Обобщенный оптический образ предмета
Примечание 1. Эта функция обследуется при отсутствии у больного грубой сенсорной (фонологической) афазии с явлениями отчуждения смысла слова. Представление о состоянии обобщенного зрительного образа предмета делается на основании следующих четырех проб. Комментарий к ряду из них дается в сокращенном виде в связи со спецификой обследуемых функций.
Тест 1. Показ предметов
Детям 3-4 лет предъявляются картинки:
1) с изображениями реалистических предметов
2) стилизованные по типу «мультиков»соответствующие возрасту
Детям после 5 лет предъявляются картинки:
1) «парные», т.е. различающиеся какой-либо одной деталью имеющей маркировочное значение,
2) сенсибилизированные, а именно перечеркнутые, наложенные, теневые, штриховые и прочее. Просят показать, где нарисован тот или иной предмет.
Примечание. Тест проводится, если у больного нет значительных нарушений понимания речи. В отличие от пробы «Показ предметов» в рамках фонологического кода языка, данная проба направлена на выявление состояния способности опознать зрительный образ предмета, а не на степень слияния слова и предмета («означающего» и «означаемого»). В связи с этим больным предлагаете: показывать нереальные предметы, а только их картинные изображения.
Основная патологическая симптоматика.
• Неспособность узнать предметы на картинках, в том числе и сенсибилизированных.
- Смешение изображений, имеющих сходные детали.
- Неспособность выделить фигуру из фона.
Диагностическое значение результатов выполнения теста. Несформированность представления об обобщенном зрительном образе предмета является, наряду с несформированностью фонологической способности, причиной, препятствующей становлению номинативной стороны речи. Несостоятельность в узнавании стилизованных, перечеркнутых и наложенных изображений, требующая способности выделять фигуру из фона, указывает на несостоятельность в данном виде деятельности левого (доминантного) полушария. Недостаточность обобщенного оптического образа предмета у одних детей приводит к амнестической предметной афазии, у других не оказывает существенного влияния на состояние функции называния.
Область патологического функционирования в мозге. Незрелость или поражение височно-затылочной области доминантного (левого) полушария мозга.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
1 Анализ предметных изображений и выделение различных признаков (форма, цвет, размер и пр.)
2. Сопоставление изображений и выделение дифференциальных признаков.
3. Смысловое обыгрывание различных признаков предмета.
Для 2,5-3 лет: 4 игрушки — кошка, петух, собака, медведь.
Для 3—4 лет: 6 предметов - кошка, петух, собака, медведь, поросенок, гусь.
Для 4—5 лет: 8 предметов — кошка, петух, собака, медведь, поросенок, гусь, лошадь, лягушка.
Для 5-6 лет и старше: 10 предметов — кошка, петух, собака, медведь, поросенок, гусь, лошадь, лягушка, тигр (с оскаленной мордой), ворона.
Примечание. Способы достижения цели на занятиях разного типа здесь и далее не указываются, поскольку их специфика аналогична той, которая изложена выше при описании коррекционного обучения по формированию фонологической системы языка
Тест 2. Показ цветов по названиям
Предъявляются образцы разных цветов и дается задание показать, где зеленый, где синий цвет и т.д.
Диагностическое значение пробы. Неспособность показать цвета по названию свидетельствует о наличии цветовой агнозии, вызванной поражением нижнезатылочной области левого полушария (вторичные поля коры).
Для 3,5—4 лет: 4 цвета — красный, зеленый, желтый, синий.
Для детей старше 4 лет: 5 цветов — красный, зеленый, желтый, синий, белый, а также оттенки — розовый, голубой.
Для 5 лет: все цвета спектра.
Для детей старше 5—6 лет: все цвета спектра, а также их основные оттенки.
Тест 3. Идентификация цвета по названиям.
Проба состоит в том, что предъявляется образец какого-либоцвета и дается задание найти его среди набора цветных плосок(или квадратиков, или кружочков).
Диагностическое значение пробы. Несостоятельность соотносить цвета с заданным образцом — симптом цветовой агнозии. Он высоко информативен в топико-диагностическом смысле, поскольку всегда свидетельствует о поражении нижнезатылочных отделов правого (субдоминантного) полушария мозга.
