проверен ведущим, перед тем как покинуть зал после окончания процесса.

Попросите оставить еду вам и партнеру, если ваш партнер все еще находится в процессе ко времени начала обеда (ужина).

Приведите в порядок ваше место в зале для дыхания, после того как проводите партнера в комнату для рисования мандал.

Памятка дышащих

Придите в зал заранее, чтобы подготовить себе место и расслабиться перед началом дыхания. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания.

Наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т.д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией.

Если вы дышите сегодня, то ешьте очень легко или не ешьте совсем. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.

Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы безопасность с этим человеком?

Не покидайте зал в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите более глубоко и часто в течении часа. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.

Оставайтесь в позе лежа на спине -- позе открытости. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства из него. Если вы выполнили его, постарайтесь вернуться в исходную позу, как только будете готовы к этому.

Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:

- Каким образом напоминать вам о дыхании;

- Какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;

- Какая поддержка необходима вам от партнера;

- Каковы особенности вашего проявления в сессии;

- Условьтесь о сигналах несловесного общения:

-Каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует

прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание

мешает вашему переживанию;

-Как вы сообщите партнеру о том, что вы что-то хотите.

Уважайте переживания других участников, избегайте разговоров. Разговоры выводят людей из необычного состояния, потому что они ассоциируются с обыденным сознанием.

Сохраняйте молчание во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает быть в медитативном настрое.

Попросите о помощи, если чувствуете, что телесная энергия заблокирована, если возникает боль или напряжение и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии.

Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово "СТОП", и любое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что слишком пойманы мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т.п.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравиться музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих - свободным танцем тела, энергии и мысли.

Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.

Вы сами решаете, когда закончить дыхание. Как правило, сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1.5-2.5 часов. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ждать ее окончания.

Не следует начинать новую сессию в конце сессии. Работа в этот момент состоит не в том, чтобы обнаруживать все новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в интеграции.

Перед тем, как покинуть зал, позовите ведущего для того, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Эта проверка необходима, чтобы понять, нуждаются ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.

Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка,а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения.

Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания или мандалы.

Сон - это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями.

Наши рекомендации