Тест 4. Рисование предметов
Ребенку дается задание нарисовать предметы, например, дом, стол, человека, дерево, очки, машину.
Основная патологическая симптоматика.
• Неспособность нарисовать опознаваемый образ предмета.
12. Отсутствие в рисунке дифференциальных (маркерных) дляданного предмета деталей.
13. Присутствие в рисунке деталей, принадлежащих другомуобразу.
14. Опознаваем ли рисунок, присутствуют ли в нем дифференциальные детали; каким способом рисует больной: по представлению о целостном образе или на основании сознательно создаваемого плана.
Примечание. При недостаточности функционирования левого полушария, функция рисования не выпадает полностью. Рисунок становится несхематическим, он приобретает индивидуализированный характер, оставаясь при этом опознаваемым. Недостаточность же функции правого полушария делает доступным схематическое изображение. Таким образом, неспособность к рисованию изображений, которые могли бы быть опознаны другими, является результатом двустороннего поражения мозга.
Диагностическое значение пробы. Неспособность рисовать знакомые предметы (при отсутствии пареза рисующей руки) свидетельствует о недостаточности представления об обобщенном оптическом образе предмета. Особенно показательно в этом отношении отсутствие в рисунке маркерных деталей. Произвольный способ рисования по заранее продуманному плану, а также с вербализацией своих действий (регуляция со стороны речи) свидетельствует о дезавтоматизации (дезинтеграции) навыка рисования.
Приоритетные методы формирования, коррекции функции те же, что и в предыдущей пробе.
Тест 5. Рисование человека
Дается задание нарисовать человека любым наиболее предпочтительным для испытуемого способом.
Основная патологическая симптоматика.
15. Неспособность нарисовать человека.
16. Отсутствие в рисунке дифференциальных деталей.
17. Наличие лишних деталей.
Остальные пункты комментария те же, что и в пробе по показу частей тела.
Примечание. Следующие две пробы имеют одну цель — выявить, сохранно ли у больного представление об обобщенном зрительном образе предмета. В связи с этим комментарии к ним объединены.
Узнавание усложненных (стилизованных) изображений предметов: фигур Поппельрейтера (конфликтных, штриховых, теневых и пр.
Предъявляется ряд стилизованных изображений одного и того же предмета с просьбой показать все стулья, все яблоки, всех собак и т.д. При неспособности понять задание предъявляется образец его выполнения.
Основная патологическая симптоматика.
• Парагнозии восприятия предмета на основе смешения его со сходными по оптическому образу.
• Неспособность вычленить дифференциальные детали, отличающие данный предмет от другого.
• Искаженное изображение предмета, состоящее в упущении дифференциально значимых, маркировочных деталей.
• Отсутствие способности опознать предмет по упроченному зрительному гештальту.
• Неспособность опознать предмет с недостающими деталями.
• Неспособность вычленить недостающую деталь.
Диагностическое значение пробы. Неузнавание различных изображений предмета свидетельствует о трудностях перехода от реального предмета к условности его картинного изображения. Это приводит к недоразвитию или задержкам развития РФ. В период зрелости РФ оно означает потерю представления об обобщенном зрительном образе предмета. У одних больных на этой основе развивается предметная амнестическая афазия, а у других, с более развитой РФ, такие последствия отсутствуют.
Область патологического функционирования в мозге. Ошибки в опознании хорошо знакомых предметов по картинкам, искажения в рисовании таких предметов являются, скорее всего, знаками недостаточности функционирования не левого (доминантного) полушария мозга, а правого (субдоминантного).
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
На занятиях разного типа проводится обыгрывание различных признаков предмета путем моделирования ситуаций, в которых каждый из них играл бы доминирующую роль для того, чтобы выработать обобщенные оптические образы предметов.
Тест 6. Недостающие детали
Предлагаются картинки с изображениями предметов, в которых отсутствуют определенные детали. Дается задание рассмотреть картинки и ответить, все ли в них в порядке.
Способность восполнять недостающим детали отрабатываемся в основном на занятиях с воспитателем и логопедом (в рамка их программ).